КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СТУДЕНТАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СТУДЕНТАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Байбакова А.И. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время распространение социально значимых заболеваний обусловлено преимущественно социально-экономическими факторами. В связи с этим человек нуждается в качественной социальной защите государства, в том числе и профилактической. Самые известные социально значимые заболевания - это рак, гепатит, сахарный диабет, туберкулез и психические расстройства.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Департамента развития медицинской помощи и курортного дела и ФГУ «ЦНИИОИЗ» 2010 года количество больных туберкулезом составляет 109904 тыс. чел., смертность населения от туберкулеза - 21862 чел.; количество больных со злокачественными образованиями составляет 516874 чел., смертность населения от злокачественных образований, состоявших на учете - 255811 чел., не состоявших на учете - 17400 чел.; количество страдающих психическими расстройствами - 74310 чел.

Социально значимые заболевания представляют большую угрозу для современного общества. Количество больных различными недугами увеличивается из года в год. Социальное заболевание - проблема не только общества, но и каждого человека, несущего ответственность за свою жизнь.

Существует огромное количество профилактических мероприятий социально значимых заболеваний. Данные мероприятия особенно востребованы в молодежной среде, многочисленные представители которой начинают вести самостоятельную жизнь, и возлагают на себя ответственность за нее.

Статья 12 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 93 от 25.06.2012 гласит о том, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается благодаря проведению мероприятий по предупреждению и выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними [9].

Актуальным является исследование состояния культурно-просветительской деятельности по профилактике социально значимых заболеваний среди молодежи. Культурно-просветительская деятельность - это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества. Культурно-просветительская деятельность вовлечена практически во все составляющие жизни людей: политику, экономику, образование, медицину, досуг, карьеру и т.д. К сожалению, потенциал данного направления остается нереализованным.

Особая роль культурно-просветительской деятельности отводится в студенческом периоде жизни. Студенческий возраст - это время интенсивного развития нравственных и эстетических чувств, становления характера и овладения полным набором социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев отмечают: "Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени"[8].

Культурно-просветительская деятельность осуществляется посредством различных технологий, выбор которых зависит от целей и задач ее организации для той или иной аудитории. В студенческом возрасте применяются наиболее интересные и специфические технологии, способствующие максимальному усвоению молодыми людьми транслируемой им информации. Кроме того, выбранные технологии должны соответствовать основным принципам обучения, таким как принцип научности, воспитывающего обучения, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям и др. За последнее время широкое распространение получил метод проектов - "система обучения, при которой обучающиеся приобретают новый опыт (знания, умения и т.д.) в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий практически-жизненной направленности" [1]. Учебное кино или видео считается самым наглядным средством обучения (просвещения). А.М. Новиков считает, что "эта наглядность обусловлена богатыми дидактическими возможностями учебного кино (видео): информативной плотностью, позволяющей сообщить больше информации в более экономичной форме, чем словесное изложение; совершить экскурсию в историю науки и техники; показывать объекты, процессы, явления, недоступные для непосредственного наблюдения" [3].

В настоящее время игровая деятельность имеет широкое распространение в современной системе образования. "Подобно тому, как игра постепенно зарождается в подражании, так и вооруженность человека знаниями и умениями зарождается в игре; в ней же начинают проявляться и реализовываться человеческие социальные и идеальные потребности" [4].

Лекционно-семинарская система, относящаяся к групповым педагогическим технологиям, по В.К. Дьяченко, при правильном педагогическом управлении способствует реализации необходимых условий коллективности: осознание и принятие общей цели, рациональное распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль [2].

Еще одной важной формой является экскурсия. По словам П.И. Пидкасистого, экскурсия – «это такая форма организации обучения, объединяющая учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивающая знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. … экскурсия выполняет ряд важных дидактических функций, среди которых реализация принципа наглядности обучения, укрепление связи обучения с жизнью, расширение технологического кругозора обучающихся» [5].

К особому виду внеучебных занятий можно отнести кружковую работу, отличающуюся большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы и времени обучения. И.П. Подласый отмечает, что кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, активизации учебного процесса, повышению качества обучения [6].

Такие формы, как дискуссия и беседа, также можно считать технологиями культурно-просветительской деятельности. В.А. Ситаров пишет: беседа – это разговор преподавателя с учащимися, который бывает трех видов: вступительный, представляющий новую информацию и закрепляющий; дискуссия основана на обмене мнениями между преподавателем и учащимися или только между учащимися [7].

Технологии культурно-просветительской деятельности уникальны и разнообразны. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения их количества и всестороннего улучшения их моделей. Данные технологии особенно востребованы в системе высшего образования, так как их применение благотворно сказывается на учебно-воспитательном процессе студентов.

С целью изучения особенностей культурно-просветительской деятельности со студентами по профилактике социально значимых заболеваний на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено анкетирование. Выборку составили студенты 2 курса направления подготовки "Организация работы с молодежью" в количестве 20 человек.

В целом, анализ анкетирования показал, что 95 % из опрошенных подтвердили общественную значимость социальных заболеваний и указали на необходимость осуществления культурно-просветительской деятельности по профилактике социальных заболеваний в молодежной среде. При этом, ни один из респондентов не смог назвать точный список социально значимых заболеваний и, соответственно, необходимых мер профилактики.

Для решения поставленной проблемы был разработан и реализован проект "Береги себя", задачей которого стало привлечение молодежи к профилактике социально значимых заболеваний. Проект включал различные формы реализации: серию мини-лекций, раскрывающих особенности профилактики следующих заболеваний: сахарный диабет, туберкулез, вирусные гепатиты и рак; демонстрацию презентации и видеоролика о профилактике социально значимых заболеваний, проведение деловых игр и опросов студентов, написание эссе и др. Например, в рамках деловой игры студенты должны были представить рисунки общества, свободного от вредных привычек, и составить программу по ведению здорового образа жизни. Анализ деловой игры, которая проходила по микрогруппам, показал актуальность и значимость. Так, идея рисунка одной микрогруппы студентов отразила такое общество, в котором господствуют главные человеческие ценности - мир, дружба, любовь, взаимопонимание и уважение друг друга. По мнению этой микрогруппы, полноценное общество возможно создать при приоритетном значении данных ценностей в жизни для каждого человека. Другая микрогруппа студентов представила рисунок общества, нормальная жизнедеятельность которого невозможна без взаимной помощи друг другу и коллективной поддержки каждого из его представителей. Студенты этой микрогруппы считают, что сила коллектива способна предостеречь любого человека от неприятных жизненных ситуаций различной степени сложности.

По окончании проекта студенты участвовали в заполнении анкет обратной связи, в которых представлена положительная оценка его реализации: "Смелая идея и хорошая, интересная реализация"; "Проект хороший, данная проблема заслуживает внимания"; "Благодаря этому проекту я всерьез задумался о соблюдении здорового образа жизни"; «Думаю, что такой проект надо провести в школе»; «Организатор по работе с молодежью должен работать с такими важными проблемами. Это необходимо молодежи» и др.

Список литературы

1. Профессиональная педагогика: учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: Изд-во "ЭГВЕС", 2009. - стр. 220

2. Педагогические технологии: Учебное пособие / Под общ. ред. В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ "МарТ", 2004. 336 с. - стр.51

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ. 663 с. - стр.490

4.Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М.: Изд-во "ЭГВЕС", 2006. 48 с. - стр.8

5. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с. - стр.209

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн., Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 576 с. - стр.537

7.Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с. - cтр. 226

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. - М.: Школьная Пресса, 2000. C. 212-385.

9. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 93 от 25.06.2012 г.

Просмотров работы: 12682