СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕДБНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕДБНОСТИ

Глотова Е.В. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Участие в волонтерской деятельности помогает развитию лидерских качеств, умению принимать решения, вести за собой людей, саморазвитию и духовному становлению личности.

Благодаря добровольческой деятельности, организаторы работы с молодежью получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, апробировать различные методы и технологии волонтерской деятельности, навыки и умения организации добровольческой работы. Добровольчество является площадкой для дальнейшего профессионального и карьерного роста будущего организатора работы с молодежью.

Термин «технология» - это синтез древнегреческих слов «techne – умение, мастерство и lоgоs – знание, учение, совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [3]. Под социально-педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения. Будучи необходимым элементом деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать?», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде педагогической деятельности [4]. Разрабатываются технологии волонтерской деятельности: технологии привлечения, собеседования, обучения волонтеров и др. (Т.В. Каверин, Т.С. Бусыгина и др.).

Со студентами ТГПУ им. Л.Н.Толстого направления подготовки «Организация работы с молодежью» реализуется дисциплина «Технологии добровольческой деятельности». С целью изучения особенностей разработки и применения технологий добровольческой деятельности в рамках данной дисциплины проведена работа в микрогруппах по следующим темам-направлениям: «Методы поощрения волонтеров», «Технология собеседования с волонтером», «Анкетирование волонтеров», «Портфолио волонтеров», «Технология собеседования при устройстве на работу», «Технология самопрезентации волонтеров».

Анализ работы первой микрогруппы «Методы поощрения волонтеров» позволил выделить следующие виды поощрения для волонтеров: запись в волонтерскую книжку, рекомендационное письмо (на место учебы), грамоты, благодарственные письма, подарочные сертификаты, знаки отличия, делегирование волонтеров на всероссийские и международные мероприятия, чествование волонтеров, льготы на получение путевок на отдых, приглашение волонтеров к участию в праздничных мероприятиях, обучение волонтеров (тренинги, семинары), памятные подарки и др. В рамках предоставленных микрогруппой поощрений, список был дополнен: присваивание званий волонтерам; вручение бонусной карты волонтера.

Вторая микрогруппа разработала анкету для волонтеров с целью их отбора для определенного вида деятельности. Третья микрогруппа представила структуру портфолио волонтера, которая включала в себя такие рубрики, как титульный лист, личные данные, «Я умею»: социальная практика, образование, «Я оцениваю»: эссе, мини-сочинения, анкеты обратной связи, «Я планирую»: план развития профессиональных и личностных навыков, «Другие обо мне»: рекомендации, отзывы, «Мой волонтерский опыт»: волонтерская книжка, грамоты, свидетельства о предыдущем опыте работы добровольца, знаки отличия. После анализа представленных микрогруппой материалов в портфолио были добавлены 3 рубрики: 1.«Перспективы волонтерской деятельности». Применительно к данной рубрике были составлены незаконченные предложения: «Я вижу свою дальнейшую волонтерскую деятельность», «Я хотел бы изменить …», «Мои взгляды на волонтерскую деятельность изменились, потому что …», «В процессе волонтерской деятельности я планирую …», «Волонтерская деятельность способствует …») и др. 2.«Мой фотоальбом». 3.«Мои идеи» (волонтерские социально значимые проекты, программы). Также были разработаны критерии оценивания портфолио волонтера: систематизация материала, наглядность результатов работы, аккуратность и эстетичность оформления, творческий подход к созданию портфолио, целостность, тематическая завершенность представленных материалов, ясность, логичность и лаконичность представленных материалов, нацеленность автора на самосовершенствование. Таким образом, структура представленного портфолио может быть использована волонтерами для систематизации необходимых работ, а критерии оценки для самоанализа собранных работ, например, для участия в конкурсе «Волонтер года» и др.

Четвертая микрогруппа составила вопросы для волонтера при устройстве на работу с целью более глубокого ознакомления добровольца с организацией: «Как долго существует Ваша организация?», «Какими видами деятельности занимается Ваша организация?», «Какова специфика деятельности Вашей организации?», «Какие масштабные акции, проекты проводились Вашей организацией?». После рассмотрения данного перечня вопросов, необходимых для волонтера, были добавлены следующие вопросы: «Каковы требования к добровольцу в Вашей организации?», «Какие навыки необходимы волонтеру для работы Вашей организации?», «Каким образом происходит оповещение волонтеров?», «Каким образом происходит отбор волонтеров?», «Как соблюдается техника безопасности во время выполнения волонтерской работы?».

Таким образом, в результате работы микрогрупп будущими организаторами работы с молодежью были изучены основные технологии волонтерской деятельности: технологии привлечения, обучения, отбора волонтеров, технологии собеседования, технология портфолио, которые можно использовать в работе с будущими волонтерами.

На основе теоретического и практического изучения данной темы были разработаны методические рекомендации для волонтеров по разделам: волонтер должен знать, волонтер должен уметь, волонтер должен владеть.

Раздел «Волонтер должен знать» включил нормативно-правовые документы, глоссарий («волонтер», «волонтерство», «волонтерская деятельность», «технологии», «проект», «социально значимый проект» и др.). Раздел «Волонтер должен уметь» содержал рекомендации по разработке социально значимых проектов, проведению опросов, мониторинговых исследований, анализа эффективности реализации проекта. Раздел «Волонтер должен владеть» включил описание необходимых компетенций волонтера, личностных качеств. Таким образом, разработанные методические рекомендации «Волонтерские уроки» могут быть использованы в организации волонтерской практики будущими организаторами работы с молодежью.

Список литературы

  1. Ершова Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - №2. - С. 20-23.

  2. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. - Ростов–на/Д: Феникс,- 1996.- 512 с.

  3. Основы волонтерской (добровольческой) деятельности. Электр.ресурс: [URL: http.www.volonter.valaam.ru]. (дата обращения: 07.11.2009)

  4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135- ФЗ- М., 1995.

  5. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. - 2009. №7. С. 6-9.

 

Просмотров работы: 4258