РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

Невмывака П.Р. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе все чаще поднимается проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время. Во многом это происходит потому, что дети мало заняты социально значимой деятельностью, недостаточно организован их досуг.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, выстраивая ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей.

Детская общественная организация - важнейший институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков, лидерских качеств. [4]

Подростки во все времена будут стремится объединяться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать.

Изучением роли детских общественных организаций в воспитании лидерских качеств подростка занимались следующие исследователи: Л.В. Алиева, М.В. Богуславский, А.В. Волохов, И.И. Фришман, А.Т. Кирпичника, Р.В. Литвак, Т.В. Трухачева и др. А.В. Волохов отмечает, что современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста …; особый социальный институт воспитания. [1]

Педагогическая ценность детских общественных организаций заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих, коммуникативных способностей, своевременное выявление индивидуальных возможностей детей и молодежи, формирование опыта мобильности при включении в разнообразные виды деятельности, накопление практических способов деятельности и др.

С целью изучения развития лидерских качеств у подростков было проведено анкетирование на базе деткой общественной организации «Союз мальчишек и девчонок», который существует на базе МОУ СОШ № 10 г. Тулы. В анкетировании участвовало 32 подростка. Анализ анкетирования показал, что на вопрос «Знаете ли вы о детской общественной организации «СМиД»?, 47% школьников ответили, что знают о данной организации и принимают в ней участие, 28% ответили, что знают, но не принимают участия в данной организации, 27% - не знают о данной организации и слышат о ней впервые. На вопрос «Вы принимаете активное участие в работе организации»?, только 31% школьников ответили, что они являются активными участниками организации, остальные 69% занимают нейтральную позицию. На следующий вопрос «Считаете ли вы себя лидером»?, только 17% школьников ответили утвердительно, 69% - не считают себя таковыми, 33% испытали затруднения при ответе на данный вопрос.

Для школьников – членов организации был разработан проект «Я – лидер» с целью развития лидерского потенциала подростков. Реализация проекта требует знаний особенностей протекания процессов лидерства в детских коллективах и психолого-педагогических методах его стимулирования. В рамках проекта с учащимися были проведены теоретические и практические занятия с использованием современных технологий работы с молодежью. Интерактивная дискуссия с подростками осуществлялась по следующим вопросам: Что такое лидерство? Кто такой лидер? Как происходит выдвижение одного из членов группы в позицию лидера? Как параметры группы влияют на процесс лидерства? Какие лидерские качества успешного лидера вы может назвать? Каковы особенности подросткового лидерства? и др. В практической части проекта осуществлялось проведение игр на выявление подростков с лидерской позицией, элементов тренинга «Школа общения», написание эссе «Идеальный лидер детского общественного движения», совместная разработка с подростками «Настольная книга лидера детского общественного движения». В целом, проект направлен на разработку и апробацию технологий развития детской общественной организации в конкретном образовательном учреждении.

Список литературы

  1. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях: Монография - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.- 270 с.

  2. Закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

  3. Стратегия действий в интересах детей Тульской области на 2012 - 2017 годы

  4. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Просмотров работы: 2744