ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ВУЗЕ

Гох А.А. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В новых политических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россия сегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания.

Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств».

Цель гражданского воспитания: воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, стремление к миру. Личность приобретает гражданские качества в семье, школе, социальной среде, вузе. Особенно важно продолжать прививать гражданственность во время обучения в вузе, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее [1] .

Академик РАО Г.Н. Филонов утверждал, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи актуальна педагогическая деятельность А.С. Макаренко [2].

А.С. Макаренко считал, что для формирования гражданственности необходимо воспитание таких качеств личности, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга.

Процесс воспитания – сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, растут кражи, убийства, самоубийства. Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды патриотизма, трудолюбия, нравственности, дисциплинированности.

Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и, в общем, вся политика университета.

В нашем исследовании приняли участие студенты-технологи, юноши (20 %) и девушки (80 %), всего 20 человек.

Студентам была предложена анкета, в которой предлагались следующие вопросы: «Вы считаете себя воспитанным человеком?», «Есть ли у вас качество гражданственности?», «Какое из качеств, составляющих гражданственность, у вас присутствует?», «Что такое, гражданственность?», «Как вы считаете, что в большей степени влияет на вашу гражданственность?», «Как вы думаете, воспитывает ли Вуз и преподавательский состав гражданственность в студентах?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Если вы патриот, то вы знаете гимн, конституцию, заботитесь об экологии своей страны?», «Хотите ли вы иметь такое качество, как гражданственность?»

Анализ анкетирования показал следующее [3].

Большая часть студентов (80 %) считают себе вполне воспитанными людьми. Естественно, никто не хочет называть себя невоспитанным человеком. Но 15 % все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают о воспитании. 5 % затруднились дать ответ на этот вопрос.

2 % респондентов не знают, что такое гражданственность. 44 % отвечают, что им привили это в детстве и 44 % ответили, что занимаются самовоспитанием.

Большинство из респондентов отметили, что из качеств, составляющих гражданственность, у них присутствует трудолюбие, ответственность и честность, а именно около 70 %. Еще 15 % отметили наличие патриотизма и честности, и остальные 15 % выбрали всё, кроме дисциплинированности. Я считаю, что это очень важные качества для самореализации в жизни человека.

На вопрос «Что такое, гражданственность?»65 % респондентов ответили, что гражданственность – это любовь к родине, 30 %, что это патриотизм и 5 % ответили, что не знают. Большинство респондентов считают, что на их гражданственность повлияли семья и СМИ (90 %) и учебное заведение (10 %).

Хотя армия является мощным фактором развития гражданственности, в нашем исследовании никто из молодых людей ее не назвал.

85 % студентов считают, что вуз и преподаватели способствуют воспитанию гражданственности у студентов.

Студенты считают, что в вузе тоже идет процесс воспитания таких гражданственных качеств, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм. 87 % студентов считают себя патриотами своей страны. По мнению студентов, патриот знает гимн, конституцию, заботится об экологии своей страны.

На вопрос «Хотите ли вы иметь такое качество как гражданственность?»80 % опрошенных ответили, что имеют такое качество и 19 % хотели бы его приобрести.

В заключение хочется отметить, что проблема воспитания гражданственности очень актуальна в настоящее время, среди студентов мы наблюдаем падение нравственности, общей культуры, многие молодые люди не знают историю своего Отечества, гимн страны. Среди юношей есть такие, которые не хотят служить в армии. «Гражданственность» и «патриотизм» для них пустые слова. Поэтому мероприятия, проводимые в вузах, должны способствовать воспитанию у студентов нравственных качеств: чувства патриотизма, ответственности за свои поступки.

По результатам теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Гражданственность – это культура, которая проявляется в дисциплинированности, уважении, доверии к другим людям и государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.

2. Вуз как социальный институт выполняет свою воспитательную роль. Вуз помогает накопить нравственный опыт, способствует формированию нравственного поведения, таких качеств, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.

Список использованных литературных источников

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология, – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.

2. Лихачев Б.Т. Социальная экология личности о творчестве Макаренко А.С. - М.: 1993. – 190 с.

3 Криворученко В.К. Единство нравственного и гражданского воспитания. – М. – 1990. – № 1. – С. 36–41.

Просмотров работы: 1718