Системы спутникового позиционирования – современные средства координатно-временного обеспечения разнообразных работ. Основным их достоинством является глобальность, оперативность, всепогодность, оптимальная точность и эффективность. Для измерений, в отличие от традиционных геодезических методов, не нужна видимость между определяемыми пунктами.
Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС - предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей[1].
ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
GPS — спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84. Позволяет в любом месте Земли (не включая приполярные области), почти при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США[5].
Основной задачей спутниковые навигационные системы является беспрерывное уточнение параметров орбит, а также выдача на спутники команд управления, временных программ и имеющейся навигационной информации.
Рисунок 1. Схема определения координат объекта
Определение координат объекта на поверхности земли осуществляется за счет получения абонентским приемником данных от одного или нескольких спутников, входящих в спутниковую группировку и последующего вычисления приемником координат на основе полученных данных. Сигналы со спутников передаются в непрерывном режиме, без запроса, а следовательно их прием доступен любому пользователю, имеющему приемник. Передаются два набора сигналов - так называемые, "гражданский" сигнал, а также "военный", закрытый специальным кодом. В особых ситуациях передача гражданского сигнала может быть остановлена[6].
Важность использования спутниковых систем навигации, начиная от военных систем наведения ракет до повседневной жизни, не вызывает сомнения. В данной статье рассмотрена возможность повышения точности определения координат за счет одновременного использование двух систем навигации ГЛОНАСС и GPS. Использование двух систем одновременно становится возможно благодаря целому ряду предпосылок: общность принципов баллистического построения; схожесть принципов синхронизации и измерения навигационных параметров; незначительное различие в используемых системах координат; близкий частотный диапазон; готовность правительств России и США предоставить системы для использования различными потребителями мирового сообщества. Преимущества которое дает такое совместное использование двух систем навигации позволяют: повысить достоверность и непрерывность навигационных определений (за счет увеличения числа спутников в зоне «видимости» потребителя); избежать «мертвых зон» в сложных условиях пересеченной местности, городских застроек, промышленных инфраструктур и высоких широт. А при использовании дифференциального метода навигации достигнутая точность измерений позволит применять разработанное программное обеспечение в самых разнообразных отраслях, требующих значительной точности (геодезия, авиационная и морская навигация и т.д.)[3].
Принцип работы GPS прибора основан на системе глобального позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Прибор обрабатывает сигналы со спутников, получая собственные координаты, скорость и направление движения. Затем через одинаковые таймауты передает сформированные данные через GPRS на сервер обработки и хранения информации. В этом, собственно, и состоит принцип работы системы спутниковой навигации, как GPS, так и ГЛОНАСС. Многие преимущества, которые она дает, видны уже сейчас. Но все развивается. Хотелось бы, чтоб такая система была доступна и широко использовалась в нашей стране на таком же уровне, как, например, телевидение, или Интернет. Главное, что теперь есть и наша, российская система спутниковой навигации - ГЛОНАСС. Спутники в системе непрерывно посылают на Землю навигационные данные двух типов[4].
Точность навигации можно улучшить, применяя дополнительные методы измерений, что и было сделано в сигнале высокой точности.Для вычисления координат объекта на Земле требуются данные, как минимум, от четырех спутников ГЛОНАССа. Приемник, размещенный на объекте, автоматически измеряет расстояние до видимых ему спутников, а также определяет скорость перемещения спутников над планетой[4].
Глобальная спутниковая система используется в:
Геодезия: с помощью GPS определяются точные координаты точек и границы земельных участков
Картография: GPS используется в гражданской и военной картографии
Навигация: с применением GPS осуществляется как морская, так и дорожная навигация
Спутниковый мониторинг транспорта: с помощью GPS ведётся мониторинг за положением, скоростью автомобилей, контроль за их движением
Сотовая связь: первые мобильные телефоны с GPS появились в 90-х годах. В некоторых странах, например США это используется для оперативного определения местонахождения человека, звонящего 911. В России в 2010 году начата реализация аналогичного проекта —Эра-глонасс.
Тектоника,Тектоника плит: с помощью GPS ведутся наблюдения движений и колебаний плит
Активный отдых: есть разные игры, где применяется GPS, например,Геокэшинги др.
Геотегинг: информация, например фотографии «привязываются» к координатам благодаря встроенным или внешним GPS-приёмникам[2].
Сравнение текущих уровней развития ГЛОНАССа и GPS приведено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные характеристики ГЛОНАСС и GPS
Характеристики GPS и ГЛОНАСС |
GPS |
ГЛОНАСС |
Количество спутников (резерв) |
24 (3), реально - 30, с увеличением до 48 |
24, сегодня на орбите 19 |
Количество орбитальных плоскостей |
6 |
3 |
Количество спутников в каждой плоскости |
4 |
8 |
Гарантийный срок эксплуатации спутника (лет) |
10 |
3 - «Ураган», 7 - «Ураган-М», 10 - 12 - «Ураган-К» (начиная с 2010 г.) |
Покрытие сигналом |
Весь земной шар |
Весь земной шар (сегодня - до 90% территории РФ и до 60% земного шара) |
Точность определения местоположения потребителя сигнала (м) |
100 (гражданский сигнал), 10 (военный сигнал), 1 (с наземной коррекцией), сегодня - 2,6 - при использовании КА Bloc IIR |
30 - 60 - при использовании КА «Ураган», 5 - 10 - «Ураган-М», 1 - 3 - «Ураган-К» (сегодня - 4,5 с наземной коррекцией) |
Точность определения скорости движения (м/сек.) |
10 (гражданский сигнал), 0,1 (военный сигнал) |
15 - «Ураган», 0,05 - «Ураган-М» |
Срок активного существования, лет |
7,5 |
3 |
Средства вывода КА на орбиту |
Delta 2 |
«Протон-К/ДМ» |
Число КА, выводимых за один запуск |
1 |
3 |
Метод доступа |
CDMA |
FDMA |
После сравнения параметров ГЛОНАССа и GPS , потребительские предпочтения явно устремляются в сторону GPS. Однако с точки зрения гарантии безопасности и стабильности наличия спутниковых навигационных сигналов нужно держать в уме следующий факт – американцы всегда могут отключить отсылку навигационных сигналов на конкретные территории (например, в страны бывшего СССР). В этом случае навигационные приборы и основанные на них информационные системы превратятся в набор никому не нужных высокотехнологичных устройств. С нарастанием антагонизма между США и Россией возникновение такой ситуации не представляется такой уж маловероятной. Поэтому при выборе навигационного оборудования необходимо выбирать то, которое поддерживает одновременный прием сигналов от ГЛОНАССА и GPS. На сегодняшний день погрешности в данных, получаемых со спутников, уже считаются минимальными для того, чтобы утверждать, что система работает безупречно. С помощью этой системы успешно осуществляется GPS мониторинг, ее возможности применяются для персонального трекинга как отдельными лицами, так и крупнейшими корпорациями. Тем не менее, проблемы с GPS периодически возникают, и чтобы исследовать причины, следует рассмотреть работу системы подробнее.
Литература:
www.Wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия
www.aggf.ru – ГЛОНАСС/ ГНСС Форум
www.thedb.ru – Энциклопедия отличий
www.pingr.ru – спутниковый мониторинг транспорта
www.getgps.ru/stati/sravnenie-sistem-glonass-i-gps -SMART GPS
www.autoscan-sar.ru – Центр мониторинга
www.controlauto.ru – Системы ГЛОНАСС /GPS мониторинга и контроля транспорта