Современное развитие образовательной среды тесно связано с компетентностным подходом в образовании [1]. Исследование и разработка алгоритмов системы измерения качественной и количественной оценки компетентности в системах дистанционного обучения является актуальной задачей, так в настоящее время осутствует необходимая научно-методическая база для решения данной задачи.
Компетенция – это собирательное понятие, например, профессиональные компетенции бакалавра по нправлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (ФГОС-3):
- ПК-5 "разрбатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования";
- ПК-9 "сопрягать аппаратные и программные средства в составе
Интегрированная обработка результатов тестирования пользователей-студентов системы дистанционного обучения позволяет осуществлять мониторинг за процессом формирования их компетенций. В основу данной обработки может быть положено построение контрольных карт для определения уровня освоения компетенций пользователями-студентами [2, 4, 5]. Интерпретация контрольных карт позволит пользователю-педгогу опертивно определить и исправить недостатки процесса дистанционного обучения [3] (например, качество учебного контента и конрольно-измерительных материалов).
Цель работы является совершенствование системы измерения качественной и количественной оценки компетентности студентов технических вузов. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих исследовательских задач:
- стравнительный анализ существующих подходов к оценке компетентности студентов технических вузов;
- разработка алгоритмов и программная реализация web-ориентированной подсистемы оценки компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт;
- экспериментальная оценка эффективности предлагаемого подхода.
При программной реализации web-ориентированной подсистемы одна из задач - визуализация контрольных карт. Для выбора средства визуализации был проанализирован ряд библиотек, результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ библиотек визуализации графов
Библиотека |
jQuery Sparklines v2.1.2 |
gRaphaël v0.5.1 |
Flotv0.8.1 |
jFreeChart |
Morris.js v0.4.3 |
jqplot v1.0.8 |
JS charts |
Open Flash Chart |
Размер библиотеки, KB |
0.117 |
0.304 |
0.834 |
7.7 |
0.207 |
1.8 |
0.146 |
5.87 |
Лицензия |
New BSD License |
MIT |
IOLA |
LGPL |
Simplified BSD License |
MIT и GPL v2 |
OEM license |
GNU General Public License |
Поддерживаемые типы графиков и диаграмм |
line, bar, tristate, discrete, bullet, pie, box plot |
line, bar, pie |
line, filled area, bar |
line, pie, bar, dial, histogram |
line, area, bar, donut |
line, bar, pie, donut |
line, bar, pie |
line, bar, pie |
Совместимые браузеры |
Firefox 2+, Safari 3+, Opera 9, Google Chrome and Internet Explorer 6, 7, 8, 9 & 10 |
Firefox 3.0+, Safari 3.0+, Opera 9.5+ and Internet Explorer 6.0+ |
Internet Explorer 6+, Chrome, Firefox 2+, Safari 3+ and Opera 9.5+ |
Firefox, Safari, Internet Explorer 7.0+ and Opera |
Internet Explorer 7, 8, Firefox, Safari, and Opera |
Internet Explorer 6.0+ Firefox, Safari, and Opera |
Firefox 1.5+, Chrome 10 +, Internet Explorer 8 +, Safari 3.1 +, Opera 9 + |
Internet Explorer 7+, Firefox 2+, Safari, and Opera |
Для построения контрольных карт была выбрана библиотека визуализации gRaphael v0.5.1. Из ее достоинств можно отметить свободное распространение, открытый исходный код, а также полноту документации [6]. Пример визуализации контрольной карты с помощью данной библиотеки представлен на рис. 1.
Рис.1. Визуализация X-контрольной карты с помощью библиотеки gRaphael
Пользовательский интерфейс web-риентированного программного модуля мониторинга за процессом формирования компетенций на основе контрольных карт представлен на рис.2.
Рис.2. Пользовательский интерфейс web-риентированного программного модуля
Список литературы
1. Замятин А.М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач // Молодой ученый. 2012. №5. С. 418-420.
2. Рыбанов А.А. Алгоритмическое и математическое обеспечение автоматизированной системы оценки качества учебного процесса по контрольным картам // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2009. № 2. С. 30-36.
3. Рыбанов А.А., Шевчук В.П., Приходько Е.А. Интеллектуальная система оценки качества учебного процесса // Электронный журнал "Системотехника". 2004. № 2. Изд. МИЭМ. Москва. (http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Ribanov.htm).
4. Рыбанов А.А. Автоматизированный анализ качества процесса обучения по результатам тестирования знаний на основе диаграмм Парето // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 8. С. 54-59.
5. Рыбанов А.А. Автоматизированный Парето-анализ качества процесса обучения на основе результатов тестирования знаний // Научное обозрение. 2009. № 4. С. 55-59.
6. Библиотека gRaphael v0.5.1 – http://g.raphaeljs.com/