НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ

Васильев Д.А. 1
1Воронежский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье проанализирована суть оценки стоимости предприятия в современных условиях и выявлена важность правильного подхода к расчету рыночной стоимости предприятия

Ключевые слова: стоимость предприятия, подходы к оценке компании (бизнеса)

Актуальность данной статьи заключается в том что, современный бизнес не может развиваться без справедливой оценки своей стоимости. Владелец любого предприятия всегда заинтересован в справедливой оценке своего бизнеса.

Оценка компании, являясь частным случаем оценки бизнеса, проводится с целью выявления результатов её деятельности. Данная процедура представляет собой глубокий организационный, финансовый и технологический анализ деятельности компании, её перспектив в будущем.

Оценка компании может определять рыночную стоимость как закрытую, так и открытую, а также оценку имущественного комплекса в целом, либо имущественных комплексов по отдельным продуктовым линиям. Особое внимание в оценке компании уделяется финансовому анализу, с помощью которого принимаются решения о слиянии или приобретения компании.

В Российской Федерации данные о рыночной цене проданных компаний, особенно в малом и среднем бизнесе, находящиеся в собственности у частных инвесторов, обычно являются закрытыми. Полученная информация из сети Интернет и других СМИ о результате, который дала оценка стоимости компании, уже реализованной на открытом рынке, требует подтверждения, поскольку, как показывает практика, владельцы бизнеса любят переоценивать собственный бизнес, из-за чего цена предложения нередко завышается в несколько раз. Однако бывают случаи, когда компании остаются недооцененными. Причинами таких расхождений в стоимости могут служить отсутствие информации о текущем состоянии рынка, ограниченность сроков, в течение которых нужно продать бизнес. Оценка компании включает в себя не только оценку активов, но и оценку стоимости долга компании, и эффективности основной деятельности.

Оценка стоимости компании – это самый объективный способ узнать, действительно ли эффективно работала компания.

Причины, по которым оценка компании может стать жизненно важной:

  1. Оценка стоимости активов компании. Здесь предполагается то, что оценка компании является необходимой при внесении имущества в уставный капитал компании, её ликвидации, а также при проведении сделок с активами. В зависимости от того, какие объекты оцениваются (коммерческая недвижимость, нематериальные активы или транспортные средства), следует учитывать, что оценка активов – это не оценка компании, как хозяйствующего субъекта, а оценка части имущественного комплекса;

  2. Оценка собственного капитала компании (пакета акций или доли в собственном капитале). Здесь объектами оценки выступают, как компании открытого, так и закрытого типа. Особенностью данной процедуры являются трудности в выявлении реальных отношений по поводу собственности между акционерами компании и установлением аффилированных лиц. Спецификой оценки компании также является наличие слоя акционеров, иногда очень значительного и существенного, которые получили акции «почти» бесплатно в процессе приватизации. Мотивация таких акционеров отличается от обычных инвесторов.

Также можно выявить процедуры, при которых производится оценка компании:

  1. Оценка компании в целях совершения сделки купли-продажи. Это, пожалуй, самая распространенная причина оценки, но, как показывает практика, в большинстве случаев требуется лишь оценка его части – доли. В таком случае окончательная стоимость сделки будет зависеть не только от стоимости рассматриваемой части актива, но и тех прав, которые ему предоставляются с этим имуществом. К примеру, контрольный пакет акций – его стоимость будет гораздо выше, чем равнозначный, но не контрольный пакет. Оценка компании для его продажи является достаточно крупной сделкой. Как правило, продажа компании не ведет к прекращению его деятельности, а значит, в дополнение к оценке стоимости активов оценивается и эффективность работы, и возможность приносить доход и прибыль в будущем;

  2. Оценка компании при реорганизации, слиянии, поглощении. При слияниях стоимость компании формируется исходя из соотношения спроса и предложения, а при поглощении не только посредством расчетных методов, но с помощью аналитической информации о борьбе между конкурентами. В российских условиях достаточно распространены случаи поглощения не всей компании, а лишь её части. Так или иначе, оценка компании является необходимой при любых реструктуризациях, реорганизациях и других операциях.

  3. Оценка компании при страховании. Изучение выявления страховой стоимости является главной целью данной процедуры. Она необходима для определения размера страховых выплат по страховому договору в случае наступления страхового случая – потери, повреждении застрахованных активов или индивидуальных обстоятельств, описанных в полисе. Для определения стоимости страхуемого имущества предприятия используется восстановительная стоимость и стоимость замещения. Восстановительная стоимость является той ценой, которую нужно будет заплатить компании для воссоздания точного такого же оборудования, недвижимости и других активов. Стоимость замещения – это величина затрат на замещение рассматриваемого актива другим такого же вида и состояния, а также способного равнозначно удовлетворить своего потребителя.

  4. Оценка компании для залогового обеспечения по кредиту. Оценка компании в таком случае рассматривается, как залоговая стоимость её активов, за которую кредитор может продать активы компании на открытом рынке в случае неплатежеспособности заёмщика. Другими словами, залоговая стоимость является стоимостью компании, которую желает получить кредитор от продажи имущества на торгах в случае банкротства заемщика.

  5. Оценка компании и инвестиционного проекта развития. Целью данной оценки является определение инвестиционной стоимости. Однако она является достаточно субъективным понятием, поскольку при изменении каких-либо параметров или показателей в проекте она уже не будет равняться ранее определенному значению. Инвестиционная стоимость – это возможность вложенных средств приносить доход в будущем, что характерно для инвестиционных проектов. Для её определения первоначально нужно произвести оценку исходной стоимости компании.

  6. Оценка компании, как инструмент управления стоимостью. Управление стоимостью компании является необходимым инструментом бизнеса, который находится в зоне прямых интересов собственника, поскольку итоговая стоимость компании, является, пожалуй, единственным критерием эффективности деятельности и финансового благополучия. Мировая практика показывает что лидирующими компаниями являются те, целью которых является постепенное увеличение своей стоимости.

  7. Оценка компании при их ликвидации. Если требуется оценка компании при частичной или уже полной ликвидации компании, то в таком случае определяется её ликвидационная стоимость. Ликвидационная стоимость – это денежная сумма, которая может быть получена при продаже компании и её активов в довольно сжатые сроки. Так как при скорой вынужденной продаже возникают сильные издержки по ликвидации (юридические услуги, комиссионые и текущие издержки), то ликвидационная стоимость рассчитывается как сумма выручки за вычетом издержек по осуществлению ликвидации.

Также оценка компании проводится в случаях:

  1. Определения рыночной стоимости ценных бумаг (акций или долей участие) при подготовке проведения сделки купли-продажи компании. Обоснованное инвестиционное решение выстраивается на достоверной информации о собственности компании и доли этой собственности, приходящейся на пакет акций, а также аналитика и прогнозы о возможных доходах от бизнеса;

  2. Выкупа акций, долей, паев в закрытых компаниях при выходе из их состава одного из акционеров, учредителей, пайщиков;

  3. Выкупа обществом акций по требованию акционеров;

  4. Конвертации и консолидации акций компании;

  5. Эмиссии новых акций открытыми обществами (что необходимо для обоснования цены размещения акций, а также для того, чтобы предоставить Отчет об оценке и проспекта эмиссии в ФКЦБ);

  6. При разрешении споров;

  7. При вступлении в общество и обеспечении вклада не денежным взносом в виде акций, имущественного комплекса или других ценных бумаг;

  8. При оценке прав требования исполнения долговых обязательств или при её переуступке третьим лицам;

  9. При подготовке к продаже приватизируемых компаний, включая продажу их акций, оставшихся в собственности государства.

В оценке компании главную и первостепенную роль играет постановка целей и задач. Для чего определяется стоимость, какой её вид должен быть в итоге выведен, какие активы должны быть оценены – все это учитывается, и на основе этого выстраивается вся работа.

Также отдельно оценивается эффективность деятельности предприятия, его прошлые, настоящие и прогнозируемые будущие доходы, конкурентная среда и перспективы развития.

Методы, которые используются в оценке компании:

Сравнительный подход. Стоимость компании определяется путем анализа продаж аналогичных предприятий. Сравнительный подход является достаточно легким, но вместе с тем общим и распространенным способом расчета стоимости компании. Сравнительный подход ориентирован на применение нескольких методов, каждый из которых призван изучить стоимость компании на основе уже реализованных на открытом рынке аналогичных предприятий. Сравнительный подход относительно оценки компании включает в себя такие методы, как метод аналогичной компании и анализ ретроспективных сделок.

Доходный подход. Он используется при заказе оценки компании инвестором или группой инвесторов, так как предполагает не оценку стоимости имущественного комплекса, а прогноз тех доходов, который он может принести. В общем итоге составленный прогноз доходов приводится к текущей стоимости. Здесь используются такие методы, как метод капитализации доходов, метод дисконтирования будущих доходов.

Затратный подход. Он определяет рыночную стоимость компании, как расходы на создание данного имущественного комплекса, поскольку балансовая стоимость довольно редко отражает реальную стоимость чистых активов. Так, из полученной суммы рыночной стоимости вычитается стоимость обязательств. Итоговая величина отражает рыночную стоимость собственного капитала компании. Для расчетов зачастую используются различные расчетные методы или бухгалтерская отчетность предприятия на дату оценки, с последующей её корректировкой. Главным недостатком затратного подхода можно назвать то, что он не учитывает эффективность и потенциал развития бизнеса.

Стоимость большинства российских компаний оценивается по стоимости их активов, поскольку многие предприниматели заинтересованы в сокрытии своей прибыли от налогообложения. Помимо этого, материальные активы также могут быть заложены для получения кредита в банке, поэтому оценка компании в этом плане представляет огромный интерес. При оценке стоимости компании осуществляется оценка компании путем комплексного подхода, в котором в той или иной степени использован каждый метод – каждому из них присваивается определенный удельный вес, определенный значимостью данного подхода и целью проведения оценки. В итоге будет получено только точное и достоверное значение, являющееся актуальным на данный момент.

Оценка компании необходима не только для того, чтобы продать компанию или оформить кредитный договор, но и важна для оценки эффективности управленческих решений, а как следствие и непосредственно сотрудников, занимающих руководящие должности. В каждом бизнесе нередка такая ситуация, когда вследствие неэффективного управления компания не может развиваться по намеченному плану, такая ситуация также знакома под названием кризис управленческого звена. В таком случае, как правило, увольняется весь руководящий состав и ставится новый, оценка компании способна выявить слабые звенья в управлении и дать объективную оценку управленческого сегмента. Оценка компании состоит из нескольких этапов: финансовой, технологической и организационной проверки и анализа.

Финансовая оценка компании анализирует, собственно, денежные движения, которые совершались за время существования компании. Как правило, финансовая оценка компании учитывает активы и расходную часть, что дает в итоге полную картину по финансовой ситуации к организации. Также под финансовую оценку компании попадают кредитные отношения организации с банками и другими организациями.

Технологическая оценка компании учитывает соответствующую сторону вопроса, тем более, если организация, оценка которой производится, имеет собственное производство. В целом, технологическая оценка компании учитывает возможности, мощности производственной части компании. Более того, технологическая оценка компании учитывает и возможности увеличения мощностей производства, поэтому, бывает, что оценка производства может казаться завышенной.

Организационная оценка компании, как уже говорилось ранее, учитывает возможности управленческого аппарата организации, кроме того, с помощью аналитических исследований, есть возможность построить модель развития компании с учетом нововведений или перестановок управленческого персонала. Как видно, все составляющие оценки компании тесно взаимосвязаны, нельзя оценить компанию по одному критерию, всегда необходимо учитывать все элементы.

Цели оценки могут быть совершенно разными:

  • для выявления реальной стоимости ценных бумаг компании, в том числе акций или паевых долей для подготовки сделок купли-продажи.

  • для выкупа акций или доли бизнеса в закрытых компаниях, таких, как: ЗАО, ООО, при выходе из руководящего состава одного из акционеров или учредителей;

  • для выкупа акций сторонними лицами по требованию акционеров;

  • для конвертации акций предприятия;

  • для эмиссии ново введенных акций другими открытыми акционерными обществами;

  • для предоставления информации о компании при кредитовании в банке или инвестиционном фонде;

  • при разрешении споров;

  • для вступления в общество не финансовым взносом, но имущественным в виде акций или других ценных бумаг, а также имуществом;

  • для возможности исполнения долговых обязательств (дебиторской задолженности) при их переоформлении третьим лицам;

  • для оценки в случае реорганизации предприятия, например: слиянии, поглощении, выделении;

  • для обоснования целесообразности осуществления инвестиционных проектов;

  • при подготовке к продаже неплатежеспособных (обанкротившихся) компаний, выставляемых на продажу на конкурсной основе (аукцион);

  • при подготовке к продаже предприятий, являющихся приватизированными;

  • для обоснования вариантов санации предприятий-банкротов;

  • для проведения экономического анализа и выявления реальных причин и процессов, приведших к несостоятельности для формирования и проведения антикризисной политики, а также по предотвращению банкротства всех участников предпринимательской деятельности данной компании.

Этот список более или менее отражает причины, которые побуждают, а иногда, заставляют, производить оценку компаний, при этом тут обозначены основные причины, в целом же, их намного больше, ведь у каждой компании могут возникнуть различные предпосылки для проведения оценки компании.

Подводя итог, можно сказать, что оценка компании не основывается на строго определенных этапах, но консолидирует все из них для наиболее объективной оценки.

Продажа/покупка компаний в России

В случае необходимости продажи бизнеса нужно понимать, что приобретая только имущественный комплекс покупатель лишит себя дополнительных преимуществ связанных с наработанной продавцом базой нематериальных активов и наоборот. К сожалению, законодательство не дает четкой трактовки нематериальных активов. Не существует также нормативных актов регулирующих продажу нематериальных активов.

В практике сложилось 2 способа приобретения бизнеса:

  1. Продажа бизнеса как имущественного комплекса

  2. Продажа бизнеса как передачи права владения бизнесом посредством покупки паев или акций компании.

Первый вариант предусматривает покупку только материальной составляющей бизнеса – недвижимость, оборудование, готовая продукция, ТМЦ и т.д. При этом здесь возникает опасность для покупателя. После приобретения имущественного комплекса к продавцу в собственность переходит только то, что входит в состав имущественного комплекса, а все нематериальные активы остаются у покупателя, который спустя определенное время вполне может открыть еще одну компанию и на основе собственной марки, деловой репутации, клиентской базы продолжать вести бизнес. На практике покупатель может обезопасить себя от этого взяв расписку с продавца о том, что тот не будет вести бизнес аналогичный продаваемому в течение, например 1 года. Но при этом как бы там ни было все нематериальные активы все равно остаются в собственности продавца и покупатель не может ими воспользоваться. Из такой ситуации существует два выхода:

  1. Кроме договора купли/продажи имущественного комплекса заключать ряд других договоров купли/продажи, где объектом будет выступать необходимый нематериальный актив. Но и при этом существует достаточный риск для покупателя, так как из-за отсутствия четкой трактовки в законодательстве объектов нематериальных активов - договор на куплю/продажу последних может не иметь достаточной юридической силы.

  2. Воспользоваться вторым способом покупки - передача бизнеса путем покупки определенной доли бизнеса в виде акций или паев. Данный вид сделки предусматривает переход в собственность, как имущественного комплекса, так и всех нематериальных активов. Но здесь необходимо заметить, что в собственность покупателя также переходит все обязательства покупаемого бизнеса, что не происходит в первом варианте при покупки имущественного комплекса. И покупатель будет нести ответственность по этим обязательствам в полном объеме. Поэтому данный вид сделки требует от покупателя тщательной предварительно экспертизы покупаемого бизнеса.

Среди тех, кто пользуется первым вариантом покупки можно выделить:

  •  
    • Зарубежные компании, имеющие свой бизнес в стране продаваемого бизнеса – этим компаниям необходим только имущественный комплекс, который они после покупки переделывают в дополнительную производственную площадку.

    • Отечественные компании, занимающиеся аналогичным бизнесом и желающие открыть дополнительную производственную площадку и вывести свою продукцию на новые рынки сбыта.

Среди компаний, которые выбирают в качестве покупки второй вариант можно выделить:

  •  
    • Мелкие частные или крупные компании, имеющие свободные денежные средства и желающие вложить их в хорошо функционирующий бизнес.

    • Венчурные или инвестиционные фонды – целью которых является вложение средств в перспективные отрасли.

Таким образом, любой из вариантов покупки бизнеса имеет свои положительные и отрицательные стороны. Все зависит от целей продавца и покупателя. Хотелось бы надеется на усовершенствование законодательной базы в России, которая позволит расширить способы продажи бизнеса и тем самым будет удовлетворять запросы различных финансовых структур с различными инвестиционными и стратегическим целями.

Различия в продаже бизнеса в России и на Западе

Чем отличается продажа готового бизнеса в России и на Западе? На Западе часто собственники стремятся продать предприятие или его долю тогда, когда оно показывает максимальную прибыль, т. к. продажа бизнеса именно в этот момент может принести наибольшее количество денег бывшему собственнику. Часто это связно с дружественным поглощением, когда крупное предприятие покупает мелкого, но успешно «идущего в гору» конкурента или подрядчика. Часто мотивация владельца такого бизнеса изначально предполагала его продажу на пике развития.

В России продажа предприятия гораздо чаще связана с его неважным экономическим состоянием. Вообще среди причин продать бизнес «у нас» и «у них» можно выделить следующие.

Сходные причины продажи бизнеса России и на Западе:

  • проблемы в команде или менеджменте

  • активность конкурентной среды и снижение нормы прибыли

  • смена клиентских предпочтений в результате падения рынка

  • падение интереса собственника к данному бизнесу или к бизнесу вообще (старость)

Причины продажи бизнеса в России:

  • нехватка оборотных средств

  • конфликт с партнерами компании (например, арендодателем)

  • государственное давление на рынок (например, введение запретительных пошлин)

  • государственное или частное рейдерство

  • катастрофическое падение рынка при отсутствии государственной поддержки

  • активность конкурентной среды и утечка информации

  • переезд на постоянное место жительства в другую страну

Причины продажи бизнеса на Западе:

  • дружественное поглощение, продажа бизнеса на пике развития

  • переход в более прибыльные рынки (или страны)

  • экспансия иностранного капитала на рынок страны

  • переезд в другой город (высокая мобильность людей и капитала)

Различия в подходах к оценке бизнеса

Продажа готового бизнеса на Западе является совершенно обыденным делом, таким же, как для нас сейчас продажа коммерческой недвижимости. Этому помогает множество бизнес-брокерских компаний: они оказывает услуги в этом процессе и помогают оценить бизнес. Там разработано много методик оценки и продажи бизнеса, в том числе в форме программного обеспечения. Однако важно понимать, что не все из них применимы сегодня в России из-за значительных различий в бизнес-традициях, культуре ведения дел, экономической ситуации. Например, применяя западные коэффициенты оценки стоимости бизнеса, можно получить стоимость продажи предприятия, во много раз отличную от рыночной российской цены. Причем это отличие может быть как в большую, так и меньшую сторону. Не секрет, что норма прибыли на Западе значительно ниже российской, соответственно, доходный метод оценки даст разные показатели цены бизнеса.

Бизнес – это товар

Значительным различием рынка продажи бизнеса на Западе является подход к бизнесу как к полноценному товару, т. е при осуществлении сделок по купле-продаже бизнеса действует закон о защите прав потребителей. Эта юридическая норма предполагает на порядок большую ответственность продавца при раскрытии информации и бизнесе и при процедуре передачи прав на него. Кроме того, сделка купли-продажи бизнеса является полностью прозрачной для государства, и влечет не только его защиту, но и налоговые обязательства продавца.

В России же договор купли-продажи бизнеса не имеет для государства никакого значения, и является скорее письменной договоренностью продавца и покупателя (иногда и третьего лица – бизнес-брокера). Например, продажа магазина глазами государственных органов будет выглядеть как продажа оборудования, товарного остатка, и смена учредителей ООО. Хотя львиная доля цены за бизнес – это покупка «воздуха», т. е. нематериальных активов: прибыльности магазина, клиентской базы, персонала. Соответственно, эта львиная доля денег («черные деньги»), выплаченных продавцу за бизнес, нигде не учитывается, налогами не облагается, и вообще для государства не существует, а следовательно, не будет фигурировать в суде в случае расторжения сделки.

Стоит признать, что в российском законодательстве механизм продажи бизнеса детально регламентирован. Так, статья 132 Гражданского кодекса РФ гласит, что «предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие как имущественный комплекс может включать в себя все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)». Однако на практике такая форма продажи предприятия в России соблюдается в очень мизерном количестве сделок купли-продажи.

В заключение данной статьи нужно сказать, что любой современный бизнес не может грамотно развиваться без справедливой оценки своей стоимости. Акционеры и владельцы любого предприятия всегда будут заинтересованы в справедливой оценке своего бизнеса.

Просмотров работы: 9524