МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Малыгина Е.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перспективы развития любого государства, так или иначе, связаны с положением молодежи как обособленной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно- правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества.

Термин «молодежная политика» был широко введен в общественно-политическую и научную литературу в 1950-х годах, что обусловливалось как оформлением молодежи в самостоятельную социальную группу, так и необходимостью самоопределения в социально-политической сфере. В начале 70-х годов XX века большинство стран мира начинают рассматривать молодежную политику как самостоятельное направление в государственном планировании. Подтверждением тому становится принятие специальных программ и законов, направленных на расширение прав молодежи во всех сферах общественной жизни. Целый ряд законопроектов направлен на решение проблем молодых семей, предоставление льготного кредитования, помощи в приобретении жилья и т.д. На данный момент около ста стран мира имеют специальные государственные органы по проведению и регулированию молодежной политики[6].

Молодежная политика государств на практике реализуется разными методами. Это зависит от того, какие именно обстоятельства относятся государством к проблемам молодежи, как определены границы государственного вмешательства в регулирование конкретных социальных процессов. Немаловажную роль играют культурные и бытовые традиции населения, его этническая и конфессиональная разобщенность, степень дифференциации общества по полу и по возрасту. Например, Соединенные Штаты реализуют концепцию минимального участия государственных структур в процессе социализации молодежи. Иными словами, основной пласт социальной поддержки молодежи переложен на плечи частных благотворительных и меценатских организаций. Модель государственной молодежной политики Скандинавских стран, напротив, предопределяет главенствующую роль государства во всех молодежных вопросах. Это отражено в соответствующих законодательных актах, направленных на поддержку и финансирование государственных молодежных организаций [6].

С точки зрения мирового опыта ведения молодежной политики можно дать следующее определение этому термину. Молодежная политика государства – это деятельность собственно государственных органов, а также политических и общественных объединений, прочих субъектов общественных отношений, направленная на осуществление продуманного воздействия на социальное становление и развитие молодежи [3].

Российская молодежная политика сейчас находится в стадии своего формирования. Анализ социально- экономической литературы и нормативных документов показывает, что происходит постоянный поиск ответов на вопросы, как должны определяться цели и задачи молодежной политики, каково ее содержание, какие государственные органы ответственны за планирование, осуществление и контроль над нею. Вместе с тем вопрос выбора технологий для осуществления такой политики, или, иными словами, при помощи каких средств государство должно регламентировать молодежную политику до настоящего времени остается нерешенным.

В основу становления и последующей реализации молодежной политики положены объективные и субъективные факторы. Объективный фактор молодежной политики - это общественная потребность в ней. По официальным данным Росстата, в 2011 году молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет насчитывалось 32,4 миллиона человек, в 2009 - 33,7 миллиона человек. В 2012 году в РФ насчитывалось 31,6 миллиона молодых людей указанного возраста [4]. Несмотря на то, что в последние годы количество молодых людей и их доля в общей структуре населения страны снижаются, молодежь составляет 22 процента от общей численности населения России.

Для изучения объективных факторов молодежной политики нужно определить интересы и потребности самой молодежи. Исследования в области молодежной проблематики включают в себя региональные и общегосударственные опросы, мониторинги, социальные эксперименты. Они выявляют сложную картину молодежных возможностей, потребностей, ожиданий, показывают глубокое социальное расслоение в молодежной среде, основанное, прежде всего, на экономическом признаке, а именно на уровне достатка. Данный признак усугубляет дифференциация по возрастному, этническому, субкультурному и прочим признакам. Широчайший спектр потребностей молодежи свидетельствует о ее сложном и неоднозначном фактическом социально-экономическом положении. Многие социальные противоречия не могут быть разрешены без вмешательства со стороны государства[6].

В России основные подходы к молодежной политике кратко можно охарактеризовать следующим образом. Молодежная политика – это часть государственной политики в отношении граждан, охватывающая лиц соответствующей возрастной категории. Государственная молодежная политика проводится на общегосударственном и региональном уровнях. Это система комплексных мер по созданию, укреплению, поддержанию такого статуса в молодежном обществе, который максимально соответствует интересам самой молодежи и всего общества в целом. Спектр интересов охватывает экономические, правовые, политические, этнические, культурологические и другие сферы молодежной жизни в обществе. Если в силу различных причин молодежь может оказаться в затрудненном или ущемленном положении относительно других слоев населения, государство призвано улучшить положение молодежи в таких вопросах [2].

Развивая данную концепцию молодежной политики, отечественные социологи делают немаловажный вывод: в обстановке радикального обновления всех сфер социальной жизни нужно в обязательном порядке преодолеть противоречия между обществом и молодежью, согласовать их интересы. Эксперты- социологи видят компромисс в амбивалентности стратегий молодежной политики.

Во-первых, это работа по разрешению сиюминутных кризисных проблем. Такая система мер обеспечивает молодежь необходимыми социальными гарантиями, компенсирует ей материальные риски и потери в случае кризиса в обществе, предоставляет равные стартовые возможности.

Во-вторых, это создание стабильных и перспективных основ для становления и развития молодежи, предоставление необходимых бытовых и социальных условий для творчества. Этот аспект также включает создание благоприятной атмосферы для зарождения инновационных молодежных идей и проектов, т.е. создание такой атмосферы, где молодежь ощущает себя нужной и полезной для всего общества.

Реализация первого направления является главной функцией социальной политики как таковой, т.е. предоставляет гражданам страны гарантии их социальной защиты. Воплощение в жизнь второй стратегии переводит молодежь из категории «пассивный объект социальной защиты» в ее активный субъект. Тем самым поощряется инициативность, находчивость, самостоятельность в кругах молодежи, ее идеи находят воплощение в реальности и доказывают свою эффективность и необходимость.

Если говорить о субъективных факторах формирования и реализации молодежной политики, следует учитывать, что молодежная политика не является проблемой одного только государства. К ее разработке и осуществлению необходимо привлечь различные социальные институты, в особенности образовательные, молодежные и семейные. Исходя из субъекта осуществления молодежной политики, ее классифицируют как государственную и общественную. В государственной молодежной политике в роли действующего субъекта выступают специальные государственные органы, деятельность которых в той или иной степени направлена на развитие потребностей человека (труд, досуг, образование, наука, культура и прочее).

Государство должно опираться в своей молодежной политике на господствующую в стране идеологию – систему ценностей и взглядов, выражающих четкую позицию касательно существующих проблем и противоречий. Второй опорой государственной политики служит правовая система, которая призвана посредством нормативных документов установить базовые параметры желаемой модели поведения молодого человека и молодежи в целом. Образ молодежи должен соответствовать историческому времени и потребностям общества на данном этапе развития.

Общественный вид молодежной политики предусматривает в качестве субъектов разнообразные партии, объединения, сообщества, профсоюзы, а также СМИ. Такие общественные силы могут выстраивать молодежную политику, руководствуясь собственными ресурсами. Однако они тоже вырабатывают некий нормативный образ современного молодого человека, который будет позиционироваться в обществе как эталонный.

Сама молодежь, если рассматривать ее как субъект молодежной политики, на данном этапе не способна в полной мере принимать активное участие в процессе реализации политики в области молодежи. По мнению специалистов, это можно объяснить с двух позиций. С одной стороны, определенная часть современной молодежи характеризуется индифферентной жизненной позицией относительно большинства общественно значимых вопросов. С другой стороны, достаточные условия для самореализации молодежи так пока и не созданы; отсутствует общественная мотивация высказывать и отстаивать свою молодежную гражданскую позицию.

Названные объективные и субъективные факторы, действующие в молодежной политике, составляют основу ее формирования и реализации, определяют ее цели, задачи и содержание. Главная цель молодежной политики в Российской Федерации - это создание комфортных условий для развития молодежи и молодежной среды посредством массированной поддержки со стороны государства и общества, развитие инновационной деятельности, обеспечение эффективной социальной защиты молодежи, формирование ее творческой активности, а также выработка стимулов к ее самореализации и саморазвитию.

Для качественного и оперативного достижения целей молодежной политики их следует обеспечить соответствующими ресурсами. Этот ресурсный блок включает в себя научные, правовые, организационно-управленческие, финансово-экономические и другие факторы, тесно взаимосвязанные между собой. Единство науки, юридического права и технического прогресса будут способствовать максимальной эффективности молодежной политики. Если деятельность организаций и учреждений по осуществлению молодежной политики будет осложнена правовыми нюансами, или если финансирование такой политики окажется недостаточным коэффициент полезного действия всех мер окажется низким.

В Российской Федерации действует несколько специализированных нормативных документов, регулирующих молодежную политику. Во-первых, это закон, гарантирующий поддержку государством молодежных и детских общественных объединений (опубликован 28 июля 1995 года под № 98-ФЗ). Во-вторых, это закон, касающийся высшего и послевузовского профессионального образования (от 22 августа 1996 года, № 125-ФЗ). Косвенно регулируют молодежную политику законы о физической культуре и спорте (от 29 апреля 1999 года, № 80-ФЗ) и о профилактике правонарушений и безнадзорности в среде несовершеннолетних (от 24 июня 1999 года, № 120 ФЗ).

В дальнейшем эти ранее принятые федеральные законы были дополнены Концепцией государственной молодежной политики, содержащей новую стратегию развития молодежной политики в стране [1]. Она была принята в 2001. Однако, по мнению экспертов, данный документ не смог полностью разграничить молодежную политику государства и другие сферы его деятельности. В тексте концепции молодежная политика рассматривается как частный случай социальной политики, а не как обособленное ее направление. Концепция включает приоритетные направления молодежной политики страны, в которых практически не упомянуты такие важнейшие аспекты, как поддержка молодежных проектов в научно-технической деятельности или создание информационного пространства особого рода, предназначенного сугубо для молодежи. Установленные Концепцией цели носят инструментально-прикладной характер, не связаны с глобальной стратегией развития России как государства.

Это принципиально важное замечание было учтено при разработке следующих нормативных документов, в частности, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Этот документ был разработан на десять лет и включает в себя период до 2016 года [6].

Следует отметить, что наряду с концептуальными документами утверждаются федеральные целевые программы (ФЦП), которые дополняют и уточняют действия федеральных органов по конкретным аспектам молодежной политики. Например, ФЦП «Молодежь России» и программа патриотического воспитания россиян. Срок действия таких программ обычно рассчитывается на пять лет [3].

Вместе с тем, объемы финансирования федеральных мероприятий молодежной политики государства незначительны, что, безусловно, является серьезным сдерживающим фактором. За последние годы активные бюджетные вливания осуществляли только в рамках ФЦП «Молодежь России». За последние пять лет государство недофинансировало молодежные программы на треть запланированных поступлений из бюджета. Более того, в правительстве не скрывают того, что финансовых средств заведомо не хватает. Иными словами, ФЦП рассчитываются на такую бюджетную сумму, которой априори не хватит для ощутимого прорыва и повышения результативности деятельности государства[3]. В отдельных регионах наблюдается иное отношение к данному вопросу. Например, в Санкт-Петербурге за последнее время существенно улучшилась городская инфраструктура для работы с молодежью. В городе разработан целый комплекс мер по поддержке талантливой молодежи. Более тысячи студентов, аспирантов, молодых ученых, кандидатов наук получили гранты и премии за счет средств городского бюджета на общую сумму 69 миллион рублей. Правительство города ежегодно назначает 300 стипендий лучшим студентам вузов и средних специальных учебных заведений [5].

Таким образом, организационно-правовое обеспечение молодежной политики на федеральном уровне имеет множество нерешенных вопросов. Главный из них - это отсутствие единого федерального закона, который бы устанавливал фундаментальные основы государственной молодежной политики в нашем государстве. Как следствие, нередко законы федерального и регионального уровня не только не конкретизируют друг друга, а наоборот, содержат противоречивую информацию.

В современных условиях государственная молодежная политика призвана стать универсальным инструментом по преобразованию страны. Эффективный сценарий развития событий требует заинтересованности со стороны всех участников процесса, начиная с государственных органов, общественных организаций и заканчивая самой молодежью.Стратегическая цель молодежной политики должна быть максимально связанной с глобальной стратегией развития России как государства.

Литература.

  1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ // СЗ РФ. 2001. №4. Ст. 14.

  2. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон // СЗ РФ.2005. №27. Ст. 2503.

  3. О Федеральной программе Молодежь России: Постановление Правительства РФ // СЗ РФ. 2010. № 2. Ст. 172.

  4. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. – Режим доступа: http://www.gks.ru . Дата обращения: 12.12.2013.

  5. Санкт-Петербургский комитет по молодежной политике. – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/ . Дата обращения: 12.12.2013.

  6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года.

Просмотров работы: 25365