РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Добрынина Н.Г. 1
1Тобольская государственная социально- педагогическая академия им. Д.И.Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта [1].

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Как отмечает В.Б.Гаргай, «развитие проффесионализма всегда идёт через «другого человека», который может быть представлен и непосредственно как живой объект, и опосредованно как автор учебника или компьютерной программы» [2].

По мнению Е.В. Коротаевой, интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1) учебно-познавательную (предельно-конкретную );

2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально- интеллектуальным фоном процесса познания );

3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [3].

Анализ теории и практики интерактивного обучения в вузе позволяет сделать вывод о его эффективности по сравнению с традиционным обучением студентов [1-7]. Отметим некоторые достоинства интерактивного обучения в высшей школе.

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечёт за собой негативной оценки) и устанавливается доверительные отношения с преподавателем.

Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности студентов, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует у каждого участника образовательного процесса способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, находить выходы из неё. Интерактивное обучение позволяет субъектам познания обосновывать свои позиции, жизненные ценности; развивает личностные черты характера (умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнёрское общение), проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт и доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска путей истины.

Как известно, опыт не передаётся, но интерактивные методы обучения позволяют осуществлять перенос способов организации деятельности, получать новый опыт деятельности, общения, переживаний. Как отмечает С.В.Белова, диалоговое обучение даёт:

– опыт установления контакта, взаимозависимых ценностно-смысловых отношений с миром (культурой, природой), людьми и самим собой – опыт диалогической познавательной деятельности, социально-нравственных коммуникативных отношений и самопознания, «самостроительства»;

– опыт переживания единения (общности с миром, с другим человеком и с самим собой, признание этого переживания в качестве источника и стимула собственного личностного роста) [4].

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

Исследования К.Левина показали влияние групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок и поведения участников [5].

Одно из назначений интерактивного обучения – изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как часто интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, применяемых в общественной и государственной практике демократического общества, а также профессиональной педагогической практике [6].

Положительный опыт использования интерактивного обучения послужил основанием для проведения нашего магистерского исследования. Целью исследования являлась разработка и практическая реализация интерактивного обучения в курсе биологической химии для магистров педагогического направления. Нами были апробирован ряд методов и форм интерактивного обучения.

Например, на практических занятиях применялся метод «Работа в малых группах». Все студенты при выполнении лабораторных работ разбивались на группы по три человека. Указанная стратегия дала возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласие). При организации работы было обращено внимание на следующие аспекты. Во-первых, необходимо всякий раз убедиться, что все студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Во-вторых, нужно предоставить студентам максимально четкие и понятные инструкции. В-третьих, необходимо предоставлять группе достаточно времени как на выполнение эксперимента, так и на обсуждение его результатов.

Использование интерактивного обучения при подготовке будущих педагогов является достаточно эффективным в плане их профессионального развития. Наши результаты подтвердили мнение А.П.Панфиловой, что интерактивное обучение позволяет достигать положительных результатов всем субъектам образовательного процесса.

Конкретному обучающемуся:

– опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

– развитие личностной рефлексии;

– освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

– развитие толерантности.

Учебной микрогруппе:

– развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

– формирование ценностно- ориентационного единства группы;

– поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

– принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

– развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

– развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «преподаватель-группа»:

– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

– многомерное освоение учебного материала;

– формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию, не только в учебных, но и иных ситуациях [7].

Список литературы

1. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – №7. – С.80-81.

2. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. – 2004. – №8. – С.130-135.

3. Рабинович П.Д. О техносфере Нашей Новой Школы // Образовательная политика. – 2010. – №11. – С. 50-52.

4. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие //ред.- сост. С.В.Белова. – М.: Просвещение, 2002. – 150с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 191с.

6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. – Минск, 2011. – 218с.

7. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие. – 3-е изд./ ред.сост. А.П.Панфилова. – М., 2008. – 150с.

Просмотров работы: 2880