ФЕНОМЕН ЛОББИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФЕНОМЕН ЛОББИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Владыженская О.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «лоббирование» происходит от английского «lobby», что означает фойе, коридор, кулуары. Политико-экономический смысл это понятие приобрело в 70-х годах XIX века в Америке. Как известно, 18-ый президент США Улисс Гранта любил расслабиться после трудовых будней в вестибюле одной из гостиниц вместе со своими помощниками. Для того, чтобы в непринужденной обстановке пообщаться с госслужащими высокого ранг сюда стали приходить и всевозможные просители, прежде всего дельцы и предприниматели. Нередко результатом такого общения становилось «честное сенаторское» слово помочь просителю в законодательном порядке, подкрепленное определенной суммой со стороны просившего[8]. Результатом таких неформальных сделок стало принятие в 1946 году закона, официально признавший лоббизм как род деятельности и установивший правила игры в этой области. А три десятилетия спустя была создана Американская лига лоббистов.

Таким образом, именно в США термин «лобби» стал обозначать группу людей, объединенных общими интересами (деловыми, территориальными, профессиональными и пр.). Производное от «лобби» - понятие «лоббизм» («лоббирование») начало использоваться для определения неформального влияния на голоса законодателей в коридорах парламента (в лобби) за пределами законодательной палаты [5].

В современной социально-экономической литературе имеются различные подходы к анализу сущности лоббизма. Профессиональный словарь лоббистской деятельности трактует лоббизм (то же что и «лоббирование») как институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения[6].

Под лоббированием подразумевается, так же, высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование, и являющаяся интегральным элементом демократической системы [4]. Лоббирование в широком социальном прочтении рассматривается как процесс влияния на законотворчество[7].

Институт лоббизма появляется и функционирует при наличии двух условий: дифференциации интересов у различных социальных групп; реального доступа населения к рычагам государственной власти в условиях политического плюрализма.

Структура лоббирования представляет сложную многоуровневую систему, состоящую из государственного аппарата – центрального объекта процесса лоббирования, многочисленных экспертов и консультантов - профессиональных юристов, финансистов, социологов, политологов и т. д., и групп специальных интересов.

К социальным лоббистам, то есть субъектам второго уровня системы лоббирования, в первую очередь принадлежат профсоюзы. Их лоббистский потенциал прямо пропорционален экономическому значению отрасли, которую они представляют. Например, нефтяники, шахтеры, авиадиспетчеры по сравнению с работниками науки, социальной сферы обладают более значительными возможностями лоббировать свои интересы.

Политические лоббисты – это, прежде всего, финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.

Главная цель лоббирования — добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций по получению государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций, но при этом непротиворечащее нормам международного права и государственного законодательства.

В мировой практике распространены следующие формы лоббизма:

  •  
    •  
      • выступления лоббистов в профильных комитетах законодательных органов;

  • составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента;

  • организация пропагандистских кампаний в СМИ, в случае с судебной властью, то здесь применимо только косвенно лоббирование посредством средств массовой информации;

  • проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей;

  • организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей;

  • психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти;

  • подкуп должностных лиц, с которыми связано во многом отрицательное отношение общества к лоббизму;

  • личные связи, или «коридорный лоббизм», которые реализуются путем личных, дружеских контактов и визитов к государственным деятелям.

Виды лоббистской деятельности могут классифицироваться по ряду признаков. В зависимости:

  • от объекта лоббирования различают законодательный, исполнительный и судебный лоббизм. По субъекту лоббирования выделяют политический, экономический, социальный, региональный, иностранный лоббизм.

  • от взаимоотношений объекта и субъекта могут выделяться плюралистический и корпоративный виды лоббизма;

  • от механизма достижения целей - правотворческий, реализуемый через нормативные акты в законодательных органах власти, и правоприменительный, достигаемый через акты применения права, лоббизм [3].

Что касается российской практики, то, по мнению большинства ученых и политиков, отвечая на вопрос о существовании лоббирования в нашей стране можно дать положительный ответ – лоббизм в России существует.

Однако необходимо отметить своеобразную форму его существования. Так, результаты исследования "Лоббизм и GR в современной России", проведенного в 2009 году по инициативе Международной Ассоциации Бизнес-Коммуникаторов (IABC/Russia) и Независимым институтом изучения новой экономики (НИИНЭ) в сотрудничестве с консалтинговой группой "PROтект", указывают на то, что у нас в стране понятие "лоббизм" практически - синоним "коррупции" и носит теневой характер. В ходе данного исследования были опрошены специалисты по GR (governmentrelations - взаимодействие политико-экономичных групп общества и государства), чиновники, депутаты, бизнесмены и общественные деятели [9].

По мнению директора по связям с государственными органами нефтегазовой компании «Shell» Павла Кузнецова в нашей стране отсутствуют прозрачное ценообразование, здоровая конкуренция и общепринятая оценка эффективности деятельности, Поэтому в России сфера лоббирования находится в рамках не цивилизованного развития.

К числу действующих лоббистских структур можно отнести Торгово - промышленную палату, Российский топливный союз, Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков, Энергетический клуб России, Ассоциацию операторов сетей GSM, Союз независимых производителей газа, Ассоциацию производителей табачной продукции, Ассоциацию российских банков, Всероссийский союз страховщиков, Национальную ассоциацию участников фондового рынка, Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, Российскую ассоциацию развития игорного бизнеса, Российский союз автостраховщиков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российское газовое общество, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Союз производителей алкогольной продукции, Союз производителей нефтегазового оборудования, Союз экспортеров металлопродукции России [1].

Данные объединения отстаивают интересы входящих в них компаний. Их основные усилия сосредоточены на желании институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы бизнеса, они не стремятся к политической ответственности, но заинтересованы в формулировании данных интересов на общенациональном уровне, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений.

Инструментом, каналом связи в отношениях между властью и обществом может стать унифицированный закон о лоббистской деятельности на территории Российской Федерации.

Первые попытки узаконить деятельность отечественных лоббистов предпринимались в начале 90-х годов XX века. А именно, в мае 1993 года состоялась международная конференция «Лоббизм как средство влияния на политику». Она была запланирована в связи с необходимостью «упорядочения законодательного регулирования механизма взаимодействия органов государственной власти, управления и общества [2]. Но данное мероприятие не принесло никаких результатов по ряду политических причин, а материалы конференции остались недоступны для широкого пользования.

Попытки по внесению проекта федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности» предпринимаются с 1994 по настоящее время. В это период проводилось значительное количество круглых столов, семинаров, конференций и тому подобных мероприятий с целью внести ясности и определённость в формирование такого политического института как лоббирование[2].

Последние попытки для привлечения внимания к вопросу о законодательном установлении лоббизма проводились Дмитрием Медведевым, на тот момент президентом РФ, на заседании Совета при главе государства по противодействию коррупции, с целью регулированиях коррупции в стране среди чиновников [10]. Однако, единый закон так и не был принят.

Но время для кардинальных изменений в этой сфере давно наступило. Закон и его последующее ответственное исполнение откроет возможности для решения многих проблем:

  1. установления открытого диалога с властью, то есть придаст органам государственной власти больше гибкости и динамики путем оказания влияния на государственные решения посредством их взаимодействия с посредниками от заинтересованных групп общества.

  2. дальнейшего развития России в направлении демократической федерации. Зачастую, демократия как политический режим в России, трактуется чиновниками в свою пользу.

  3. реализации конституционных прав граждан на участие в управлении государственными делами. На данный момент, зачастую в стране забываются права и обязанности, прописанные в Конституции РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, как властями, так и рядовыми гражданами, в частности статьи 29 – 33.

  4. сохранения равновесия в обществе, нахождению точек соприкосновения и достижению компромиссов между различными субъектами лоббирования;

  5. прозрачности в политическом процессе страны, так как все процессы будут отображены в отчётной документации, что позволить проследить весь процесс и этапы принятия решений.

Закон о лоббизме позволит легализовать права профессиональных лобби путем их регистрации в Минюсте РФ. На основе закона будет действовать несколько механизмов, усложняющих поучение взятки: во-первых, система регистрации лоббистской деятельности; во-вторых, система отчётности. Отчёт, будет отображать движение всего потока денежных средств, прошедших через лоббиста в рамках контракта, перечень всех коммуникаций с чиновниками, список людей с которыми лоббист имел дело за прошедший период. В целом институт лоббирования может стать тем мощнейшим инструментов, который поможет наладить цивилизованный диалог между населением и властью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дембицкий С.Г. Институт лоббирования в системе функционального представительства групп экономических интересов / С.Г. Дембицкий Вестник МГОУ серия "Экономика" № 4, 2010. – 19-30с.

  2. Любимов А.П. История лоббизма в России/ А.П. Любимов М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 208с.

  3. Малько А.В. Лоббизм// Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 58-65.(журнал)

  4. Нещадин A.A. Лоббизм в России: Этапы большого пути. Ч. 1 // Социс: Социологические исследования. 1996. № 3. С. 54

  5. Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. / А.В. Павроз, СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С 85–86. - http://pavroz.com/origin.html

  6. Толстых П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности / П.А. Толстых. Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009

  7. Томпсон Д., Уилер М., Falla P., Unbegaun B.,/ МаркусУилер, Делла Томпсон, PaulFalla, BorisUnbegaun, OxfordRussianDictionary, 2007 – 1344с.

  8. Краткая история лоббизма [Электронный ресурс]: Аналитическая статья «краткая история лоббизма» от 31 января 2012

Режим доступа: (http://vybory.org/articles/kratkaya-istoriya-lobbizma-.html) (дата обращения: 7. 12. 2013)

  1. Презентация исследования «Лоббизм и GR в современной России». РИА новости. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ria.ru/press_video/20091215/199485667.html (дата обращения 13.12.13)

  2. РИАНовости. Сомнительные расходы чиновников превратят в государственные доходы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ria.ru/society/20120313/593804600.html (Дата обращения: 11.12.13)

Просмотров работы: 2982