РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Балаев А.С. 1
1Российский государственный торгово-экономический университет (Тульский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основной целью региональной инвестиционной стратегии является реализация структурных преобразований, направленных на повышение капиталоотдачи и качества жизнедеятельности населения региона. В каждом субъекте Российской Федерации должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению инвестиционная стратегия, определяющая инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты. Стратегия должна описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в субъекте Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации должен ежегодно формироваться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры региона. План должен публиковаться в наглядной форме с указанием планируемых объектов на карте региона, сроков их создания (строительства).

Стратегия инновационной политики в регионе направлена на развитие научных исследований и разработок, рост объёмов производства и реализации наукоёмкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий. Важнейшей задачей при формировании региональной инновационной системы является создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионе, в которой выделяют производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие. Для активизации инновационной деятельности в регионе необходима также благоприятная нормативно правовая база. Кроме того, необходимо провести анализ подготовленности и восприимчивости региона к нововведениям, выявить, обладает ли он достаточными для этого финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, определить основные барьеры на пути инноваций.

Краткая характеристика ОАО «БалаковоРезиноТехника

ОАО «БРТ» - ведущий производитель резинотехнических изделий, выпускающий более 6000 наименований и обеспечивающий бесперебойную работу автоконвейеров ВАЗа, КамАЗа, ГАЗа. Предприятие выполняет госзаказы Военно-промышленного комплекса РФ, нефтегазовой промышленности, потребности ОАО «РЖД». Сегодня ОАО «БРТ» это: динамично развивающаяся многопрофильная компания с высокой деловой репутацией, ориентированная на отраслевое лидерство в сфере производства РТИ. Свою миссию ОАО «БРТ» видит в долгосрочной деятельности по производству резинотехнических изделий для автомобильной промышленности и выпуск изделий на вторичный рынок, не связанный с автомобилестроением.

I этап- анализ факторов внешней среды непрямого влияния- стратегия PESTLE

P - В настоящее время предприятию оказывается поддержка на федеральном уровне в рамках программы развития автомобильной промышленности действующей до 2020 года. Суть ее в том, что для предприятия предусмотрены льготные условия при растаможивании дорогостоящего оборудования, закупаемого предприятием по программе модернизации и технического переоснащения. Государственное стимулирование отрасли (дотации, правительственная программа, высокие пошлины на импорт резинотехнических изделий) оказывает помощь «БРТ» в борьбе с иностранными конкурентами за лидирующие позиции в отрасли.

E - ОАО «БРТ» находится в существенной зависимости от автомобилестроительных предприятий. Однако, наиболее существенное влияние на ОАО "БРТ" оказывают такие экономические факторы, как изменение цен на энергоресурсы, динамика курса рубля, инфляция. Но поскольку предприятие является единственным поставщиком многих изделий условие поднятие цены на продукцию принимается всеми участниками рынка.

S - Социальное окружение предприятия формируется на основе социальной культуры населения. Учитывая, что в н.вр. по-прежнему более 60% российского автопарка составляют российские марки автомобилей и для российских потребителей наиболее доступными являются российские автомобили, изготовление запасных частей для Автоваза и "ГАЗ" несет социальную направленность. В последние годы, когда демографическая ситуация в стране ухудшилась, некоторая стабильность трудовых ресурсов обеспечивается только при помощи мигрантов. Однако, в отношении "БРТ" миграционные процессы оказывают косвенное влияние, поскольку предприятие использует труд работников с высоким профессиональным уровнем.

T - Технологическое развитие предприятия сегодня можно считать одним из важнейших факторов формирования конкурентоспособности предприятия на рынке, поэтому завод ОАО «БРТ» оснащен новейшим оборудованием ведущих мировых фирм. Предприятие внедрило и применяет принципы системы менеджмента качества согласно требованиям ISO/TS 169491. На заводе имеется Опытно-производственный центр, позволяющий проводить любые виды испытаний, а также собственный Научно - Технический центр общей площадью 15 тыс. м2, проводящий разработку новых видов продукции.

L – Являясь предприятием частной формы собственности, и функционируя в правовом поле экономики ОАО "БРТ" в своей деятельности опирается на основные законы государства: конституцию РФ, ГК РФ, закон "Об акционерных обществах", Трудовой Кодекс, а также другие законодательные акты, нормирующие различные аспекты деятельности предприятия (осуществление экспортных и импортных операций, инвестиционная деятельность предприятия и т.д.).

E - В ОАО «БРТ» внедрена и успешно функционирует система экологического менеджмента ISO 14001, гарантирующая руководству и сотрудникам компании, а также внешним заинтересованным сторонам, экологическую безопасность изделий, а также то, что воздействие на окружающую среду измеряется и улучшается.

II этап: анализ факторов внешней среды непосредственного влияния

Банки

Турецкий банк «Ишбанк» (бывший АКБ «София») имеет участие в капитале ОАО «БРТ», вследствие чего у предприятия есть возможность получения кредитов на выгодных условиях.

Рынки и потребители продукции

Географически сферы деятельности общества широки: в первую очередь, это регионы России. Основными каналами сбыта продукции являются «АвтоВАЗ» город Тольятти, «ГАЗ» город Нижний Новгород, «КамАЗ» город Набережные Челны, «УАЗ» город Ульяновск. Также ОАО «БРТ» является постоянным партнером 20 стран мира (Германия, Венгрия, Эстония).

Конкуренты

ОАО "БРТ" является лидером рынка РТИ(59% на российском рынке), а по многим видам продукции - и монополистом, следовательно, это предъявляет дополнительные требования к ОАО "БРТ", так как на него ориентируются предприятия-конкуренты. Основные из них: ОАО «Уральский завод РТИ», ЗАО «КВАРТ», ОАО «Саранский завод Резинотехника».

Поставщики сырья и материалов

Лидирующее положение на рынке РТИ предприятию ОАО «БРТ» позволяют сохранить отлаженные связи с поставщиками сырья и материалов. Предприятие работает с применением современных технологий на оборудовании известных фирм «Пирелли», «Дисма», «Шольц». В производстве используется сырье фирм «Дюпон», «Байер», «Денко», что позволяет выпускать конкурентоспособную, надежную и долговечную продукцию высокого качества .

Ценовая политика

Хоть ОАО «БРТ» и стремится к монополии в своей отрасли, все равно пока не удается сдерживать конкурентов. Поэтому приходится проводить гибкую ценовую политику, посредством введения ряда «уступок» для успешной и безубыточной реализации товаров.

Оценка факторов внешней среды непрямого и непосредственного влияния

Возможность, угроза

Weight

Rating

Score

I этап: 1. ОАО «БРТ» оказывается поддержка на федеральном уровне

20%

+1

20

2. Государственное стимулирование отрасли (дотации, правительственная программа, высокие пошлины на импорт РТИ)

10%

+1

10

3. Существенная зависимость ОАО «БРТ» от автомобилестроительного предприятия ОАО «АвтоВАЗ»

15%

-1

-15

4. Существенная зависимость ОАО "БРТ" от таких экономических факторов как, изменение цен на энергоресурсы, динамика курса рубля, инфляция. Но поскольку, ОАО «БРТ» является единственным поставщиком многих изделий поднятие цен на продукцию принимается всеми участниками рынка.

15%

0

0

II этап: 5. ОАО “БРТ” – известный производитель на рынке РТИ, имеющий стабильные связи с покупателями и заказчиками

20%

+1

20

6. На предприятии проводится политика, направленная на обновление и создание мощной испытательной и промышленной базы, повышение культуры производства, снижение расходов материалов и сырья, поставку товара покупателям «точно в срок»

10

+1

10

7. Проведение гибкую ценовой политики, посредством введения ряда «уступок» для успешной и безубыточной реализации товаров

5%

+1

5

8. Альтернативные маршруты поставок. Помимо автомобильных перевозок у ОАО «БРТ» заключен досрочный контракт с ОАО «РЖД»

5%

0

0

ВСЕГО:

100%

 

50

Оценка факторов внутренней среды

Возможность, угроза

Weight

Rating

Score

1. ОАО «БРТ» - ведущий производитель резинотехнических изделий, выпускающий более 6000 наименований и обеспечивающий бесперебойную работу автоконвейеров ВАЗа, КамАЗа, ГАЗа. Предприятие выполняет госзаказы Военно-промышленного комплекса РФ, нефтегазовой промышленности, потребности ОАО «РЖД»

20%

+1

20

2. ОАО "БРТ" является лидером российского рынка РТИ с долей в 59%, а по многим видам продукции - и монополистом.

20%

+1

20

3. Завод оснащен оборудованием ведущих мировых фирм («Пирелли», «Дисма», «Шольц») и сертифицирован по международному стандарту ИСО 9001. В производстве используется сырье фирм «Дюпон», «Байер», «Денко», что позволяет выпускать конкурентоспособную, надежную и долговечную продукцию высокого качества

15%

+1

15

4. На заводе имеется Испытательный центр, позволяющий проводить любые виды испытаний, а также собственный Научно - Технический центр, общей площадью 15 тыс. м2, проводящий разработку новых видов продукции.

15%

+1

15

5.В ОАО «БРТ» работает система менеджмента качества ISO/TS 16949, а также успешно функционирует система экологического менеджмента ISO 14001, гарантирующая экологическую безопасность изделий

10%

+1

10

6. Высоко развита система социальной поддержки сотрудников.

5%

0

0

7. Имеет размеры, не позволяющие эффективно контролировать все бизнес-процессы со стороны руководства.

5%

-1

-5

8. Излишне загруженная структура управления предприятием

5%

-1

-5

9. Неполная загруженность производственных мощностей

5%

-1

-5

ВСЕГО:

100%

 

65

Матрица стратегических направлений

Основные выводы и рекомендации

Проанализировав факторы внешней и внутренней среды ОАО «БРТ» можно сделать вывод, что у предприятия есть возможность осуществлять наступательную агрессивную инвестиционную стратегию, которая позволит путем использования сильных сторон предприятия снизить воздействие от слабых сторон и улучшить финансовое положение.

На мой взгляд, наиболее целесообразно будет сделать акцент на такой слабости предприятия, как существенная зависимость от автомобилестроительного предприятия ОАО «АвтоВАЗ», которое в свою очередь зависит ни сколько от экономических факторов, т.к. наше государство вкладывает миллиарды в его развитие, как от уровня изменения покупательских предпочтений. Продажи крупнейшего российского автопроизводителя устойчиво снижаются с марта этого года. За 11 месяцев 2013 года продажи снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данная ситуация негативно отразится и на ОАО «БРТ», поскольку снижение спроса на продукцию АвтоВАЗа приведет к сокращению объема производства, вследствие чего снизится объем закупок комплектующих у нашего предприятия, что приведет к существенному недоиспользованию производственных мощностей.

Выходом из данной ситуации я вижу только одно - расширение географии поставок. Наиболее выгодным для ОАО «БРТ» будет являться развитие сотрудничества с автомобильным альянсом Renaul-Nissan. К тому же предпосылки для этого уже имеются. В сентябре этого года ОАО «БРТ» был получен заказ на производство 5 наименований шумоизоляционных изделий, среди которых - обивка капота, обивка щитовой передней панели и уплотнитель накладки крышки багажника. Предполагается, что автокомпонентами будет комплектоваться седан Nissan Datsun. Участие ОАО «БРТ» в данном проекте, старт которого намечен на апрель 2014 года, имеет большое значение. И не только техническое. А поскольку ОАО «БРТ» - это практически единственное в России предприятие по выпуску всей гаммы экологически чистых шумовибродемпферирующих материалов, предназначенных для создания акустического комфорта автомобилей всей классов и значений, сотрудничество с таким партнером, как Renault-Nissan, может стать для балаковского предприятия прорывом на мировой автомобильный рынок. А с учетом того, что по заявлению президента альянса Карлоса Гона, Renault-Nissan намерен к 2017 году завоевать 40% российского авторынка, успех ОАО «БРТ» будет гарантирован.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1) Распоряжение Правительства Тульской области «Об утверждении Инвестиционной стратегии Тульской области до 2030 года»

2) Федеральный закон об «Иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №160 – ФЗ

Литература

1) Хазанович Э.С. Инвестиционная стратегия: учебное пособие / Э.С. Хазанович, А.М. Ажлуни, А.В. Моисеев. – М.: КНОРУС, 2010. – 304 с.

2) Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия / Н.И. Лахметкина. – М.: КНОРУС, 2010. – 232 с.

3) Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122с.

Ресурсы Интернет

1) «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ( дата обращения 18.11.2013)

2) «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» от 30.05.2012 № 02 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ( дата обращения 18.11.2013)

3) Портал правительства Тульской области. Постановление правительства Тульской области об утверждении государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области» http://www.admportal.tula.ru/ ( дата обращения 18.11.2013)

4) Официальный сайт ОАО «БалаковоРезиноТехника» http://www.balrt.ru/ ( дата обращения 20.11.2013)

5) Промышленные предприятия России http://ibprom.ru/balakovorezinotehnika( дата обращения 20.11.2013)

1 Данный стандарт устанавливает требования к системе качества на протяжении всего производственного цикла - от проектирования до утилизации продукции.

Просмотров работы: 1683