ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Смирнов Д.А. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке… Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее» [5]. Именно такими словами президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина закрывалось совещание с представителями общественности 12 сентября 2012 года в Краснодаре по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание патриота, патриота своей Родины во все времена истории является приоритетной задачей любого государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания молодёжи.

В современном обществе патриотическое воспитание молодёжи приобретает важнейшее значение по причинам: развивающегося духовного кризиса России и не устоявшейся национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество; малочисленности детских организаций, которые заменили Единую Всероссийскую пионерскую организацию, и должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики, и ее свободу от какой-либо идеологии. Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Это делает новые формы и принципы патриотического воспитания актуальными, а конкретно проектный подход в патриотическом воспитании наиболее инновационным.

Раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления молодого человека, мыслители прошлого указывали на их многостороннее формирующее влияние. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6]. В.С.Горбунов, рассматривал патриотизм как: любовь к Родине, интегративная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающий в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности [2]. А.Н. Вырщиков отмечает, что основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества [1].

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотическое воспитание рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].

Одним из инновационных подходов патриотического воспитания молодежи является проектный подход. Проектный подход в современных условиях обнаруживает универсальный характер: прослеживается соединение исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал, что позволяет говорить о провозглашении проектного подхода в качестве основы образовательной парадигмы XXI века [7]. Данный термин многозначен, и может рассматриваться как: мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов воспитания как носителей общественного сознания; глобальная и системная организация и самоорганизация процесса, включающая, прежде всего, самих субъектов воспитательного процесса; стратегия воспитания, которая включает в себя методы, формы, приемы воспитания [4].

Проектный подход имеет следующие характеристики: целостность; последовательность; объективность и обоснованность; компетентность участников [7].

Ключевым инструментом проектного подхода выступает проект. Проект – план, замысел, текст или чертёж чего-либо предваряющий его создание; деятельность с определёнными целями, направленная на воплощение замысла идеи, образа в форму описания, обоснования, раскрывающую сущность замысла и возможность его практической реализации [8].

Практическая реализация проектного подхода наиболее ярко отражается во Всероссийских проектах и конкурсах патриотической направленности, таких как: «Наша общая победа»; «След великой победы в моей семье»; Акция «Моя высота 102.0» и др .

Актуальным является выявление уровня сформированности патриотических чувств у студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого. Для этого исследование было проведено в рамках мероприятия. Представим краткое описание мероприятия: В ночь с 21 на 22 июня 2013 года студенты ТГПУ им. Л.Н. Толстого собрались на мероприятие, посвящённое Дню памяти и скорби – дате начала Великой Отечественной Войны. Для участия в акции собралось около 350 человек. Формат мероприятия включал: просмотр патриотического фильма; шествие от памятника Л.Н. Толстого до «Вечного огня»; минуту молчания, возложение свечей и цветов к вечному огню; старт акции «Вспомни. Сделай. Приди».

Наши задачи, как студенческого актива ТГПУ им. Л.Н. Толстого, заключались в привлечении студентов к данному мероприятию, организации просмотра фильма «Брестская крепость», анкетировании студентов по окончании мероприятия; интервьюировании ветеранов.

Анкетирование и интервьюирование были проведены во время мероприятия. Выборку составили студенты ТГПУ им. Л.Н. Толстого в количестве 55 человек в возрасте 18-25 лет, из них 24 юноши и 31 девушка.

На вопрос «В каких мероприятиях, конкурсах и фестивалях нашего университета вы принимали участие?», студенты выделили следующие мероприятия: «Урок мужества» (49 человек); «День победы» (41 человек); «Проблемы молодёжи глазами студентов (39 человек); «Восхождение к истокам» (34 человека); «Великие земляки Тульского края» (19 человек); «Во мне поёт сама Россия» (19 человек) и др.

На вопрос анкеты «Какие сферы воспитания молодёжи Вы считаете наиболее важными в настоящее время?», студенты ответили: патриотическое воспитание (54 человека); нравственное воспитание (49 человек); гражданское воспитание (51 человек); интернациональное воспитание (21 человек); физическое воспитание (44 человека); экономическое воспитание (36 человек); правовое воспитание (45 человек); эстетическое воспитание (30 человек); религиозное воспитание (44 человека); экологическое воспитание (21 человек).

На вопрос «С вашей точки зрения патриотизм - это», студенты в большинстве своём пришли к таким ответам: «любовь к Родине и её истории»; «служение и защита отечества», «память о своих предках»; «воспитание мужества молодого поколения» и др. На вопрос «Какие нормативные документы, посвященные патриотическому воспитанию, вы можете назвать?», респонденты выделили: Концепция патриотического воспитания 2003 г. (39 человек); Государственная программа патриотического воспитания 2011-2015 г. (29 человек); Концепция духовно-нравственного воспитания 2009 г. (27 человек).

На вопрос «Какие самые значимые и великие события и даты в военно-патриотической истории России вы знаете?», опрашиваемые выделили такие события и даты: Великая Отечественная Война 1941-1945 г. (55 человек); Куликовская битва 1380 г. (51 человек); Бородинское сражение 1812 г. (47 человек); Ледовое побоище 1242 г. (50 человек); Афганская война 1979-1989 г. (21 человек). На вопрос «Какие фильмы о Великой отечественной войне вы знаете?», студенты ответили: «Брестская крепость», «Остановлен под Тулой», «Они сражались за Родину», «Бессмертный гарнизон», «Освобождение», «Мы из будущего», «В бой идут одни старики», «Белый тигр», «А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры», «Батальоны просят огня», «Щит и меч», «Горячий снег» и др.

На вопрос анкеты: «Как вы считаете, нужно ли проводить такого рода мероприятия как прошедшая акция, приуроченная ко Дню памяти и скорби? Если да, то почему?», студенты ответили, что нужно, потому что «это способствует патриотическому воспитанию молодёжи, привитию русского духа»; «каждый должен чтить память и ценить подвиги тех, кто пожертвовал своей жизнью ради нашей жизни»; «молодёжь обязана знать героическую историю своей родины». На вопрос анкеты «Что конкретно вам понравилось в данном мероприятии?», были получены следующие ответы: военно-патриотический фильм (55 человек); шествие по проспекту Ленина со свечами (53 человек); возложение цветов и свечей к «Вечному огню» (55 человек); прикрепление бумажного голубя к синему полотнищу, олицетворяющему собой чистое, мирное небо (51 человек).

На вопрос анкеты «Какие формы проведения патриотических акций вы можете предложить организаторам мероприятий патриотической направленности?», были получили такие ответы: круглые столы с ветеранами; интервьюирование ветеранов, экскурсии на места сражений, конкурсы военных песен и стихов, олимпиады на знание истории страны и др.

Результаты анкетирования и интервьюирования показали, что большинство студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого:активно участвуют в патриотических мероприятиях; считают патриотическое воспитание наряду с нравственным и гражданским наиболее важным;знают основные нормативные документы по патриотическому воспитанию молодёжи;основные даты военной истории России, военные фильмы;могут предложить свои варианты мероприятий патриотической направленности.

Список литературы
  1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

  2. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход/В.С. Горбунов // Воспитание школьников. – 2010.-№1. –31с.

  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 г. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)

  4. Мылова, О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов/О.Мылова //Высшее образование в России.-2008.-№10. – 248с.

  5. Речь президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на совещание с представителями общественности 12 сентября 2012 года в Краснодаре по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания. Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (последнее посещение 22.06.13).

  6. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

  7. Фещенко Е.М. Проектный подход как механизм развития профессиональной компетентности педагога-психолога в системе непрерывного образования // Вестник ПГЛУ №4, 2008 – 345с.

  8. Шайденко Н.А, Калинина З.Н, Декина Е.В. Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. - 300 с.

Просмотров работы: 4330