Программирование в профильных классах в инновационном образовательном учреждении. Проблемы и пути их устранения.
Наумова Алиса Ивановна
До 2004 г. в каждом профильном классе (физико-математическом, информационно-технологическом, техническом, экономическом, естественно-научном, гуманитарном) на информатику и ВТ отводилось 3 часа в неделю, что позволяло тему “Программирование” разбирать подробно и профильно из различных предметных областей (математика, физика, экономика, общая биология), а для реализаций технологий программирования все темы были ассоциированы с учебными планами этих предметов, что безусловно стимулировало познавательно-практический интерес учащихся, глубокое изучение и практическую реализацию основных этапов компьютерного решения задач. Помимо выполнения учебного плана учащиеся готовили проекты и презентации для выступления на городских конкурсах творческих работ по информатике и научно-практических конференциях, где членами жюри были преподаватели ВУЗов, поэтому призеры и победители потом приглашались и на студенческие научные конференции. Таким образом, еще в стенах лицея, учащиеся уже приобретали опыт в проектной и научно-исследовательской деятельности.Сейчас согласно действующему Стандарту образования во всех профильных классах в старшей школе количество часов по информатике и ИКТ составляет 1 час в неделю (в техническом 4 часа). Учитывая практическую направленность решения задач (постановка задачи, построение модели, анализ полученных результатов) в профильных классах для развития творческой (проектной, научно-исследовательской) активности школьников возникает необходимость дополнительного изучения программирования уже в рамках элективных курсов для старшеклассников, что успешно реализуется в учебных группах Тверского лицея в течение нескольких лет. Талантливые лицеисты являются постоянными участниками и неоднократными призерами многочисленных предметных олимпиад, творческих конкурсов и научно-практических конференций муниципального, регионального и всероссийского уровней (1994 г. С.Сорокин; 1999 г. М.Полтавцева; 2002 г. В.Панкратова; 2005 г. А.Чирков; 2006 г. И.Андреев, В.Андреев; 2013 г. А.Гусева, О.Семенова). Развитое логическое мышление позволяет ученикам выбирать специальности, непосредственно связанные как с программированием, так и с профессиональной работой за компьютером.