ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Глущенко В.В. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования данной темы обусловлена потребностями научно-практического характера. Большой вклад в изучение данной темы внесли: Алёхина И., Благоев В., Глотов М.Б., Годин А.М., Кущ С.П., Ковальчук А.С., Ковалёв А.Г., В.Е. Новаторов и др.

Применение разработанных данными авторами теорий на практике способствует повышению уровня качества деятельности фирм, предприятий, коммерческих и некоммерческих учреждений СКС и т.д. В.Е. Новаторов в своей книге «Культура маркетинга», рассуждая на эту тему, отмечает, что данный вопрос является простым и сложным единовременно. «Простота, казалось бы, определяется характером и содержанием маркетинговой деятельности. Потребности, товар, цена, рынок - все это, так или иначе, является предметом рассмотрения и в экономической теории и в теории маркетинга. Сложность же состоит в том, что мы стоим перед необходимостью осмысления сложных и противоречивых взаимосвязей, касающихся роли маркетинга инструмента рыночной деятельности, качественных характеристик реалистичных маркетинговых технологий, путей и средств обеспечения экономичности маркетинговых комплексов и обделенных процедур и т.п.» [3, с. 63-69]. Я соглашусь с автором и попробую проанализировать данную позицию.

В контексте данной статьи необходимо определить, что такое экономическая культура. «Экономическая культура - совокупность материальных ценностей, институтов, норм и принципов хозяйственно - производственной деятельности людей, характер производственных отношений и процесс эффективного функционировании экономики страны, образующие способ и содержание жизнедеятельности людей в данной сфере» [1, с. 94].

В этой связи я понимаю, что экономическая культура человека определяет его мышление, поступки, действия в экономической сфере. Экономическая культура является базисом для формирования новых экономических идей, направленных на повышение эффективности данной сферы. Достижения экономической культуры человечества отражены как в материальных, так и в духовных ценностях.

Экономическая культура современного человека продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики. В современное время актуально рассмотрение нравственного аспекта экономической культуры, учитывая, что мораль и нравственность выступают ограничителем, не позволяющим экономическому аспекту деятельности человеческого сообщества привести к общей катастрофе. Каргаполов В.Е. в своей книге «Экономическая культура человека, общества и государства» утверждает, что «повышение показателей экономической культуры человека, общества и государства усиливает степень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере экономики, повышает качество товаров, услуг, оптимизирует соотношение «цена-качество», увеличивает покупательную способность и благосостояние граждан. Рост экономической культуры населения благоприятным образом сказывается на показателях экономики, отражающих ожидание граждан.

Центрами культивирования экономической культуры, несомненно, являются учреждения среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Молодое поколение, вливаясь в общество со студенческой скамьи, привносит новые образцы экономической культуры, которые затем апробируются на практике, изменяются, корректируются. Важным вопрос в этом смысле является экономическая идентичность человека, общества и государства. Насколько сформированная экономическая идентичность отвечает вызовам современности, насколько она прогрессивна, конкурентоспособна, сильна в смысле традиций» [2, с. 103-104].

Я считаю, что современное молодое поколение, живущее в XXI веке, уже обладает определённой экономической культурой, отвечающей вызовам современности. Хотя для современной российской молодежи характерны следующие изменения в системе как ценностных ориентаций в целом, так и в сфере экономики: увеличение значимости индивидуальных ориентаций; рост и развитие идеологического и мировоззренческого плюрализма, многовариантность и фрагментарность мировоззрения; амбивалентность, двойственность ценностного сознания, сочетание противоположных, взаимоисключающих оценок и установок. Однако необходимо отметить восприимчивость молодёжи к экономической культуре маркетинговой деятельности, в частности, технологии бенчмаркинга и технологии Японской системы менеджмента.

Экономическая культура маркетинговой деятельности зарождается и развивается на фоне изменений происходящих в национальной и мировой экономике. Завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить прибыль хотят все фирмы. Конечно, можно решать подобные задачи самостоятельно, а можно воспользоваться опытом успешных компаний.

Для этих целей и появился бенчмаркинг как технология изучения и внедре­ния лучших методов ведения бизнеса [3, с. 65].

Понятие «бенчмаркинг» присутствует в ряду экономических понятий сравнительно недавно. Зарубежные словари трактуют термин «benchmark» как «экспертный стандарт ... предварительно определенный образец, используемый в качестве контрольной точки или стандарт, по которому можно произвести измерение или оценку чего-либо». По сути бенчмаркинг - это процесс эталонного сопоставления. В бизнес - среде существует множество трактовок бенчмаркингу. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: «Бенчмаркинг — это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности» [4, с. 67]. Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: «Бенчмаркинг — это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности» [5, с. 45].

В распоряжении современных российских предпринимателей и бизнесменов имеются мощные каналы, средства и способы взаимодействия, в том числе Интернет.

Экономическая культура маркетинга проявляется и на внутрифирменном уровне. Ни ровные взаимоотношения с конкурентами, ни безупречно выстроенные маркетинговые планы и/или программы, ни ситуативное заигрывание с потребителем не спасут фирму от дефолта, фиаско и потери прибыльных сегментов рынка, если окажутся преданными забвению живые люди, прежде всего персонал организации, создающий материальные или иные блага, а вместе с ними – репутацию фирмы, ее авторитет, ее имидж. Экономические требования существуют и здесь. Отношение к их выполнению и соблюдению - показатель экономической культуры руководителя организации [3, с. 65].

Экономическая культура отражает качественный уровень внутрифирменного маркетинга, основными элементами которого являются:

  • получение рабочего места в соответствии с полученным образованием, профессией и/или специальностью;

  • достойная оплата, моральное и материальное стимулирование;

  • возможность профессионального роста и развития, своевременного повышения квалификации и/или переподготовки;

  • создание оптимальных условий труда - эргономических, психофизиологических, санитарных;

  • охрана здоровья, социальная поддержка и защита.

На осуществление этих и других мер необходимы финансовые средства. Их рачительное и целенаправленное расходование – показатель экономической культуры работодателя, «покупателя» рабочей силы.

Особо необходимо сказать об экономических требованиях по отношению к фирме, выходящей на международные рынки.

Для международного маркетинга характерно:

- независимость государства международного сообщества;

- международное и национальное законодательства;

- превышение спроса над предложением, т.е. насыщенность товарами и услугами рынка;

- наличие национальных валютных систем;

- развитая конкуренция товаропроизводителей;

- развитая рыночная инфраструктура;

- рост жизненного уровня населения ряда стран и, соответственно, увеличение спроса на продукты питания, одежду, мебель, машины, и другие товары длительного пользования;

- стремление предприятий, организаций к расширению внешних рынков сбыта продукции и увеличению прибыли;

- рыночное поведение потребителей в разных странах;

- развитие кооперации производства, оказания услуг [3, c. 67-68].

Попробуем предложить модель оптимизации экономической культуры в работе организации (рис. 1).

Для того чтобы представленная модель в полной мере работала на практике, руководители и специалисты должны решать ряд задач:

1. повышать показатели этичности поведения;

2. осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров;

3. стимулировать специалистов (в т.ч. молодых).

Учреждения, осуществляя поставленные задачи, смогут достичь следующий результатов:

1. экономический уровень – повышение уровня производительности труда, повышение доходов;

2. социальный уровень - появление спонсоров, налаживание новых связей, развитие имиджа

Носителями любой культуры были и остаются люди. Отсюда можно заключить: экономическую культуру необходимо формировать у всех без исключения субъектов маркетинга.

Внешняя среда (экстернальный маркетинг)

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Внутренняя среда (интернальный маркетинг)

 

 

Повышение показателей этичности поведения.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и сотрудников.

 

 

Эффективный отбор персонала.

 

 

Стимулирование специалистов (в т.ч. молодых): зависимость уровня з/п от производительности труда, помощь в приобретении жилья.

Применение в организации технологий Японской системы менеджмента.

 

 

Ожидаемый результат:

1. Экономический уровень: повышение уровня производительности труда, повышение доходов.

2. Социальный уровень: появление спонсоров, налаживание новых связей, развитие имиджа.

 

Рисунок 1. Модель оптимизации экономической культуры в работе организации

А представить ее можно как три взаимосвязанных компонента:

1. Достаточная экономическая подготовка участвующих в обменных процессах людей, прежде всего – руководителей организаций и фирм;

2. Искренняя убежденность и глубокая приверженность к рыночной экономике, всем формам бытования маркетинга;

3. Практическая деятельность, участие в реальной маркетинговой практике, основанной на разумной экономии всех ресурсов организаций - материальных, финансовых, кадровых, информационных и временных.

Только при наличии трех названных компонентов и их взаимосвязи может формироваться и развиваться подлинная экономическая культура [3, c. 68-69].

Библиографический список

1. Крылова, Н.В. Ребенок в пространстве культуры / Н.В. Крылова. - М., 1994. – 96 с.

2. Каргаполов, В.Е. Экономическая культура человека, общества и государства / В.Е. Каргаполов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3 – с. 103-104

3. Новаторов, В.Е. Культура маркетинга : учеб. пособие / В.Е. Новаторов. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 179 с.

4. Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. - ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.

5. Watson G.H. Strategic Benchmarking: How to Rate your Company's Performance Against the World's Best. - New York: John Wiley, 1993.


 

Просмотров работы: 1776