МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ГОРОДЕ НЕРЮНГРИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ГОРОДЕ НЕРЮНГРИ

Казанцева М.Д. 1, Воронова О.П. 2
1Россия, Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри
2Южно-Якутский институт железнодорожного транспорта (филиала) ДВГУПС в г. Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  Безработица – это социальное явление, которое имеет ужасные последствия. Мы имеем недостаточно знаний о состоянии безработицы, ее сущности и путях ее возможного сокращения. Значительная часть работников в течение своей трудовой активности, по различным причинам, меняет место работы по собственному желанию. При этом до поступления на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории незанятых. Также научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы.

Целью нашей работы является исследование безработицы и разработка методов снижения безработицы в городе Нерюнгри.

Задачи исследования:

  • изучить состояние безработицы в городе Нерюнгри за 2012,2013 год

  • определить возможность применения найденных методов на территории города Нерюнгри

  • проанализировать и выявить наиболее оптимальные методы решения безработицы

Методы получения результатов исследования

  • Проектирование

  • Описание

  • Обработка статистической информации

  • Сравнительный анализ

Безработица – это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнять. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендента на эти места [3,с.39].

Именно одна из основных причин безработицы вгороде Нерюнгри - весьма ограниченный набор востребованных специалистов. Работодателям нужны рабочие и управленцы в сфере экономики и финансов — и те, и другие с опытом работы и высокой квалификацией.

Среди рабочих крайне популярны машинисты, слесари, дорожные строители, водители, требуются также инженеры. В сфере экономики ищут менеджеров по маркетингу и финансовых директоров, организаторов бизнеса и опытных управленцев. К соискателям на эти позиции предъявляют жёсткие требования, а отбор претендентов происходит на конкурсной основе.

Есть также спрос на медицинский персонал — медсестёр и врачей. Практически нет вакансий для юристов и экономистов — ими рынок труда просто перенасыщен. На учете состоят бухгалтера, и инженеры, спрос на них есть, но имеющиеся вакансии, им не подходят, потому что зарплата – ниже прожиточного минимума. Вообще, в 2012 году из имеющихся 27 260 вакансий 5 597 были с оплатой труда ниже прожиточного минимума [1].

По данным за 2012 год, в Нерюнгри уровень безработицы, составил 7.99%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в городе Москва, а максимальный в 47.68% - в Республике Ингушетия.

Число официально признанных безработными сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 185 человек и составляет сегодня 519 человек. Из них женщин 61%, молодежи до 29 лет – 40%, жителей сельской местности - 14%, инвалиды - 9,4%. Всего с начала года безработными было признано 1165 человек: 448 из них нашли работу, 345 направлены на профессиональное обучение, 24 человека оформили пенсию, причем 18 из них – досрочно по предложению органов соцзащиты. На сегодняшний день уровень зарегистрированной безработицы в районе составляет 1,4%, средний период безработицы – 5,5 месяца. Число поданных в центр работодателями вакансий за 8 месяцев достигло 6000. Потребность в работниках по заявкам предприятий и организаций на сегодняшний день превышает тысячу человек. Сотрудники центра делают все возможное, чтобы те, кто к ним обращается, нашли свое место на рынке труда. Центром с начала года проведено 10 ярмарок рабочих и учебных мест, в которых приняло участие 67 работодателей и 1659 нерюнгринцев, ищущих работу. Ведется постоянная работа по профессиональному обучению, помощь в организации самозанятости, в том числе по программе адресной поддержки тем, кто трудоустраивается за пределами района.

К методам воздействия на безработицу можно отнести: - прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры; - косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики [4, с.79]. Типы государственного воздействия на занятость: - пассивный : социальная помощь незанятому населению; - активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные, услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д. В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фондов занятости в регулировании рынка труда. Расходы фонда занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям: средства, расходуемые на пособие по безработице, материальная помощь безработным, выплата досрочных пенсий. Это принято называть пассивной политикой. средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Данная форма активной политики вытекает из действующего законодательства «Закон о занятости населения в Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996г. № Зб-ФЗ. Ст.23,24, п. 5,29.», т.е. является обязательной для государственной службы занятости. средства, направляемые на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет названные формы то, что они не гарантированны законом. При этом расходы на статью «финансовая поддержка» принято относить к активным формам политики на рынке труда. средства, предназначенные для развития служб занятости (их содержание, капиталовложения, реклама, АИС «Занятость») Государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты: пособие по безработице; компенсацию материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости; оплату временной нетрудоспособности; стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Из фонда занятости возмещаются затраты Пенсионного фонда в связи с назначением досрочных пенсий безработным. Страховой тариф для уплаты взносов в Фонд занятости населения составляет 1,5% средств, направляемых на оплату труда [4, с.80]. От оплаты взносов освобождены общественные организации инвалидов, общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, а также религиозные объединения. В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной государственной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о труде. Федеральная служба занятости России была создана в 1991г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости, (они есть в каждом городе и районе) [4, с.80]. В августе 1996 г. На базе грех социальных ведомств Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России. Приоритетными направлениями работы служб занятости являются следующие: содействие трудоустройству; дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест; создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя; содействие самозанятости и предпринимательской деятельности; организация общественных работ и временной занятости населения; профессиональная ориентация и консультирование; обучение и переобучение безработных [5, с.191]. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях, при религиозных органах и т.д. Находят применение биржи труда, практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Как рыночная структура, биржа труда выполняют многообразные функции: сбор и анализ информации о рынках труда, его состоянии и перспективах профориентация, переподготовка и трудоустройство населения, содействие территориальной и профессиональной мобильности, участие в подготовке и реализации программ занятости и т.д. Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 1996г. В России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве. Рынок труда в Нерюнгри ввиду ее специфики как экономического, так и социального развития социально замкнут. Мобильность населения в поиске работы крайне затруднена ввиду ограниченной емкости рынка труда, узости сферы приложения труда, низких доходов у большинства населения при резкой дифференциации в оплате труда в разных сферах труда, при высокой стоимости проезда на транспорте, отсутствии жилого резервного фонда при значительной его дороговизне, а также трудоизбыточное всех улусов. Это определяет специфические особенности формирования, распределения и использования трудового потенциала республики. Современное положение в сфере труда и занятости населения во многом определяется происходившими в ней процессами в предшествующие годы. Вывод: Главная задача политики правительства в городе Нерюнгри на рынке труда должна заключаться в создании экономических условий, побуждающих трудоспособных граждан к поиску доходных сфер занятости и способствующих созданию новых рабочих мест на производстве, в малом бизнесе, переобучать и давать новые трудовые навыки незанятому населению. Проведение активной политики занятости на рынке труда, особенно создание новых рабочих мест в городе и на селе; оживление малого, среднего бизнеса обусловили в последние годы появление процессов стабилизации и роста численности, занятых всеми видами экономической деятельности. Наметилась тенденция к сокращению общего уровня зарегистрированной безработицы.

Список литературы

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. (дата обращения 9.12.2013)

  2. Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. (дата обращения 10.12.2013).

Экономика труда и социально трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд. МГУ, Изд. ЧеРО, 1996. (дата обращения 10.12.2013) .
  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ. (дата обращения 12.12.2013).

  2. http://ru.wikipedia.org. (дата обращения 9.12.2013).

Просмотров работы: 1711