ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Солдатова Т.В. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из острых проблем современности является рост экстремистских настроений в обществе и, в том числе, в молодежной среде. По данным МВД РФ в России, с каждым годом возрастает количество преступлений, совершенных на экстремистской почве: так если в 2011 году было зарегистрировано 622 преступления экстремистской направленности (5,2% от общего количества преступлений), то в 2012 году 696, а только в январе 2013 года уже зарегистрировано 48 преступлений экстремистской направленности, что на 33,3% больше чем в январе 2012. Стоит отметить, что доля молодых людей, совершающих данные преступления, с каждым годом повышается. По данным МВД, в стране действует около 150 экстремистских молодежных группировок, в которые вовлечены почти 10 тысяч молодых людей.

Кроме того, следует учесть, что экстремизм как социальное явление достаточно сложен и динамичен, а его анализ порождает многообразные, подчас полярные точки зрения. Также обращает на себя внимание недостаточность нормативно-правового регулирования целого комплекса вопросов, и, прежде всего, касающихся критериев экстремистской деятельности. Так же еще недостаточно изучена структура политического экстремизма, нет четких критериев идентификации экстремистской деятельности, недостаточен анализ характера проявлений политического экстремизма в молодежной среде, открытым остается вопрос эффективности профилактики экстремизма в молодежной среде. [9]

Под политическим экстремизмом в РФ принято понимать незаконную деятельность политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. Политический экстремизм предполагает деятельность оппозиционных групп и индивидов, направленное на захват и удержание политической власти или ее дестабилизацию, использование при этом нелегальных средств и методов, включая нелегитимные ценностно-реализуемые насильственные методы и средства. Политический экстремизм появляется в результате политического конфликта, когда социум организует оппозиционные движения в поддержку иной, противостоящей властной идейно-политической доктрине и характеризуется наличием конфликтогенного основания, предполагающего конкуренцию политических интересов различных социокультурных групп.[3]

Политический экстремизм как форма экстремизма содержит в своей структуре три элемента: экстремистская деятельность, экстремистская организация и экстремистская идеология, но с некоторыми особенностями, характерными только для политического экстремизма в каждом из названных элементов.[1] Наибольшее внимание в современных условиях следует уделить такому элементу как экстремистская деятельность. Основным отличием политической экстремистской деятельности является использование средств, всегда связанных с насилием, доходящим до крайних пределов жестокости, а основной целью в основном является борьба за власть, но насилие может одновременно выступать и средством достижения цели и самой целью.

Большую роль в политической экстремистской деятельности играет идеология, которая через насилие, разжигает нетерпимость в политической сфере общества, воздействует на внутренний мир людей и их моральное, психологическое здоровье. Следует заметить, что не любые действия, в основе которых лежит насилие, могут являться экстремистскими.[4] Исходя из этого, основной проблемой современной России является выработка стандартизированных критериев, позволяющих с уверенностью относить деятельность организаций и лиц к экстремистской или не экстремистской. На данный момент в РФ, несмотря на все недостатки и противоречия в законодательстве представляется возможным сформулировать три основных признака, при наличии которых можно разграничить деятельность на экстремистскую и не экстремистскую.[2] Для политического экстремизма характерны такие признаки, как:

  • посягательство на основы конституционного строя РФ;

  • деятельность осуществляется с применением насилия или угрозы ее применения;

  • наличие вражды (политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной).

Одним из важнейших условий предупреждения политической экстремистской деятельности является изучение ее состояния, динамики и выявление основных тенденций развития, позволяющие определить приоритетные направления профилактики и скорректировать уже реализуемые меры.

По оценкам экспертов политический экстремизм в молодежной среде проявляет на данный момент менее активный рост, чем расовый, национальный или религиозный экстремизм, но все же подвержен тенденции эскалации. Существенным показателем для изучения особенностей и характера проявлений политического экстремизма в молодежной среде современной России, является выделение основных факторов, определяющих проявление и рост политического экстремизма.[5]

Так, основными факторами, определяющими проявление и рост политического экстремизма в молодежной среде и способными спровоцировать молодежь на акции прямого действия в форме протестных выступлений являются:

  • деятельность, осуществляемая государственными органами власти и институтами гражданского общества;

  • ухудшение или даже изменение социально-политической ситуации в стране;

  • деятельность СМИ по освещению проблемы экстремизма;

  • особенности молодежи, как социально демографической группы, которая в большей степени подвержена вовлечению в экстремистскую деятельность.

Граждане Российской Федерации имеют определенный спектр политических прав и свобод, декларируемых законом, которые дают возможность гражданам участвовать в политической жизни общества, данное участие может заключаться в такой форме как политический протест, крайней формой которого является политический экстремизм.[8]

В России в последние годы проявился рост протестных настроений граждан, в том числе и молодежи, индекс протестного потенциала возрос до 38 пунктов, что было обусловлено выборами в Государственную думу 4 декабря 2011 года и выборами Президента РФ 4 марта 2012 года. Протестное движение молодело от акции к акции, если еще в феврале 2012 года количество участвующих молодых людей составляло 48%, то в июле это группа увеличилась до 65%. Что позволяет определить молодежь как основного носителя протестных настроений в современной России. [6]

Наиболее важным аспектом изучения характера проявлений политического экстремизма в молодежной среде является установление и анализ социального портрета молодежи, выходящей на акции протеста. В результате исследования были выделены основные характеристики данной группы, а именно:

  1. Несформированнось идеологической базы, которая проявляется в аттрактивности идеологии диктуемой лидерами оппозиции, но при этом и ее диссонансе с собственной идеологической базой.

  2. Отсутствие понимания молодыми людьми смысла понятия «экстремизм».

  3. Наличие таких основных мотивов как: «борьба за справедливость», которая по своей сути является неким абстрактным понятием, и «недовольство политической системой».

  4. Недоверие к действующей власти, политический нигилизм, отсутствие взаимодействия с политическими партиями.

  5. Развитие у молодых людей некой жизненной стратегии, направленной на индивидуальное выживание.

  6. Присутствие ориентира на смену существующей власти и личную неприязнь к Путину В.В., дискредитация его деятельности.

  7. Агрессивный настрой молодых людей, готовность вести не конвенциональную экстремистскую политическую деятельность.

  8. Причина участия молодых людей в политических акциях – самореализация.

  9. Участниками протестного движения, в основном являются, материально обеспеченные, удовлетворенные своей жизнью молодые люди.

Подводя итог вышесказанному, следует охарактеризовать характер проявлений политического экстремизма в молодежной среде. Он обусловлен уровнем развития элементов политического экстремизма и выглядит следующим образом: организационный элемент – не развит; отдельные критерии экстремистской идеологии присутствуют, но не достаточно развиты для рождения «истинной» экстремистской идеологии и деятельностный элемент обладает всеми критериями экстремистской деятельности. Что позволяет подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что деятельностный элемент политического экстремизма в молодежной среде проявляется шире, чем идеологический и организационный.

Следует отметить, что политический экстремизм в современной России является не идеологически устойчивым и организационно неоформленным явлением. Данный факт позволяет предположить то, что проводя скорректированную, именно для борьбы с данной формой экстремизма, профилактическую работу можно добиться снижение уровня и перспективе искоренение такой социальной деструкции общества, как политический экстремизм в молодежной среде.

Профилактика экстремизма, в связи с основной особенностью данного явления, а именно динамичностью, обязана постоянно корректироваться под особенности современного политического экстремизма в молодежной среде. И для этого очень важно помимо состояния политического экстремизма выявить эффективность основных технологий профилактики, ее слабые и сильные стороны.

Технологии профилактики экстремизма в молодежной среде многообразны и условно могут быть разделены на следующие группы:

  • деятельность в области законодательства

  • деятельность административных и правоохранительных органов

  • деятельность в сфере образования и воспитания

  • деятельность в деятельности СМИ

  • деятельность в сфере культуры и искусств

Однако из всего спектра профилактической деятельности достаточно интересной является оценка эффективности используемых технологий профилактики экстремизма в молодежной среде, по мнению экспертов и самой молодежи. Для изучения данного аспекта следует обратиться к результатам исследований, проведенных в последние годы, а именно: экспертный опрос «Оценка эффективности мер профилактики и борьбы с экстремизмом»1 и исследование «Общественное мнение о влиянии экстремизма на общественно-политическую ситуацию в РФ»2.

Из этого следует вывод о том, что основой мерой профилактики экстремизма является законодательное закрепление его определения, сущности и содержания; трактовка и закрепление мер пресечения экстремизма. Для эффективной профилактики также важна организованная и отрегулированная работа всех органов, что невозможно при наличии недостатков в законодательной базе. На современном этапе законодательство РФ шагнуло вперед, но все же остается ряд нерешенных проблем:

  • Не закреплено законодательно понятие экстремизма

  • Размыты критерии экстремизма

  • Существуют несоответствия в УК РФ и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Наиболее эффективными мерами, по мнению экспертов, в деятельности административных и правоохранительных органов являются те, которые направлены на улучшение законодательства в отношении деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экстремизмом и законодательно закрепленное уголовное наказание. Самым неэффективным является метод запретов (запрет митингов, демонстраций и т.д.).

Образованию экспертами была отведена если не главная, то основная роль в профилактике экстремизма. Наиболее эффективным является обучение молодых людей основам правовой защиты свои законных прав и интересов, средствам и методам защиты и поведения в экстремальной ситуации. Так же большое внимание следует уделять просвещению молодых людей по проблеме экстремизма. Большое противоречие вызывает «взращивание» молодежных движений и обучение их силовым методам борьбы с «деструктивными силами». Исходя из этого, система образования должна давать следующию общую образовательную базу:

  • Теоретические основы экстремизма

  • Основы противодействия экстремизму

  • Защите себя в экстремальной ситуации

  • Поведению в экстремальной ситуации

  • Защите своих прав и свобод в рамках закона

  • В отношении политического экстремизма это изучение политологии и основ государственного строя.

Более эффективными мерами в деятельности СМИ, по мнению экспертов, являются государственный контроль и законодательное ограничение деятельности СМИ. Менее эффективным является использование СМИ как субъекта профилактики. Уровень эффективности деятельности СМИ по сравнению с другими сферами недостаточно высок, хотя, исходя из результатов исследований, СМИ являются основным источником получения информации. В Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации"и в Конституции РФ прописано положение о запрете цензуры, но в связи с острой ситуацией следует вводить более жесткие законодательно закрепленные меры ограничения и контроля над освещением проблемы экстремизма и борьбы с ним.

Наиболее эффективным в области культуры и искусства является организация культурно-массовых мероприятий для молодежи с целью профилактики экстремизма. Свою немалую роль играет усиление контроля против пропаганды экстремизма и поощрения произведений, отражающих идеи гуманизма и человеколюбия.

Следует выделить основные эффективные меры по профилактике экстремизма в молодежной среде:

  1. Проведение в стране более социально-ориентированной и социально-справедливой политики.

  2. Проведение реальной государственной молодежной политики, доходящей до каждого молодого человека.

  3. Расширение возможностей для самореализации молодежи и повышение ее жизненного уровня.

  4. Осуществление конкретных мер, направленных на формирование институтов гражданского общества и правового государства.

  5. Коренное улучшение образования в области прав человека и воспитательной работы с молодежью.

Так, основные меры профилактики, которые помогут повысить уровень эффективности профилактики молодежного экстремизма, по мнению экспертов это:

  • улучшение законодательной базы в отношении сущности, профилактики и противодействию экстремизму

  • создание действенной молодежной политики

  • формирование институтов гражданского общества и правового государства

  • развитие демократического, правового, социального государства

  • улучшение образования в области прав человека и правового образования, безопасности жизнедеятельности.

Обратимся к мнению студентов. На основе результатов анкетирования, наиболее эффективным средством профилактики экстремизма в молодежной среде является деятельность силовых структур по предотвращению экстремизма. 64,0% молодых людей говорят о том, что нужно усилить контроль на границах РФ и 64,9% считают, что нужно улучшить координацию действий силовых структур. А самым действенным средством профилактики экстремизма студенты признали изменение законодательства в области ужесточения наказания и само ужесточение наказания вплоть до смертной казни 67,6 % и 78,4 % соответственно.

Образованию, к сожалению, молодые люди не уделили достойного внимания и отвели незначительную роль профилактической работе. Так, проведение разъяснительной работы среди молодежи по усилению бдительности к случаям распространения идей экстремизма считают эффективным всего 31,5% студентов.

СМИ студенты отвели немалую роль в профилактике экстремизма (62,2%). По их мнению, данный вид профилактики положительно скажется на более активном вовлечении молодежи в борьбу с экстремизмом, а 45% опрошенных утверждают, что данная профилактика может повлиять на их личное мнение. Отведя СМИ главную роль в распространении экстремизма и формировании общественного мнения, молодые люди из-за недоверия к их деятельности, отводят последние места в ранге эффективности профилактике, проводимой СМИ.

Итак, возможно выделить основные меры профилактики, которые, по мнению молодых людей, являются наиболее эффективными: улучшение закона, ужесточение наказания, улучшение деятельности силовых структур по контролю, пресечению экстремизма и защите населения. Все эти действия говорят о том, что молодые люди поверхностно воспринимают процесс профилактики, сводя его лишь к запретам и наказанию, и нивелируют значение первичной профилактики как меры пресечения возникновения данного явления.

Исходя из сравнительного анализа результатов исследований эффективности профилактики в оценках студентов и экспертов, были получены следующие результаты.

Эксперты и студенты сходны во мнении о том, что основным является законодательное закрепление деятельности по профилактике и борьбе с экстремизмом на всех уровнях власти и властных структур и так же введение соотносимого с преступлением уголовного наказания.

Эксперты и студенты разошлись во мнениях в следующих вопросах: эксперты высоко оценили эффективность образования в отличие от студентов, которые отвели ему наименьшее место, в угоду ужесточения наказания.

Так же и в отношении СМИ, эксперты признают большую эффективность профилактики СМИ, но при условии государственного контроля и законодательно закрепленной деятельности в области освещения проблем экстремизма. Студенты, из-за полного недоверия к деятельности СМИ, не рассматривают их как действующего субъекта профилактики, хотя и признают за данным социальным институтом главенствующую роль в процессе распространения экстремизма.

В целом, основным отличием является то, что эксперты считают более эффективной мерой профилактики экстремизма в молодежной среде, проведение первичной и вторичной профилактики, а студенты в свою очередь принижают значимость всего процесса профилактики и переносят его в сферу деятельности правоохранительных органов и системы наказания.

Выделенные особенности актуализируют необходимость корректировки профилактики экстремизма в молодежной среде с учетом специфических, особенностей молодежи как социально-демографической группы, проводимой государством во всех сферах жизнедеятельности общества и деятельности институтов гражданского общества, качеством освещения проблем экстремизма в СМИ, как основным ресурсом распространения информации.

Список литературы

  1. Аршинова, А.И. Сущность и специфические особенности экстремизма / А.И. Аршинова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2010. - № 3. - C. 267-271

  2. Бриллиантов, А.В. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / А.В. Бриллиантов. – М.: Российская академия правосудия.- 2011. – 657с.

  3. Гетц Р.Н., Политический экстремизм: позиции видения в современной научной литературе / Р.Н. Гетц // Грамота.- 2011.- № 4.- С.43-47

  4. Зубок, Ю.А. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования.- 2008.- № 5.- C.35-38

  5. Лунеев, В.В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму / В.В. Лунеев / Государство и право.- 2009. - № 9.- C. 44-64

  6. Федоров, В. Московские протестанты-2012: кто они? [Электронный ресурс]: доклад / В. Федоров // Высшая школа экономики. – URL: www.wciom.ru.

  7. Чупров, В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М:Academia. 2009. - 320 с.

Нормативно-правовые акты

  1. Мнение по поводу ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» РФ Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) [Электронный ресурс] : [мнение № 660 / 2011 CDL-AD(2012)016 (Страсбург, 20 июня 2012 г.) : принято Венецианской Комиссией на 91-й пленарной сессии (Венеция, 15-16 июня 2012 года)]. – URL: http://www.sova-center.ru.

  2. Научное заключение по вопросам обеспечения свободы совести. Научное заключение по теме: «Правовая оценка действий граждан относительно наличия в них признаков экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] / Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП). – М., 2011. – URL: http://www.sova-center.ru.

  3. Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе [Электронный ресурс]: [Резолюция 1344 (2003) Совета Европы]. – URL: http://www.coe.int/.

  4. Российская Федерация. Законы "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" [Электронный ресурс]: [Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва] . –URL:www. mvd.ru.

  5. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 27 июня 2002: по сост. на 28 сент.2012г.]. – URL:http://www.rg.ru/.

  6. Российская Федерация. Законы. Перечень преступлений экстремистской направленности N 20 [Электронный ресурс]: [утв. указанием Генпрокуратуры РФ N 399/11, МВД РФ N 1 от 28 декабря 2009 г]. - URL: www. mvd.ru.

1 Экспертный опрос«Оценка эффективности мер профилактики и борьбы с экстремизмом» проведен Институтом Социально-политических исследований Российской академии наук в 2007 году, выборка составила 55 человек

2 Авторское исследование «Общественное мнение о влиянии экстремизма на общественно-политическую ситуацию в РФ», проведено на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2012 году, выборка составила 111 студентов

Просмотров работы: 8689