ТРЕКИНГ ГЛАЗ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРЕКИНГ ГЛАЗ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.

Салихова М.А. 1
1Казанский Национальный Исследовательский Технический Университета им. А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Говорят, что все новое это хорошо забытое старое. Но правильнее будет сказать, что новое - это старое, подвергшееся необходимому преобразованию. Нет ничего примитивнее и проще наблюдения. Человечество веками наблюдает за окружающим его миром и объектами в нем. Все те современные методики и средства, что мы имеем к текущему моменту, начались именно с простого наблюдения. Айтрекинг (трекинг глаз, отслеживание глаз, окулография), как раз относится к таким современным методам [1].

Да, на данный момент зависимость от компьютерных игр официально не признается заболеванием, но нельзя отрицать её негативные стороны. Такими примерами может служить отказ аддикта от социальных контактов, игнорирование любых прочих действий кроме игры (включая сон, питание, процедуры личной гигиены), повышающийся уровень агрессии при попытке отвлечении от игры. Кроме того, психиатром Джеральдом Блоком так же отмечалось, что зависимость от компьютерных игр может оказаться сильнее зависимости от интернет-порнографии. А поскольку проблема данного исследования так же может быть охарактеризована как "современная" то, было разумным, обратится к методам не уступающим ей.

Известно, что при помощи айтрекеров и айтрекинговых приложений можно не только отследить путь и направление взгляда, но так же и достоверно сказать сколько раз взгляд возвращался в ту или иную точку и как надолго там задерживался. Поэтому, по аналогии с прочими видами аддикции, когда зависимый непроизвольно, но постоянно обращает внимание на предмет своего желания, можно предположить, что и аддикт компьютерных игр, во время работы за компьютером будет перебегать глазами, фиксируясь на элементах имеющих отношение к игре или возможным отсылкам к ней. Так, зависимый от игр типа "шутеров", может непроизвольно отвлекаться на случайно всплывающие изображения в браузере, фокусировать свое внимание на словах, относящихся к данной тематике и, находясь на рабочем экране бросать взгляды на иконку с игрой. Примером может служить эксперимент немецких исследователей из университета Charite. Группе из 20 человек были продемонстрированы скриншоты из их любимых игр. Реакция тестируемых была аналогична проявляющейся у зависимых от алкоголя и наркотических препаратов, при обнаружении теми предмета своей патологической страсти [2].

Однако, существующие методы диагностики в основном своем являются тестово-опросными [3], и в ряде случаев, особенно если тестирование проводилось самостоятельно, а не специалистом, их результат вызывает большое сомнение. Напротив же, методика машинная, почти, если не полностью, исключающая человеческий фактор во время измерения, может вызвать больше доверия, хотя бы из-за меньшей возможности погрешности.

Для диагностики зависимости от компьютерных игр мы планируем использовать метод не контактного айтрекинга. Это позволит нам не только получать достоверные сведения в краткие сроки, но так же упростит и сам процесс проведения процедуры диагностики.

Тестирование проводится в два этапа. На первом группе тестированных будет предложено пройти одну из множества существующих опросных методик. Вариантами могут служить тест из раздела Escape № 2 - Homo fictus "Человек вымышленный или ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ" книги А.В.Котлярова «Другие наркотики» или тест 2 главы книги "Как справиться с компьютерной зависимостью" (С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, и др), но так же и другие. Данный этап является скорее предварительным, чем оценочным. Его цель – выявить в группе возможных аддиктов для последующего тестирования [4, 5].

На втором этапе первичная выборка делится на две. В одну подгруппу входят тестируемые показавшие склонность к зависимости от компьютерных игр, во вторую – те, чьи результаты в пределах нормы или не имеют зависимости вовсе. Так как гендерное различие не является одним из критериев оценки, то группа тестируемых будет разделена только по показательному признаку теста. Во время второго этапа обоим подгруппам будут продемонстрированы видеоролики из игр. Для данного измерения будет использована камера и не инвазивный (не контактный) айтрекер с соответствующим программным обеспечением (как правило поставляется в комплекте с айтрекером или же выбирается из наличествующей линейки).

Со стороны будет казаться, что испытуемые просто сидит за компьютером, занимаясь совершенно обычными делами, в то время как айтрекер будет тщательно отслеживать все движения глаз, число и продолжительность фиксаций и моргания. После окончания проверки будут подсчитаны данные и, на основе данных двух этапов уже сделаны выводы о возможном наличии у испытуемых зависимости от компьютерных игр.

Конечно, существует вероятность, что процесс диагностики не сможет дать более достоверных результатов чем опросы или тестирования, однако основываясь на прошлом опыте применения и исследования при помощи айтрекеровов мы настроены очень позитивно.

Список использованной литературы

  1. Learn more about eyetracking

WEB: http://www.tobii.com/en/about/what-is-eye-tracking/

  1. Зависимость подтверждается.

WEB: http://www.webcitation.org/65AHKK4gr

  1. Зависимость от компьютерных игр

WEB: http://www.solodovnikova.org/content/zavisimost-ot-kompyuternyh-igr

  1. Котляров А.В.// Другие наркотики, или Homo Addictus // Психотерапия, 2006 г. ISBN 5-903182-03-8

  2. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова // Как справиться с компьютерной зависимостью. Бросить - легко! // Эксмо, 2008

Просмотров работы: 1208