ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.

Покотыло В.В. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская и мировая экономика находится на пороге изменений основанных на инновациях. Важную роль в этом играют процесс глобализации и постиндустриальные преобразования. Происходит массовый переход к новым технологиям. В этих условиях начинается возрождение малого предпринимательства.

Анализ экономического положения ряда ведущих государств свидетельствует о неуклонном повышении значимости малого и среднего предпринимательства как сектора, составляющего основу стратегического развития и обеспечения экономического роста любой страны. В современных экономических условиях развитие малого бизнеса способствует диверсификации производства, развитию инновационных процессов, созданию новых рабочих мест, улучшению конъюнктуры рынка.

Стоит отметить, что в Евросоюзе, США, а, в последнее время и в Китае, малый бизнес создает от 50 до 70% новых рабочих мест. В США малый бизнес производит около 40% ВВП, а в Евросоюзе — 70%. По состоянию на 1 апреля 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5% меньше, чем годом ранее[4].

Анализ финансовых результатов малых предприятий в РФ показал, что происходит снижение чистой прибыли в основном в АПК и составляет 26,2% или 5,9 млрд. руб., и в рыболовстве на 45,7% соответственно[4].

Однако наблюдается рост числа занятых на малых предприятиях в РФ. Так, по итогам января-марта 2013 года их количество выросло на 1,4% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составил 6241,5 тыс. человек, а удельный вес работников в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился до уровня 13,7% или на 0,4 п.п.

Исследования показывают, что неотъемлемым стимулятором роста экономики является государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, которая выработана на международном опыте и оказывается в следующих формах:

-прямое и опосредованное (через правительственные агентства) выделение бюджетных средств исследовательским организациям и университетам в форме сметного финансирования операционных расходов;

-инвестирование средств бюджета в капитал венчурных и гарантийных фондов;

-выделение субъектам инновационной деятельности льготных государственных займов и кредитных гарантий (страховок);

-финансирование создания бизнес-инкубаторов, технопарков и др. объектов инфраструктуры инновационной деятельности[2].

Необходимость оказания поддержки малому предпринимательству заключаются в том, что по сравнению с крупными и средними предприятиями малые имеют ряд существенных преимуществ, способствующих созданию и продвижению инноваций, в том числе:

-тесное взаимодействие с потребителями, лучшее понимание их потребностей;

-более гибкое реагирование на изменения спроса;

-возможность производить небольшие партии продукции, а также предоставлять специфические услуги, что не всегда бывает выгодно крупным компаниям[3].

Мировой опыт говорит, что в особой государственной поддержке нуждается рискованный научно-технический и технологический бизнес, который имеет особое значение для создания эффективной и конкурентоспособной современной экономики. Продукты, товары и услуги, создаваемые на базе инновационных технологий, позволяют странам с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира. Так, например, Новая Зеландия, страна с самым развитым в мире сельским хозяйством, тем не менее, остается в самой нижней части списка развитых стран мира по ВВП на душу населения. В то же время Сингапур, сумевший поставить у себя на высоком уровне именно инновационный венчурный бизнес, сравнялся по вышеназванному показателю с самыми передовыми странами мира. В данный вид бизнеса с неохотой идут частные инвесторы по причине высокого риска финансовых вложений, а также самоокупаемости разработанного новшества только через 5-7 лет.

Российский опыт поддержки малых инновационных компаний формируется только в течение последнего десятилетия, и осуществляется согласно ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в следующих формах: -создание инфраструктуры поддержки субъектов хозяйствования в форме внедрения бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон; -содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также помощь в государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности; -создание условий для привлечения субъектов малого предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства; -создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. В свою очередь, Минэкономразвития в Прогнозе социально-экономического развития на 2013г. и плановый период 2014-2015 гг. предлагает следующую методику поддержки малых инновационных предприятий: - выдача грантов на сумму 500 тыс. руб. на одного получателя; -предоставление субсидий уже функционирующим инновационным компаниям на компенсацию расходов по разработке новых товаров, услуг и методики их производства (передачи); приобретению машин, станков и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий.

В результате реализации мероприятий по состоянию на 01.10.2012 поддержку получили уже около 2,3 тыс. отечественных малых предприятий, которыми создано около 8 тыс. новых рабочих мест и продолжают работу около 22 тыс. рабочих мест в инновационной сфере[1].

Итак, можно сделать вывод о том, что опыт государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в странах Западной Европы и США более широк, чем в России. Учитывая глобализацию национальных экономических систем, а также активное взаимодействие нашей страны с другими экономиками, реализованная на Западе практика по созданию государственной поддержки динамично развивающегося сектора экономики не только может, но и должна быть использована с учетом национальных и региональных особенностей России. Поддержка инновационного бизнеса позволит нашей стране в короткий срок диверсифицировать экономику и выйти на новый постиндустриальный уровень, позволяющий удержать конкурентоспособные мировые позиции.

Список использованной литературы:

1. Министерство экономического развития РФ. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

2. Ерошкин А. Механизмы государственной поддержи инноваций: зарубежный опыт.//Мировая экономика и международные отношения, 2011, №10, с.21-24.

3. Юнусов И.А. Малое предпринимательство в контексте рыночной трансформации российской экономики и ее интеграции в мировую экономику.// Аудит и финансовый анализ , 2012, №1.

4. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2012 год. Россия в цифрах 2013 [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 3583