АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Останина Е.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, затрагивают и систему высшего образования. В настоящее время формируется единое мировое образовательное пространство, которое выражается, прежде всего, в гармонизации образовательных подходов, стандартов, учебных планов в университетах разных страна мира. Понимая выгоду, которую несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузoв и стран, формирования единого рынка труда, правительства европейских государств рассматривают академическую мобильность как основную задачу и инструмент Болонского процесса.

В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание академическому обмену студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Это вызвано тем, что академическая мобильность – это одно из важнейших направлений процесса интеграции российских вузов в международное образовательное пространство.

Академическая мобильность не является процессом миграции из одной страны в другую. Под индивидуальной академической мобильностью понимается временное перемещение студента или сотрудника на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [2].

Основная цель мобильности – предоставить студенту возможность получить образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где формируются ведущие научные школы, развить познания студента в различных областях культуры. В результате этого:

  • у студентов появляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, приобретение более качественных образовательных услуг;

  • для вузов формируются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия;

  • для ученых и преподавателей открываются перспективы плодотворного научного и учебного сотрудничества.

  • рынок труда становится международным, что впоследствии облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров.

Академическая мобильность в российском контексте подразумевает сотрудничество не только с зарубежными вузами, но и с российскими. В этом смысле можно говорить о внешней и внутренней мобильности.

Под внешней (международной) академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Под внутренней (национальной) академической мобильностью подразумевается обучение студентов и аспирантов, а также работа преподавателей и сотрудников вуза в ведущих российских университетах и научных центрах.

Необходимо отметить, что внешняя академическая мобильность отличается, прежде всего, от традиционных зарубежных стажировок тем, что студенты едут получать образование за рубеж хотя и на ограниченное, но длительное время – от семестра до учебного года. Во время стажировки они полноценно учатся, изучают не только отдельные дисциплины и язык, но и проходят полный годичный или семестровый курс, который им впоследствии зачитывается по возвращению в основной вуз.

В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Вертикальная мобильность подразумевает полное обучение студента на степень в вузе, горизонтальная - обучение в течение ограниченного периода - (семестра, учебного года) [3].

В настоящее время в качестве официального документа в европейскую практику введено «Соглашение об обучении» (ЕСТS Learning Agreement), включающее в себя раздел, который заполняется вузом, отправляющим студента на обучение, с такой формулировкой: «Мы подтверждаем, что предложенная программа обучения утверждена».

Это соглашение подписывают сам студент и координатор факультета направляющего вуза. Такие меры, направлены на студентов, которые планируют получить академические кредиты без особых усилий.

Следует отметить, что академический обмен стал необходимой частью международной деятельности вузов России. Индикаторы мобильности постепенно появляются в различных отчетных формах Министерства образования и науки РФ как показатели эффективности деятельности вузов.

Тем не менее, существует ряд проблем в формировании академической мобильности в России. К ним относятся: неплановый характер этой деятельности, недостаточность материально - финансового обеспечения, нехватка специалистов в данной области, не разработанность специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен.

Анализ табл.1, составленной по данным Министерства образования России, показывает, что если практически все вузы осуществляют информационную и организационную поддержку развития академической мобильности, то экспертную и финансовую – примерно половина учебных заведений.

Таблица 1

Доля вузов, подведомственных Минобрнауки России, осуществляющих поддержку развития академической мобильности по различным направлениям, на начало 2012г.

Направления поддержки вузом развития индивидуальной академической мобильности

Количество вузов, в которых осуществляется поддержка академической мобильности, %

Количество классических университетов, в которых осуществляется поддержка академической мобильности, %

Информационная поддержка

97

100

Экспертная поддержка (оценка качества образования, оценка полезности выбранного курса в рамках, индивидуализированной образовательной траектории)

46

51

Организационная поддержка (помощь в установлении контактов с другим вузом, получение визы и т.д.)

87

92

Содействие в поиске финансовых ресурсов для осуществления академической мобильности

53

69

Другое

8

9

Изучение опыта российских вузов показывает, что вряд ли можно ожидать большого количества студенческих поездок по программе академической мобильности, особенно на первом уровне высшего образования — на уровне бакалавриата. По мнению экспертов это объясняется следующими причинами:

1. Наличием большого числа читаемых фундаментальных дисциплин, как обязательного подготовительного этапа последующего профильного обучения. Их объем как по количеству, так и по содержанию тем в области математических и естественных наук с трудом сопоставим с тем, что предлагают основные европейские вузы; что касается гуманитарных и инженерных специальностей, расхождения там меньше, однако они тоже существенны.

2.«Кафедроцентричностью», обусловленной особенностями отечественного образования и означающей раннюю (практически со второго курса) специализацию студентов по профессии. Программы бакалавриата в Европе не предусматривают подобной специализации [4 ].

Важным аспектом академической мобильности является так же знание иностранного языка. Студент, приезжающий в зарубежный вуз на стажировку по программе обмена, должен свободно владеть либо английским языком, либо языком страны пребывания. Это вызывает необходимость улучшения организации углубленного изучения иностранного языка во всех вузах России, не только языковых.

Опыт Российского университета дружбы народов показывает, что в отношении студентов, которые изъявили желание обучаться по программе академической мобильности в вузе России, также существует ряд ограничений.

Исходя из потенциала аудиторного фонда, численности академических групп и наличия общежитий или жилья в частном секторе необходимо заранее определить примерные квоты на прием. В пределах этих квот следует предусмотреть тестирование кандидатов по курсам,

предшествующим изучению каждой дисциплины , а также по иностранному или русскому языку. При организации обучения на английском или других иностранных языках следует понимать, что чтение лекций и проведение практических занятий должно быть на этих языках и обеспечено достаточным количестве соответствующей учебной литературы. Зачеты и экзамены тоже должны приниматься на иностранных языках.

Кроме этого, необходимо дать кандидату на стажировку максимально полную информацию относительно условий его пребывания, в стране, включая самый широкий круг вопросов, например, особенности погоды в период нахождения на обучение или стоимость медицинского обслуживания. Одним из путей решения данной проблемы является разработка типового информационного пакета о стране, городе, где находится учебное заведение, а также о самом вузе [5].

Опыт ведущих университетов России показывает, что академическая мобильность может быть реализована в следующих организационных рамках:

  • индивидуальная инициатива;

  • программа исследовательских или научных грантов;

  • организация совместных образовательных или исследовательских программ [5] .

В настоящее время все больше внимания уделяется реализации совместных программ, которые способствуют модернизации

учебных планов и технологий обучения, повышению конкурентоспособности и качества образовательных программ и содействуют формированию, апробации, корректировке и внедрению общих европейских принципов и моделей высшего образования.

Наиболее популярными формами реализации совместных образовательных программ являются:

  • аккредитованные и валидированные программы – признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета ‐ партнера;

  • франчайзинговые программы – передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;

  • программы двойных и совместных дипломов – согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах ‐партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома [2].

Наиболее успешный опыт реализации совместных образовательных программ наблюдается в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Популярностью в российских вузах пользуются: обучение по совместно разработанным программам и курсам (23%), обучение по совместным краткосрочным программам (20%), согласование учебных программ в рамках реализации обменов студентами (19%), разработка совместных краткосрочных программ (17%) [4].

Значимость совместных программ определяется теми преимуществами, которые они приносят своим участникам:

  • студенты получают новые дополнительные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда, развития качества «европейского гражданства»;

  • преподавателям создаются гибкие условия для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов;

  • университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, – растущую репутацию и конкурентоспособность.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что академическую мобильность можно рассматривать как средство развития и обновления образовательного процесса и образовательных программ высшего профессионального образования России. Это позволяет уйти от замкнутости российской системы образования, добиваться признания учебных программ, реализуемым российскими вузами, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций выпускников вузов, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на возникающие проблемы необходимо искать и развивать различные формы осуществления академической мобильности для студентов и преподавателей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. www.rusnauka.com

  3. www.lib.znate.ru

  4. http://www.prokhorovfund.ru

  5. http://www.bologna.ntf.ru

Просмотров работы: 7288