ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Стрельникова Е.С. 1
1Российский государственный торгово-экономический университет (Тульский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление России во Всемирную торговую организацию предусматривает определенный период адаптации к новым условиям хозяйствования: как внутренним, так и внешним. Правительство и хозяйствующие субъекты предпринимают определенные шаги к успешному преодолению адаптационного периода, в течение которого требуется трансформировать экономику России в направлении её соответствия условиям ВТО. Но, к сожалению, многие вопросы решаются не так, как планировались, или не решаются вовсе, поскольку их решение не входило в адаптационный план. Россия пока отстает от проекта своей адаптации к условиям ВТО. К примеру, не были подготовлены предложения о внесении в ряд законов изменений, необходимых для приведения российской системы поддержки экспорта в соответствие с правилами ВТО, а также не были выполнены организация мониторинга программ субсидирования основными торговыми партнерами России чувствительных товаров и выявление возможного демпинга в отношении этих товаров; требуется закончить работы по десяти направлениям, среди которых: разработка механизмов субсидирования российских производителей автомобилей и самолетов, поддержка экспорта и косвенная помощь производителям сельхоз- и спецтехники, обеспечение государственных закупок автомобильной техники, производимой на едином экономическом пространстве, инвентаризация технических регламентов.

Очевидно, что Россия не может продолжать свое развитие на доставшихся ей по наследству от СССР позициях автаркии, которые включают в себя сферу формирования правил международной торговли, т. к. Этот факт способствует дальнейшему укоренению в экономике России ресурсно-сырьевой направленности и превращению ее в «сырьевой придаток» высокоразвитых экономик и крупного плательщика им интеллектуальной ренты, усилению отрыва от стран «золотого миллиарда» в благосостоянии общества.

Включение России в состав ВТО означает снятие с нее дискриминационных санкций в международной торговле. Эксперты утверждают, что сейчас в отношении российских экспортеров применяется свыше ста ограничительных мер, большая часть которых носит, действительно,ограничивают деятельность РФ на международной арене и наносят прямой ущерб в несколько миллиардов долларов в год.

Прорыв на мировые рынки для российской экономики является насущной необходимостью. Однако, по-прежнему, остается не ясным, какими будут ближайшие социально-экономические последствия присоединения России к ВТО, являются ли равно выгодным присоединение для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики.

Для российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО означает неизбежность выбора: или модернизация производства или его свертывание. Если предприятие хочет работать, оно обязано научиться выпускать конкурентную продукцию.

На сегодняшний день до конца не решен вопрос поддержки отраслей, «страдающих» от присоединения к ВТО. Каким именно может быть «механизм помощи», единого мнения по этому поводу пока нет. На поддержку таким отраслям, а именно предприятиям авиа- и судостроения, автопрому, сельхозмашиностроению на 2013—2015 годы в бюджете заложено около 40 млрд руб. Еще 5 млрд руб. будет выделяться ежегодно на дополнительную поддержку.

Проблемы наблюдаются и с темпами инвентаризации технических регламентов и гармонизации требований к продукции с международными нормами. Нормы, многие из которых принимались ещё в СССР и перекочевали в регламенты, морально устарели.

Вследствие вышеперечисленных невыполненных положений из адаптационного плана, были разработаны системные мерыдля достижения данной цели, составленных наоснове предложений отраслевых союзов и ассоциаций, межфракционной Рабочей группы по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти. Данные мероприятия включают в себя:

  1. Повышение информированности о нормах и правилах ВТО для участников рынка, включая обучение, выпуск информационных материалов;

  2. Создание эффективной системы государственной поддержки экспортеров при помощи разрешенных ВТО инструментов поддержки;

  3. Расширение государственной поддержки по продвижению российских товаров на рынки;

  4. Повышение доступности привлекаемого на российском рынке кредитного ресурса. Так, предполагается снизить ставки по банковским кредитам до среднего для ЕС, США уровня;

  5. Широкое использование такого инструмента поддержки отечественных производителей, как государственные закупки российских товаров;

  6. Подготовку кадров по стратегическим направлениям развития отечественной экономики;

  7. Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса, нефтегазового сектора, машиностроения, включая тяжелое машиностроение, самолетостроение, судостроение, автопром и другие отрасли.

Предполагается, что данные мероприятия смогут наиболее плавно и «безболезненно» трансформировать экономику РФ и помогут в дальнейшем достичь поставленные цели, связанные с участием в ВТО, а так же стать сильным участников данной группировки.

Список литературы

  1. Дюмулен И.И. « Всемирная торговая организация» - М.: Экономика, 2003

  2. Оболенский В. « Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции » МЭиМО №5, 2002

  3. Щебарова Н. « Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма » МЭиМО №3, 2003

  4. Ремчуков К.В. « Россия и ВТО. Правда и вымыслы » - М.: Международные отношения, 2002

  5. Ситников В.О. « Интеграция России в глобальную систему ВТО » - М.: Канонъ, 2003

  6. Скурко Е.В. « ВТО: введение в правовую систему » - М.: Финансы и статистика, 2003

  7. Архипов И.К., Бабанов В.Н., Воронкина Д.В., Фролов С.М. «Полезность и конкурентоспособность результатовхозяйственной деятельности», Известия Тульского государственного университета, 2013. № 1-1. С. 237-245.

Просмотров работы: 1679