Лесное хозяйство, так активно реформируемое в последние годы, остается дотационной сферой лесного сектора экономики.
В тоже время без обеспечения развития лесного хозяйства невозможно реализовать экономические интересы общества и сформировать устойчивую цепочку промышленных производств по переработке древесины.
В основу решения данной задачи должен быть положен баланс интересов – предпринимателей – общества и государства.
Интересы предпринимателей в сфере лесного хозяйства связаны с получением дохода от выращивания, заготовки и переработки лесных ресурсов.
Интерес государства, как собственника лесных ресурсов, лежит в области сохранения лесов, древесной биомассы и их воспроизводства.
Интерес общества связан с сохранением экологических функций леса и приумножением.
Считаем, что обеспечить полноценную реализацию вышеобозначенных интересов можно задействовав механизм государственно-частного партнерства.
В России на сегодняшний день имеется большой потенциал для развития государственно-частного партнерства в лесном хозяйстве. Но для его практической реализации необходимо решение ряда вопросов. Первоначально, необходимо отметить, что в государственно-частном партнерстве в лесном секторе заинтересованы две стороны, как государство, так и инвесторы. В таком случае, сторонами государственно-частного партнерства являются частный бизнес и государство, а взаимодействие сторон имеет равноправный характер. Что касается рисков и различных затрат, то они распределяются на предварительно установленных условиях. Так же необходимо понимать, что для осуществления прогресса следует осуществлять публично-правовые функции государства.
Развитие государственно-частного партнерства в системе лесного хозяйства позволяет стимулировать развитие предпринимательства, наиболее целесообразно воспроизводить и использовать лесные ресурсы, увеличивать привлекательность лесного сектора, а так же вовлекать в лесную отрасль профессиональных кадровых ресурсов. Таким образом, на сегодня, наиболее актуальной задачей является увеличение уровня социально – экономического развития регионов лесного комплекса.
Существует несколько форм государственно-частного партнерства:
государственные контракты;
арендные отношения;
государственно-частные предприятия;
соглашения по разделу продукции;
концессионные соглашения.
Наиболее распространенной формой являются арендные отношения, которые давно уже стали основной формой лесопользования и которые возникают путем передачи государством частному сектору в аренду. Естественно, основной целью государственно-частного партнерства стало установление организационно-правовой формы доступа частного бизнеса к использованию лесных ресурсов. Такой формой стала аренда лесов.
В заключении, хотелось бы отметить, что государственно-частное партнерство в настоящее время является новым механизмом в лесном секторе и эффективным инструментом поддержки лесной отрасли в России, которые следует разнообразно и всецело совершенствовать и поддерживать.