ДИАГНОСТИКА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ДФ ЗАО «ТЕХНОСТРОЙ-М» Г. ВЛАДИВОСТОКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИАГНОСТИКА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ДФ ЗАО «ТЕХНОСТРОЙ-М» Г. ВЛАДИВОСТОКА

Цыпленкова М.В. 1, Моисеенко И.В. 1, Калашникова К.М. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дальневосточный филиал ЗАО «Технострой-М» выступает в качестве генподрядчика на объектах и выполняет также общестроительные работы, реализует следующие функции:

- заключение договоров с субподрядчиками на проведение работ, поставку строительных материалов, оборудования;

- обеспечение строительного процесса всеми материалами;

- контроль качества используемых черновых и строительных материалов;

- контроль соблюдения требований государственных надзорных служб;

- технический надзор за проведением строительства, соответствием стоимости и качества работ прописанным в договоре нормам;

- предоставление полной информации о ходе строительства заказчику на любом этапе работ;

- соблюдение сроков работ в соответствии с графиком строительства, как собственными силами, так и используя услуги субподрядчиков;

- переутверждение сроков и этапов строительства;

- контроль техники безопасности, рационального использования природных ресурсов, обеспечение охраны труда;

- сдача готового объекта заказчику «под ключ» в эксплуатацию.

Генподрядная организация ДФ ЗАО «Технострой-М» ведет строительство до сдачи объекта заказчику или вплоть до сдачи в эксплуатацию, фактически «под ключ». Перечень работ, осуществляемых компанией, прописан в «Свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». К нему относятся следующие пункты:

  1. Земляные работы;

2. Устройство скважин;

3. Свайные работы. Закрепление грунтов;

4. Монтаж металлических конструкций;

5. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);

6. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

7. Устройство наружных сетей водопровода;

8. Устройство Наружных сетей канализации;

9. Устройство наружных сетей теплоснабжения;

10. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных;

11. Пусконаладочные работы;

12. Устройство автомобильных дорог и аэродромов;

13. Гидротехнические работы, водолазные работы;

14. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Для того чтобы глубже узнать компанию необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, который представлен динамикой показателей организации (таблица 1).

По данным таблицы видно, что компания ДФ ЗАО «Технострой-М» динамично развивается на протяжении нескольких лет. Выручка от реализации выросла на 9 853 тысяч рублей за три года, начиная с 2010 года, темп роста составил 132,1%. Результатом роста выручки явилось увеличение заказов на предлагаемые услуги в связи с проведением Саммита АТЭС.

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели деятельности ДФ ЗАО «Технострой-М»»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста 2012/2010 гг., %

1. Выручка от реализации услуг, тыс. руб.

30 683

36 374

40 536

132,1

2. Среднесписочная численность работающих, чел.

42

45

47

111,9

3. Среднегодовая выручка одного работающего, тыс.руб. (п.1/п.2)

730,5

808,3

862,5

118,1

4. Фонд оплаты труда, тыс.руб.

2 785,3

2 931,1

3 102,8

127,6

5. Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс.руб.

433,4

481,2

501,1

115,6

6. Дебиторская задолженность, тыс.руб.

735

684

655

89,1

7. Кредиторская задолженность, тыс.руб.

4 347

4 861

5 013

115,3

8. Прибыль от выполненных работ, тыс.руб.

3 661

4 752

6 354

173,6

9. Чистая прибыль, тыс.руб.

1 518

2 258

3 451

227,3

10. Рентабельность, %

       
  • Вып. работ (п.8/п.1)

11,9

13,1

15,7

 
  • общая (п.9/п.1)

4,9

6,2

8,5

 

Среднегодовая выручка одного работающего увеличилась на 132 тысячи рублей. Основным фактором, повлиявшими на изменение данного показателя, является увеличение выручки от реализации услуг в 2012 году. Среднегодовой уровень оплаты труда в 2012 году также вырос на 67,7 тысяч рублей.

Дебиторская задолженность уменьшилась на 80 тысяч рублей в 2012 году по сравнению с 2010 годом, темп роста составил 89,1 %. Кредиторская задолженность в 2012 году выросла на 666 тысяч рублей и составила 115,3 % к уровню в 2010 года.

Рост прибыли от выполненных работ за счет одновременного темпа роста выручки (132,1 %) составил 2 693 тысяч рублей (173,6 % к 2010 году). Чистая прибыль выросла на 1 933 тысяч рублей. Рентабельность выполненных работ в 2012 году по сравнению с 2010 годом выросла на 3,8 %, общая рентабельность выросла на 3,6%. Изменение рентабельности служит ориентиром для оценки конкурентоспособности услуг, а увеличение рентабельности означает повышение спроса на услуги.

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности компании ДФ ЗАО «Технострой-М» показал об ее стабильности и эффективном использовании ресурсов, которые направлены на положительную тенденцию роста организации в дальнейшем. Тем не менее, для того, чтобы получить ясную оценку сил организации ДФ ЗАО «Технострой-М» и ситуации на рынке, необходимо провести SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Анализ внутренней среды предприятия, представляет собой управленческое обследование таких функциональных зон, как (таблица 2): маркетинг; производство; финансы; организация и кадры.

Таблица 2 - Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Составляющие внутренней среды

Эффективность

составляющих внутренней среды

Важность (вес)

Очень сильная

Сильная

Нейтральная

Слабая

Очень слабая

Высокая

Средняя

Низкая

МАРКЕТИНГ:

Достоверный мониторинг рынка

 

+

     

+

   

Недостатки в рекламной политике

 

+

     

+

   

Средний уровень цен

   

+

   

+

   

ФИНАНСЫ:

Рост оборотных средств

 

+

     

+

   

Постоянность денежного потока

     

+

 

+

   

Финансирование проекта

   

+

     

+

 

ПРОИЗВОДСТВО:

Широта предоставляемых услуг

   

+

     

+

 

Использование качественных материалов

 

+

       

+

 

Издержки производства

 

+

 

+

     

+

Использование современных технологий

 

+

     

+

   

ОРГАНИЗАЦИЯ И КАДРЫ:

Высокий контроль качества

+

       

+

   

Квалифицированный и слаженный коллектив

+

       

+

   

Выполнение работ в срок

 

+

         

+

Участие персонала в принятии управленческих

решений

   

+

   

+

   

Состояние информационной структуры

     

+

 

+

   

Минимальные хищения и потери

   

+

     

+

 

Партнерство с лидерами на мировом и европейском рынках

   

+

     

+

 

Если объединить данные таблицы 2, то можно выявить наиболее значимые сильные и слабые стороны предприятия (таблица 3).

Таблица 3 - Сильные и слабые стороны предприятия

п/п

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Достоверный мониторинг рынка

Недостатки в рекламной политике

2

Квалифицированный и слаженный коллектив

Средний уровень цен

3

Высокий контроль качества

Отсутствие единой информационной структуры

4

Рост оборотных средств

Непостоянство денежного потока

5

Использование современных технологий

Неучастие персонала в принятии

управленческих решений

Анализ внешней среды организации, предоставляющей услуги строительства в Приморском крае, позволяет сформулировать список возможностей:

  • изменение рекламных технологий в мире;

  • приток частного и иностранного капитала в регион;

  • неудачное поведение конкурентов;

  • совершенствование технологии строительства объектов в стране;

  • появление новых поставщиков;

  • развитие информационной отрасли в регионе;

  • высокие темпы роста спроса на услуги;

  • наличие новых привлекательных географических рынков;

  • расширение ассортимента предоставляемых услуг для удовлетворения новых запросов потребителей;

  • разорение и уход предприятий, предоставляющих аналогичные услуги.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 4).

Аналогично, сформируем список факторов внешней среды, оказывающие негативное воздействие на предприятие:

  • дефицит специалистов на рынке труда Приморского края;

  • ужесточение условий поставки сырья;

  • высокая степень контроля со стороны государства;

  • изменение покупательских предпочтений;

  • сбои в поставках сырья;

  • увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

  • неблагоприятное изменение курса иностранной валюты;

  • появление на рынке Дальнего Востока более крупной компанией;

  • несоответствие подготовки в ВУЗах инженеров-строителей, проектировщиков современным квалификационным требованиям.

Таблица 4 - Матрица «вероятность/влияние» для позиционирования возможностей внешней среды

Влияние

Вероятность

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Совершенствование технологии строительства объектов

Высокие темпы роста спроса на услуги

Изменение рекламных технологий в мире

Средняя

Развитие информационной отрасли в регионе

Приток частного и иностранного капитала в регион

Наличие новых привлекательных географических рынков

Низкая

Появление новых поставщиков

Разорение и уход предприятий, производящих аналогичные услуги

Неудачное поведение конкурентов

Позиционируя каждую из угроз по степени ее влияния и вероятности наступления, построим матрицу угроз (таблица 5).

Матрицы, приведенные в виде таблиц 4 и 5, позволяют выявить только те возможности, которые имеют большое значение для предприятия, и их надо обязательно использовать и те угрозы, которые представляют очень большую опасность для организации. Полученные внутри матрицы возможностей (таблица 4) девять полей имеют разное значение для организации. Выделим только те, которые попали на поля «ВС», «ВУ», «СС» и «СУ», и будем их обязательно использовать. Те угрозы (таблица 5), которые попадают на поля «ВР», «ВТ», «СР» и «СТ», представляют очень большую опасность для организации и требуют повышенного внимания.

Таблица 5 - Матрица «вероятность/влияние» для позиционирования угроз внешней среды

Влияние

Вероятность

Разрушение

Тяжелое

«Легкие ушибы»

Высокая

Изменение покупательских предпочтений

- Ужесточение

условий поставки сырья;

- Расширение ассортимента услуг для удовлетворения запросов потребителей

Несоответствие подготовки в ВУЗах инженеров-строителей, проектировщиков современным квалификационным требованиям

Средняя

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

Высокая степень контроля со стороны государства

Неблагоприятное изменение курса иностранной

валюты

Низкая

Сбои в поставках сырья

Дефицит специалистов на рынке труда Приморского края

Угроза поглощения более крупной компанией

По итогам таблиц 4 и 5 составим список наиболее существенных возможностей и угроз со стороны внешней среды для предприятия Приморского края, предоставляющие услуги строительства (таблица 6).

Таблица 6 - Внешние возможности и угрозы

п/п

Возможности

Угрозы

1

Совершенствование технологии строительства объектов

Изменение покупательских предпочтений

2

Развитие информационной отрасли в регионе

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

3

Высокие темпы роста спроса на услуги

Ужесточение условий поставки сырья

4

Расширение ассортимента услуг для удовлетворения запросов потребителей

Высокая степень контроля со стороны государства

5

Приток частного и иностранного капитала

 

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды получили список возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон, представленных в таблице 7.

Таблица 7 - Силы/Слабости и Возможности/Угрозы

1. Сильные стороны

3. Слабые стороны

1.1 Достоверный мониторинг рынка;

1.2 Квалифицированный и слаженный коллектив;

1.3 Высокий контроль качества;

1.4 Рост оборотных средств;

1.5 Использование современных технологий.

2.1 Недостатки в рекламной политике;

2.2 Средний уровень цен;

2.3 Отсутствие единой информационной структуры;

2.4 Непостоянство денежного потока;

2.5 Неучастие персонала в принятии

управленческих решений

2. Возможности

4. Угрозы

3.1 Совершенствование технологии строительства объектов;

3.2 Развитие информационной отрасли в регионе;

3.3 Высокие темпы роста спроса на услуги;

3.4 Расширение ассортимента услуг для удовлетворения запросов потребителей;

3.5 Приток частного и иностранного капитала.

4.1 Изменение покупательских предпочтений;

4.2 Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

4.3 Ужесточение условий поставки сырья;

4.4 Высокая степень контроля со стороны государства.

По результатам оценки составляется обобщенная матрица SWOT-анализа, где по горизонтальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по вертикальной - возможности и угрозы внешней среды (таблица 8).

По пятибалльной системе определяют экспертные оценки парных сочетаний «сильная сторона – возможность», «сильная сторона – угроза», «слабая сторона – возможность», «слабая сторона – угроза»:

  • очень сильная связь - 5 баллов;

  • сильная связь - 4 балла;

  • умеренная связь - 3 балла;

  • слабая связь - 2 балла;

  • нейтральная - 1 балл.

Таблица 8 - Обобщенная матрица SWOT-анализа

 

Возможности

Угрозы

ИТОГО

РАНГ

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Сильные

стороны

1.1.

3

4

5

5

4

2

4

3

3

33

2

1.2.

2

3

4

4

5

2

3

3

2

28

3

1.3.

4

3

5

5

5

2

2

4

4

34

1

1.4.

4

4

5

4

4

3

3

3

3

33

2

1.5.

2

2

4

4

4

3

3

3

3

28

3

Слабые

стороны

2.1.

5

5

5

4

4

3

2

2

3

33

3

2.2.

4

4

5

5

5

4

2

2

3

32

3

2.3.

4

5

5

5

5

5

4

4

4

41

1

2.4.

1

1

3

3

5

5

5

5

4

34

2

2.5.

2

2

5

5

5

5

4

3

3

34

2

ИТОГО

31

33

46

44

46

34

32

32

32

357

РАНГ

4

3

1

2

1

1

2

2

2

Анализ таблицы 8 позволяет сделать следующие выводы:

  • основные сильные стороны - достоверный мониторинг рынка, высокий контроль качества, рост оборотных средств и использование современных технологий;

  • основные слабые стороны - отсутствие единой информационной структуры, неучастие персонала в принятии управленческих решений и непостоянство денежного потока;

  • основная возможность – высокие темпы роста спроса на услуги, расширение ассортимента услуг для удовлетворения запросов потребителей, приток частного и иностранного капитала;

главные угрозы для предприятия – изменение покупательских предпочтений, увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов, ужесточение условий поставки сырья, высокая степень контроля со стороны государства.

Затем, для определения основных направлений развития предприятия, построим проблемное поле, т.е. матрицу аналогичную обобщенной матрице SWOT-анализа, но на пересечении строк и столбцов которой будут располагаться различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями (таблица 9).

Таблица 9 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

 

Возможности

Угрозы

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Сильные

стороны

1.1.

Создание маркетингового отдела

1.2.

Привлечение специалистов с других регионов и стран для обмена опытом

Выход на новые рынки, в том числе на иностранные

1.3.

Повышение качества услуг, исходя из требований потребителей

Дальнейший контроль качества и освоение новых технологий и сырья

1.4.

1.5.

Заключение договоров с проверенными и надежными субподрядчиками

Слабые

стороны

2.1.

Активизация рекламной деятельности

2.2.

Разработка гибкой системы ценообразования

Повышение навыком специалистов снабжения и приспосабливание к новым условиям

2.3.

Разработка единой информационной структуры

2.4.

Введение новых технологий и услуг, привлечение персонала к управлению предприятием

2.5.

Сформулированные таким образом направления развития могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей.

Оценка одного направления развития равна сумме экспертных оценок ячеек (из таблицы 9), перекрываемых рассматриваемой проблемой. Ранжирование проблем проводится по убыванию оценок (таблица 2.10).

Таблица 2.10 - Количественная оценка направлений развития предприятия

Проблема

Оценка

Ранг

Создание маркетингового отдела (3+4+5+5+4+2+4+3+3)

33

3

Привлечение специалистов с других регионов и стран для обмена опытом (2+3+4+3+4+4+2+2)

24

7

Выход на новые рынки, в том числе на иностранные (4+4+5+2+3+3+2)

23

8

Повышение качества услуг, исходя из требований потребителей (5+5+5+5+4+4)

28

5

Дальнейший контроль качества и освоение новых технологий и сырья (2+2+4+4+3+3+3+3)

24

7

Заключение договоров с проверенными и надежными субподрядчиками (4+4+4+3+3+3+3)

24

7

Активизация рекламной деятельности (5+5+5+4+4+3+2+2+3)

33

3

Разработка гибкой системы ценообразования (4+4+5+5+5+4)

27

6

Разработка единой информационной структуры (4+5+5+5+5+5)

29

4

Введение новых технологий и услуг, привлечение персонала к управлению предприятием (1+1+3+3+5+5+2+2+5+5+5+5)

42

2

Повышение навыком специалистов снабжения и приспосабливание к новым условиям (2+2+3+4+4+4+5+5+4+4+3+3)

43

1

Итак, с помощью SWOT – анализа было определено, что анализируемая организация обладает большим количеством серьезных проблем и имеет ряд угроз со стороны внешней среды, устранение которых позволит ей укрепить свои конкурентные позиции на рынке. С этой целью ДФ ЗАО «Технострой-М», в первую очередь, необходимо осуществить следующие мероприятия: повысить навыки специалистов снабжения и приспособиться к новым условиям, ввести новые технологии и услуги и привлечь персонал к управлению предприятием, создать маркетинговый отдел и активизировать рекламную деятельность.

 

Просмотров работы: 1954