Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. На протяжении длительных наблюдений за воспитанниками МКУ «СРЦ» Маленький принц»» я выявила, что дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с младшими школьниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
Для преодоления этих трудностей мною была создана реабилитационная программа «Шаг в будущее».
Цель программы:
Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Основные задачи:
Сформировать потребность общения в новом социальном окружении.
Развивать уверенность в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе.
Совершенствовать коммуникативные навыки в игровом взаимодействии.
Воспитать толерантность.
В результате реализации программы происходит ряд изменений в личности ребенка:
Формирование коммуникативных и социальных навыков.
Развитие наблюдательности, как влияет собственное поведение на окружающих, развитие понимания.
Освоение новых ролей.
Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.
В сентябре 2013 года мной был проведен анализ результативности реализации программы «Шаг в будущее». Для оценки результативности программы были использованы данные мониторингового исследования детей, проходивших реабилитацию в МКУ «СРЦ «Маленький принц»» в августе 2013 года. Исходные данные получены в результате анализа анкеты «Ступени развития», которая позволяет проследить динамику развития личности ребенка, за период его пребывания в группе «Алый парус». В результате анализа анкеты строится диаграмма (приложение 2). Построение диаграмм не только отражает изменения в развитии несовершеннолетнего, но и наглядно демонстрирует эффективность деятельности всех специалистов отделения, направленную на реабилитацию несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации.
В исследовании приняло участие 23 человека, из них 12 девочек и 11 мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет. Средний возраст детей, посещающих группу дневного пребывания – 10, 1 года. В исследовании меня интересовал аспект «Развитие навыков общения» у детей младшего школьного возраста. В результате анализа анкет были получены следующие данные:
Сравнительный график результатов анкеты «Ступени развития»
(мальчики) (девочки)
Условные обозначения:
- I МППК.
- II МППК.
Ось Х-номер ребенка, принимающего участие в исследовании:
Ось У- количество баллов, в соответствии с анкетой «Ступени развития».
По данным полученным из в ходе анализа аспекта «Развитие навыков общения», анкеты «Ступени развития» (мальчики).следует отметить, что у Сергея Д. повысился уровень развития навыков общения с 4 баллов до 5, у Германа Я. повысился уровень развития навыков общения с 3 баллов до 4. У остальных воспитанников этот показатель по данным анализа не изменился.
Анализируя аспект «Развитие навыков общения», анкеты «Ступени развития» (девочки), следует отметить, что у Арины А. повысился уровень развития навыков общения с 3 баллов до 4, у Алены К. повысился уровень развития навыков общения с 3 баллов до 4, у Ирины К. повысился уровень развития навыков общения с 4 баллов до 5. У остальных воспитанников этот показатель по данным анализа не изменился.
Таким образом, можно сказать, что в поведении и личности воспитанников произошли некоторые изменения. Соответственно можно утверждать, что составленная мною программа «Шаг в будущее» достаточно эффективна в отношении работы с детьми, но ее необходимо проводить более длительный промежуток времени, систематически и планомерно, чтобы достичь высоких результатов и более кардинальных изменений в личности ребенка.
Приложение 1
Анкета «Ступени развития».
Ф.И.О несовершеннолетнего Алексей К.
Ф.И.О воспитателя Ушакова Л.В.
Инструкция: Оцените по 5 – ти бальной системе деятельность ребенка в различных направлениях.
Количество баллов |
Характеристика |
1 ППК |
2 ППК |
Развитие навыков общения. |
|||
5 б. |
Взаимоотношения со сверстниками дружеские, бесконфликтные, среди детей занимает позицию «лидера». Со взрослыми вежлив, уважителен, тактичен. На замечания реагирует адекватно. |
+ |
|
4 б. |
Взаимоотношения со сверстниками ровные, дружеские, но эпизодически проявляет конфликтность, среди детей занимает позицию «предпочитаемого» ребенка.Со взрослыми вежлив, уважителен. На замечания реагирует адекватно. |
+ |
|
3 б. |
Взаимоотношения со сверстниками избирательные, дружит с несколькими детьми, по отношению к другим детям, младшим, а также взрослым, проявляет агрессивность. Среди детей занимает позицию «пренебрегаемого» ребенка. На замечания реагирует адекватно. |
||
2 б. |
Взаимоотношения со сверстниками, агрессивные, конфликтные. Пренебрежительно относится к младшим детям, среди детей занимает позицию «пренебрегаемого» ребенка. Со взрослыми высокомерен, бестактен, груб. На замечания реагирует не адекватно. |
||
1 б. |
Взаимоотношения со сверстниками, агрессивные, конфликтные. Негативно относится к младшим детям, среди детей занимает позицию «изолированного» ребенка. Со взрослыми груб, не сдержан. На замечания реагирует не адекватно. |
Приложение 2
Анализ анкеты «Ступени развития» Ирины К.
Литература и источники
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Сфера, 2009. - 482 с.
Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицина. Омск: Омскиздат, 1996. - 620 с.