ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исмагамбетова А.К. 1
1Омский Государственный Институт Сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенности использования методики тарифного регулирования в сфере ЖКХ на уровне муниципального образования Исмагамбетова А. К. Омский Государственный Институт СервисаОмск, Россия Features of the use of methods of tariff regulation in the housing sector at municipal level Ismagambetova A. K. Omsk State Institute of ServiceOmsk, Russia В настоящее время особую актуальность приобретает переход от реформы жилищно-коммунального хозяйства к политике внедрения новых механизмов хозяйствования, в частности осуществления сбалансированной тарифной политики органами местного самоуправления в области регулирования тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение и водоотведение) для ресурсоснабжающих организаций. Выбор наиболее эффективного метода формирования тарифов для организаций коммунального комплекса (далее – ОКК).[6] Жилищно-коммунальное хозяйство – особая сфера региональной экономики, в которой осуществляются производство, распределение и потребление товаров и услуг, относящихся к сфере жизнеобеспечивающего личного и общественного потребления в условиях ограниченности ресурсов. Это сложный межотраслевой комплекс общественного сектора экономики, находящийся в сфере государственного регулирования и территориального управления.[3] Условия деятельности предприятий ЖКХ отличаются от иной сферы тем, что не все предприятия могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за ЖКУ при неизменном или улучшающемся качестве. Проводимая в стране реформа ЖКХ показала, что в этой сфере накопился ряд сложных проблем. Действующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры городов. Поэтому исследование проблем тарифного регулирования в ЖКХ является актуальным как с точки зрения теории управления, так и с позиции практического использования мероприятий по регулированию тарифов в деятельности жилищно-коммунальных организаций. При определении полномочий органов местного самоуправления законодатель особо выделил полномочия, осуществление которых, в силу их высокой значимости для муниципального образования, возможно только представительными органами самоуправления. Высокая значимость для муниципального образования обусловлена тем, что реализация данных полномочий связана с необходимостью взимания с потребителей определенных денежных средств в виде надбавок к тарифам, имеющих признаки обязательных платежей (сборов). При этом имеется большая вероятность необходимости согласования данных положений Федерального закона 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон) с налоговым законодательством. [1] Рассмотрим полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. В соответствии с Законом при определении полномочий представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок ОКК можно выделить следующие: 1) утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждение инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 3) установление надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Органы местного самоуправления (далее – органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования) осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок ОКК: 1) определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются: а) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период; б) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса; в) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных законом случаях; 2) установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей коммунального комплекса; 3) согласование производственной программы организаций коммунального комплекса; 4) утверждение технических заданий по разработке инвестиционных программ; 5) рассмотрение проектов инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; 6) осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей; 7) установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Органы регулирования муниципальных образований устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования; 8) опубликование информации о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; 9) участие в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры; 10) заключение с организациями коммунального комплекса договоров в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющих условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; 11) осуществление мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ; 12) привлечение соответствующих организаций для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Установление этих тарифов и надбавок осуществляется на основе утвержденных Правительством Российской Федерации правил регулирования. [2] В настоящее время предельные тарифы на услуги ЖКХ устанавливаются сроком от 1 до 3 лет, но большинство инвестиционных программ имеет срок окупаемости 5 лет (чаще диапазон составляет 5-10 лет). Для частных инвесторов в период реализации инвестиционных проектов важна предсказуемость денежных потоков, поэтому целесообразно расширить установление предельных тарифов на услуги ЖКХ сроком до 5–7 лет. Это позволит избежать повышения цен на продукцию предприятий – потребителей услуг ЖКХ. [6] С учётом состояния и проблем развития отрасли представляется целесообразным введение чётких законодательных процедур долгосрочного планирования и прогнозирования тарифов. Можно выделить следующие рекомендации по разрешению названных проблем: - региональной энергетической комиссии, другим регулирующим органам и органам местного самоуправления проводить согласованную политику изменения тарифов на энергоносители и ЖКУ с учётом возможностей бюджетного финансирования, направленного на обеспечение социальной защиты граждан; - проводить тарифную политику в непосредственной увязке с политикой по установлению реально получаемых потребителями норм (объёмов) этих услуг; - осуществлять постоянный мониторинг соблюдения федеральных и региональных стандартов оплаты коммунальных услуг; - осуществлять комплексную экспертизу и аудит тарифов на ЖКУ с анализом результатов проверок. Таким образом, система тарифного регулирования в ЖКХ ещё нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли. Список литературы: Федеральный закон от 30.12.2004. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (с изменениями на 23 ноября 2009 г.) //Российская газета. 2004. №292. Федеральный закон от 14.07.2008г. №520-ФЗ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (с изменениями на 15 сентября 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. №29. Ст.3518 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.05.2010г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. Указа Президента РФ от 08.04.2003 №410) // Российские вести. 1995. №41. Федеральный Закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"" (с изменениями на 25.12.2008 г.). Демидов И.Л. Тарифная политика Российской Федерации: общая характеристика // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. №1.
Просмотров работы: 1562