ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛИСТА ПО ОТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛИСТА ПО ОТ

Михалев А.В. 1, Сабуров П.С. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николаевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ввиду колоссальных объемов нормативно-правовых актов, знание которых является насущной производственной необходимостью, а так же подготовка вручную огромного количества документации занимает большую часть рабочего времени специалиста по охране труда (ОТ), не давая ему сосредоточиться на решении технических вопросов непосредственно на производстве. К тому же, велика вероятность появления ошибок в заполнении документов, невыполнения отдельных требований по невнимательности. Обеспечить точное и своевременное исполнение всех обязанностей, возложенных на специалиста по ОТ, представляется возможным при помощи специального программного обеспечения. Многие компании, занимающиеся разработкой прикладных программных продуктов (ППП) для нужд производства, предлагают различные разработки, способные рационализировать труд ответственного за безопасность. Эти ППП имеют различную стоимость, в зависимости от того объема задач, которые можно решить с их помощью. Современный рынок программного обеспечения предлагает широкий спектр прикладных программных продуктов в области ОТ и производственной безопасности. Наиболее распространенные их них рассмотрим ниже.

БАС-Охрана труда

Одна из самых недорогих и простых программ, которая позволяет автоматизировать «базовые» элементы управления ОТ на предприятии: учитывать и контролировать проведение медицинских осмотров работников предприятия, контролировать своевременность повышения их квалификации, использование спецодежды и получение спецпитания. Программа построена на основе технологической платформы «БАС-Инструментарий», может использоваться как в комплексе с системой «БАС-Предприятие», так и автономно.

АРМ «ОТ»

Автоматизированное рабочее место специалиста по ОТ предназначено для информационной поддержки деятельности всех работников службы ОТ. Использование новейших информационных технологий совершенствует организацию работы служб охраны труда, осуществляет методическую поддержку, облегчает и ускоряет выполнение ими своих обязанностей. Для удобства работы программа условно разделена на следующие функциональные разделы (блоки):

Персонал - предназначен для ввода индивидуальных сведений о каждом сотруднике, его квалификации, совмещаемых профессиях, допусках к опасным работам, правах на допуск к работам по нарядам и распоряжениям, прохождении обучения и медосмотра, о фактах нарушения им правил техники безопасности. Имеется возможность автоматически составлять графики обучения, проверок знаний и проведения медосмотров всего персонала предприятия.

Производство - предназначен для учета состояния условий труда и состояния оборудования на определенном рабочем месте. Для каждой единицы оборудования заполняется карточка, содержащая сведения о наименовании и технических характеристиках оборудования, месте его установки, необходимости освидетельствования и ответственного за его состояние. В свою очередь, для рабочего места заполняется карта условий труда, которая включает необходимые данные по аттестации каждого рабочего места в текстовом виде.

Травматизм - предназначен для учета, систематизации и анализа данных по производственному травматизму предприятия. Содержит перечень всех актов по форме Н-1 с возможностью их просмотра и редактирования. В случае необходимости можно подготовить несколько сообщений о последствиях по одному пострадавшему. Программа воспроизводит результаты распределения несчастных случаев по различным факторам и графически интерпретирует полученную информацию в виде диаграмм различного типа.

Документы - предназначен для повышения эффективности работы с документами. Присутствуют подразделы контроля исполнения, отчетности, картотеки рабочих документов по ОТ:ведутся журналы входящих, исходящих и внутренних документов спомощью заполнения «карточек», содержащих основные сведения одокументе и его краткое содержание, резолюция. Автоматически создается отчет по форме №7-Т, в котором предусмотрено представление данных в графическом виде. Блок позволяет вести картотеку рабочих документов по ОТ, содержащую тексты писем, приказов, инструкций и т.д., систематизировать их, обеспечивать быстрый поиск нужного документа и работу с ним в текстовом редакторе.

Справочники – предназначен для каталогизации всевозможной информации по ОТ на предприятии. При помощи экранных форм ввода и редактирования данных предусматривается выбор значений данных из электронных справочников там, где это возможно. Справочники содержат разнообразную информацию в области ОТ (некоторые из которых заполняет сам пользователь на этапе настройки) и позволяют выбирать уже имеющиеся данные, а не вводить их с клавиатуры.

Электронное рабочее место инженера по охране труда (ЭРМ)

Программа ЭРМ предназначена для автоматизированного решения повседневных задач специалиста по ОТ и позволяет автоматизировать различные аспекты его профессиональной деятельности. Программа состоит из модулей, в которой каждый раздел отвечает за конкретную область деятельности специалиста:

  • медосмотры;

  • производственный контроль;

  • проверка знаний;

  • инструктажи по ОТ;

  • обеспечение СИЗ;

  • аттестация рабочих мест;

  • несчастные случаи;

  • общие справочники;

  • документация.

Все модули имеют один и тот же принцип организации, благодаря чему достигается единство и схожесть модулей между собой. В общем случае каждый модуль позволяет:

  • создавать те объекты, с которыми работает модуль (например, личные карточки сотрудников, СИЗ, рабочие места), а также задавать периодичность и другие свойства этих объектов (например, период повторных инструктажей по ОТ);

  • просматривать график предстоящих событий и самостоятельно или по уведомлению совершать с этими объектами какие-то действия (например, отмечать факт выдачи СИЗ сотрудникам);

  • изменять настройки модуля в целом (например, указывать время, за которое нужно оповестить о приближающемся событии из графика);

  • вести органайзер, который предназначен для управления делами, связанными с проводимыми событиями;

  • работать с документацией, которая соответствует тематике модуля;

Программа имеет интуитивно понятный интерфейс и очень проста в использовании. Гибкость настроек и совместимость с другими распространенными программными продуктами позволяет правильно спланировать мероприятия, ничего не забыть, автоматически получать и рассылать напоминания, а так же сэкономить время, избежав механической работы, переписывания из одного документа в другой. При необходимости ЭРМ позволяет без проблем и очень быстро доказать исполнение требований надзорным органам.

Техэксперт: Охрана труда

Справочная система по вопросам организации ОТ на предприятии и подготовки основной документации по ОТ, вопросам взаимодействия с органами надзора и контроля, расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Рассматриваемый продукт ориентирован на специалиста, отвечающего за обеспечение ОТ на предприятии. Представленный в системе алгоритм расследования несчастных случаев позволит быстро определиться с порядком действий, оформить необходимую документацию и организовать расследование несчастного случая на производстве. Программа содержит следующие разделы:

  • нормативные документы по ОТ (акты органов государственной власти РФ, национальные стандарты, СанПиНы, типовые инструкции, отраслевые стандарты, правила безопасности, своды правил и т.д.);

  • образцы документов в области охраны труда (типовые и примерные формы и образцы документов, необходимые для обеспечения и организации ОТ на предприятии);

  • справочник по ОТ (собрание информации по основным вопросам организации ОТ, вопросы взаимодействия с органами надзора и контроля, расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда);

  • комментарии, статьи, консультации по охране труда и безопасности на предприятии (аналитические материалы, статьи специализированных СМИ, комментарии и консультации экспертов по вопросам безопасности на предприятии);

  • практика разрешения споров по вопросам ОТ (практика применения законодательства по охране труда).

Имеющиеся в базе программы инструкции по ОТ, программы обучения и проведения инструктажа по охране труда упростят работу и сократят время специалиста на подготовку локальной документации на предприятии.

1С:Предприятие «Охрана труда»

Конфигурация «Охрана труда» является дополнительным модулем системы 1С:Предприятие и представляет собой продукт, предназначенный для автоматизации деятельности специалистов по ОТ.Глубокая проработка каждой из подсистем, их независимость друг от друга, а также возможность тесной интеграции между подсистемами, делают программу универсальной. Состав программного продукта «Охрана труда» имеет четырехмодульную систему:

Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда - автоматизирует процесс подготовки, проведения и получения результатов процедуры:

• формирование списка рабочих мест. Возможность автоматического формирования рабочих мест по коду, штатному расписанию, основному оборудованию, а также вручную;

• формирование комиссии для проведения АРМ;

• формирование графика замеров;

• отражение замеров на рабочих местах (вредных/опасных факторов, показателей тяжести и напряженности трудового процесса);

• производственный контроль.

• формирование всех необходимых печатных документов по АРМ;

• оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты на рабочих местах;

• комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте;

• формирование карты аттестации рабочего места.

Рабочее место специалиста ОТ – автоматизирует работу специалиста по безопасности и имеет следующие функциональные возможности:

• обучение, проверка знаний, инструктажи;

• работа с повышенной опасностью, допуск к работе;

• контроль за исполнением предписаний и мероприятий;

• списки на лечебно-профилактическое питание, мыло и смывающие средства, доплаты, льготы и компенсации, дополнительные дни отдыха;

• расследование несчастных случаев, проф. заболеваний

Медицинские осмотры – автоматизирует процесс контроля медицинского обследования состояния здоровья работников:

• формирование перечня контингентов;

• формирование списка лиц для медосмотров;

• формирование графика медосмотров;

• расчет стоимости медосмотров;

• возможность проведения различных видов медосмотров и хранение их результатов;

• хранение информации об ограничениях и заболеваниях физических лиц.

Спецодежда и СИЗ – подмодуль автоматизирует процесс их контроля выдачи и учета, а именно имеет следующий функционал:

• установка и учет размеров спецодежды и антропометрических размеров работников;

• установка норм и потребностей в спецодежде, спецобуви и СИЗ;

• формирование внутреннего заказа с учетом складских остатков и выявленных потребностей;

• ведение учета на складах спецодежды и СИЗ по размерам с учетом процента износа;

• учет выданной спецодежды и СИЗ с учетом размеров, процента износа и срока износа

• формирование "Личной карточки учета выдачи СИЗ" и других печатных форм.

Рабочая база данных поставляется разработчиком с заполненными классификаторами. Это позволяет сразу приступить к ведению учета и значительно снизить затраты на ввод программы в эксплуатацию. Конфигурация поставляется открытой для изменения (кроме подсистемы лицензирования), т.е. имеется возможность при необходимости изменять или дорабатывать программный продукт.

Все рассмотренные в статье ППП имеют плюсы и минусы. Нельзя однозначно сказать, какой программный продукт будет более рентабелен и удобен в использовании на конкретно взятом предприятии. Например, для крупного предприятия, в котором используются различные модули «1С:Предприятие», наиболее оптимальным будет использовать его модуль «Охрана труда», так как он может быть интегрирован и стать частью крупной системы. Но на среднем и мелком предприятиях установка данного модуля будет нецелесообразна. Ввиду этого авторы предлагают выделить ключевые критерии, руководствуясь которым руководители предприятия могут выбрать наиболее подходящий программный продукт для автоматизации работ специалиста по ОТ. Данные критерии и возможности программных продуктов сведены в таблицу 1. Исходя из полученных данных, по мнению авторов, с точки зрения удобства использования и уровня подготовки специалиста по охране труда, наиболее эффективным и удобным является прикладной программный продукт «Электронное рабочее место инженера по охране труда (ЭРМ)». Он рассчитан, как начинающего специалиста по ОТ, так и на опытного и содержит весь набор необходимых функций по автоматизации рабочего места.

Таблица 1

Сравнительные характеристики прикладных программных продуктов в области ОТ и ПБ для специалиста по охране труда

 

БАС-Охрана труда

АРМ «ОТ»

Электронное рабочее место инженера по охране труда (ЭРМ)

Техэксперт: Охрана труда

1С: Предприятие «Охрана труда»

Уровень знаний специалиста

высокий

средний

низкий

низкий

высокий

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Спецодежда и СИЗ

Расследование несчастных случаев

Медицинские осмотры

Нормативная документация (справочники по ОТ)

Размер предприятия

мелкое

среднее / крупное

среднее / крупное

среднее

крупное

Рыночная стоимость, руб.

~2000

~26000

~18500

~21000

~50000

Просмотров работы: 4599