ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Дружинина А.А. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Воронежская государственная лесотехническая академия"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению экспертов, грамотное управление лесными ресурсами – залог их рационального использования и воспроизводства. В настоящее время проблемы, возникающие в системе управления лесными ресурсами на Федеральном уровне не менее актуальны, чем в предшествующих периодах.

Управление лесным хозяйством Российской Федерации на Федеральном уровне осуществляется через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и территориальные органы Рослесхоза и подведомственные Федеральные государственные учреждения такие как (ФГУ «Российский центр защиты леса», ФГУ «Центрлес», ФГУ «Рослесресурс», ФГУ «Российский музей леса», ФГУ «Авиалесоохрана», отраслевые научно-исследовательские организации, образовательные учреждения).

На региональном уровне управление лесным хозяйством Российской Федерации представлено либо трех уровневой, либо четырех уровневой системами управления.

Трех уровневая система управления состоит из правительства (администрации) субъекта РФ; министерства лесного комплекса, комитетов по лесному хозяйству, департамента по лесному хозяйству, агентств по лесам, государственной лесной службы; лесничеств и лесопарков.

Четырех уровневая система управления состоит из правительства (администрации) субъекта РФ; министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, министерства сельского хозяйства, комитетов по охране окружающей среды, департамента природных ресурсов; департамента лесного хозяйства, управления лесного хозяйства, отделов лесного хозяйства; лесничеств и лесопарков.

По мнению большинства специалистов лесного хозяйства, реорганизация управления лесами в соответствии с новым Лесным кодексом 1, проведена недостаточно эффективно, что привело к ряду проблем:

- организация региональных органов управления лесным хозяйством проходила нескоординировано, создано большое многообразие форм органов лесоуправления в регионах. Такое положение не способствует их качественному взаимодействию и не обеспечивает четкость и однозначность обязанностей российских лесничих. Но при этом считается, что любая из них должна обеспечивать четкость и однозначность обязанностей российского лесничего;

- не разработаны соответствующие нормативные акты, регламентирующие обязанности лесничих в пределах всей территории страны. Именно лесничие должны отвечать за положение дел на территории лесничества. Должны организовывать работу в лесу, организовывать и проводить первичные мероприятия по профилактике и тушению лесных пожаров, отвечать за сохранность леса как федерального имущества, вести государственный лесной реестр. В настоящий момент система лесничеств фактически не функционирует и вышеперечисленные функции либо не выполняются, либо выполняются не эффективно;

- сокращение десятков тысяч служащих за последние несколько лет, отсутствие материально-технического оснащения;

- в системе управления лесами регионов далеко не везде функционируют структуры по выполнению всех видов лесохозяйственных работ в соответствии с действующим законодательством. Даже если такие структуры функционируют, то они, в виду полного или частичного отсутствия материально-технического обеспечения, квалифицированных кадров, необходимых правовых норм, не способны выполнять весь объем запланированных работ;

- нет определенности с нормативами численности работников лесничеств и участковых лесничеств, исходя из целевого назначения лесов, интенсивности их использования, пожарной опасности. Существуют определенные диспропорции в соотношении численности лесничеств и участковых лесничеств с численностью территориального органа управления лесным хозяйством в регионе 3.

Наряду с существующими проблемами можно предложить следующие пути их решения. Необходимо разработать нормативные акты, которые будут регламентировать обязанности лесничего в пределах всей территории страны. Только тогда лесничий сможет стать ключевой фигурой в лесу и в глазах руководителя административного района станет его помощником по лесным делам, а система лесного хозяйства полностью впишется в общую административную систему государственного управления. Следует осуществить подбор квалифицированных кадров, улучшить материально-техническое оснащение работников тем самым обеспечив их приемлемой заработной платой. На них должна быть направлена поддержка социальных программ регионов, включая вопросы трудоустройства, страхования жизни и имущества, отдыха и лечения. Должны быть проанализированы соотношения численности лесничеств и участковых лесничеств с численностью территориального органа управления лесным хозяйством в регионе.

Так как государство является собственником земель лесного фонда, оно должно играть ключевую роль в системе управления, быть заинтересованным в эффективном использовании и увеличении ресурсного потенциала лесов, получении лесного дохода и оптимизации затрат на изучение, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Интересы лесопользователей заключаются в повышении доходов от заготовки и переработки лесных ресурсов, получении прибыли. Граждане заинтересованы в сохранении окружающей природной среды, обеспечении свободного доступа в леса с целью отдыха, сбора грибов и ягод, общество в целом – в социальной и экологической безопасности. Именно на достижение баланса интересов участников лесных отношений и должны быть направлены меры государственного лесоуправления 2.

Организация структуры органов исполнительной власти по государственному лесоуправлению на уровне субъекта РФ и районном (межрайонном) уровне должна быть основана на делегировании отдельных функций и полномочий государственного управления лесами. Направление полномочий и функций осуществляется с учетом того, какой уровень управления приближен к реализации функции. Единство целей и непротиворечивость задач, реализуемых органами исполнительной власти по государственному управлению лесами, создаст условия для их выполнения.

В настоящее время в соответствии с изменениями в Лесном кодексе должностные лица органов государственной власти субъектов РФ, государственных учреждений, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов и т. д.

Эффективность государственного управления лесами определяется выполнением следующих экономических принципов, обеспечивающих выполнение стратегической цели устойчивого управления лесами: равновесие экологических, экономических и социальных целей; экономическая ответственность субъектов лесных отношений в соответствии с предоставленными им полномочиями и правами; экономическая заинтересованность всех субъектов лесных отношений в реализации стратегии устойчивого управления лесами.

В заключение можно сказать, что особенностью современного этапа развития системы лесоуправления является протекание его в условиях формирующейся рыночной экономики: многообразия форм собственности, либерализации экономики, ухода государства из хозяйственной сферы, развития предпринимательства. И как показывает практика управления лесными ресурсами в разных странах государство может эффективно управлять своей собственностью в этой сфере, если применяет преимущественно не административные, а экономические методы управления.

Это подтверждает и опыт России в отдельные периоды развития ее экономики. При этом следует иметь в виду, что формирование такого важнейшего экономического показателя, как лесной доход страны, зависит от сбалансированности системы взаимодействия государства-собственника лесными ресурсами и предприятий частного сектора экономики, использующих лесные ресурсы. Это взаимодействие зависит от сочетания экономических, географических и управленческих факторов, специфичных для каждого субъекта Российской Федерации. Поэтому на первый план выдвигается необходимость создания научной платформы экономического управления лесными ресурсами как объектом государственной собственности.

Библиографический список

  1. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]; от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. От 28.07.2012) // КонсультантПлюс онлайн – Некоммерческие интернет версии системы КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133350

  2. Крайнев, А. А. Управление лесными ресурсами России как объектом государственной собственности: [Текст] /диссертация. – Москва, 2007. – 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-8/3182
  3. Основные итоги работы лесного хозяйства России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://reches.clan.su/news/osnovnye_itogi_raboty_lesnogo_khozjajstva_rossij/2013-03-15-45 – Загл. с экрана.

  4. Зиновьева, И.С. Анализ эффективности экономического управления лесным фондом в российских условиях [Текст] / И.С. Зиновьева // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011. – Т. 14. – № 12. – С. 70-72

Просмотров работы: 3087