К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ И ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИЗНАКОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДАХ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ И ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИЗНАКОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДАХ.

Бердин Р.Д. 1, Давтян В.Г. 1
1Башкирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одними из основных залогов успешного процесса социализации, становления в учебной, профессиональной и других сферах деятельности, являются такие важные факторы, как наличие у человека открытости, смелости, готовности преодолевать разного рода трудности и барьеры, умение выступать перед публикой, четко формулировать свои мысли, не бояться критики в свой адрес и т.д. Не во всех случаях человек может проявлять тот потенциал, который у него имеется, в полной мере в силу разных обстоятельств. Одним из таких обстоятельств является страх перед обществом, или, по-другому, социальная фобия (сокр. социофобия).

Под социофобией принято понимать «боязнь одной или более ситуаций, в которых индивидуум подвергается возможному внимательному наблюдению со стороны окружающих и испытывает страх сделать что-либо, что вызовет у него чувство унижения или замешательство» [3].

Первый описанный случай проявления социальной фобии относится к 1846 году, когда Джонан Людвиг Каспер, проводивший исследования, выявил у испытуемого признаки социального беспокойства [Casper J.L., 1846]. Данное расстройство в те годы было названо эрейтофобией. Дальнейшие исследования по данной проблеме были проведены Питресом и Регисом в 1887 году [Pitres, Regis, 1887]. В 1902 году Клапаред продолжил заниматься данным вопросом. Немногим позже, в 1910 году, Гартенбергом были описаны формы выражения социального беспокойства, общим термином которых была названа «застенчивость» (или «робость»). Далее, в 1930 году, японский психиатр и психотерапевт Сёма Морита продолжил изучение проблемы социальной фобии, также он внес большой вклад в разработку методов борьбы с данным явлением.

К современному периоду изучения феномена социофобии относятся данные, полученные в исследованиях канадских ученых, где социальная фобия была определена как «хроническое, нарушающее жизнь пациентов, явление» [Dewit D.I., Ogbome A., Offord D.R., 2000]. Отмечалось также, что пациенты, которые страдают от данного недуга, обращаются за помощью к специалистам весьма редко, и социофобия диагностируется у них только в случае соединения с другими, более тяжелыми, патологическими состояниями.

По установленным данным, до 13% людей в определенный период жизни были подвержены страху перед обществом; до 2,5% людей страдают от социофобии на протяжении всей своей жизни [1].

Исходя из вышесказанного, социофобия является феноменом, который требует всестороннего и тщательного изучения.

На данный момент, социальная фобия является медицинским термином, т.к. определяется врачами как некое психическое расстройство, которое включено в реестр МКБ-10 (под шифрами F40.1, F93.2).

Нельзя утверждать, что во всех случаях проявления какого-либо признака, который присущ истинной социофобии (страх оценки, критики, осуждения другими людьми; страх ситуаций представления на людях, в которых возможно возникновение чувства смущения; избегание ситуаций, которые внушают страх), может свидетельствовать о наличии данного расстройства. Чаще всего страх перед обществом свойственен подростковому поколению. Мы предполагаем, что причиной тому служит то, что подростки чаще взрослых боятся показаться нелепыми перед другими, не терпят низкой оценки своей деятельности, многие не готовы адекватно воспринимать критику в свой адрес и не хотят «упасть в глазах сверстников». Все эти проявления говорят о частой неуверенности в себе и в своих силах. Проводившиеся исследования подтвердили, что немалая часть подростков действительно испытывает неуверенность в себе; также было выявлено, что среди большей части подростков наблюдается достаточно низкий уровень самооценки и пониженное самоуважение, а также довольно низкий уровень смелости и инициативы в процессе социального взаимодействия [2].

Таким образом, мы будем рассматривать проявления признаков социальной фобии среди подростков и молодежи не в качестве психического расстройства, а как некий психологический барьер при взаимодействии с другими индивидами внутри социума по причине неуверенности в себе.

Среди основных причин возникновения неуверенности в себе, а в дальнейшем (нередко) социальной фобии, мы рассматриваем три важных фактора.

Основной причиной неуверенности в себе могут быть фрустрационные события, которые прочно закрепляются в сознании человека. Чаще всего состояниям фрустрации подвержены подростки. Большая часть их деятельности протекает в образовательном учреждении, где они находятся в определенной социальной общности. Любое событие, связанное с несовпадением ожидаемого и действительного вызывает у подростка определенные проблемы, которые так или иначе влияют на его самооценку (к примеру, получение плохой оценки по учебному предмету, или проигрыш в конкурсе и т.д.), многие из которых ее понижают, вызывая, как следствие, в будущем определенный страх перед любым подобным действием.

Не менее важным фактором, вызывающим неуверенность в себе, является серьезная детская психологическая травма, среди основных – насмешки сверстников, попадание в нелепую ситуацию и т.д.

К третьему фактору можно отнести гиперопеку детей родителями. В семьях, в которых имеется явное проявление гиперопеки со стороны родителей, у ребенка может отмечаться излишняя неуверенность в себе и несамостоятельность.

Рассматривая проблему социальной фобии среди подростков и молодежи, стоит отметить, что большинство из них четко понимают, что они подвержены данному недугу. Во многих социальных сетях создаются сообщества с общими интересами и проблемами, среди которых можно обнаружить и группы людей, которым свойственны признаки социальной фобии. В данных группах люди обсуждают общую для них проблему и делятся своим опытом. Если посмотреть возрастной состав данных групп, можно заметить, что подавляющее большинство участников (до 70%) – это подростки и молодежь от 16 до 21 лет.

Рисунок 1.

Пример иллюстрации, взятый из сообщества «социофобов» в одной из социальных сетей

С целью анализа причин и проявлений социальной фобии среди подростков и молодежи, нами было проведение исследование. Объектами нашего исследования были выбраны 100 человек (в возрасте от 16 до 21 года, среди которых 50 лиц женского пола, и 50 - мужского). Все респонденты были выбраны из числа тех людей, которые состоят в группах, посвященных социальной фобии, в социальных сетях.

Первым этапом нашего исследования было использование методики «Шкала оценки социофобии Лебовича» (LSAS), основной целью которой является оценка уровня социальной адаптации.

На втором этапе исследования респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

- Когда вы обнаружили склонность к социальной фобии?

- Насколько проблема социальной фобии мешает вашей полноценной жизни?

- Какие меры вы предпринимаете для борьбы с данным недугом?

- Обращались ли вы к специалистам по поводу данной проблеме?

- В чем вы видите причину своего недуга?

Анализ полученных данных показал следующее.

Таблица 1.

Соотношение выраженности социальной фобии у респондентов

Степень выраженности

социальной фобии

Количество человек

Количество человек

(%)

Социальная фобия не выражена

7

7%

Умеренная социальная фобия

29

29%

Выраженная социальная фобия

34

34%

Сильная социальная фобия

11

11%

Крайне сильная форма социофобии

19

19%

По методике Лебовича, мы обнаружили, что среди всех испытуемых наибольшее число респондентов (34%) имеют признаки выраженной социальной фобии. На втором месте (29%) расположилась группа с признаками умеренной социальной фобии. Стоит обратить внимание, что у 19% испытуемых выявлена крайне сильная форма социофобии. 11% респондентов были отнесены к группе с сильно выраженными признаками социальной фобии. У 7% испытуемых признаки социофобии не выражены вовсе.

Рисунок 2.

Распределение выраженности социофобии среди испытуемых

Как видно на гистограмме (рис. 2), лидирующими позициями являются выраженная, умеренная и крайне сильная формы социальной фобии, что выходит за пределы нормы и требует незамедлительных действий со стороны родственников и близких данных людей, а также незамедлительное привлечение психологов, а в дальнейшем, при необходимости, и других специалистов для решения возникшей проблемы.

Таблица 2.

Факторы, максимально вызывающие интенсивную тревогу и постоянное избегание среди респондентов

Факторы

Количество человек

Количество человек (%)

Выступление, совершение каких-то действий, или разговор перед аудиторией

94

94%

Проверка при людях своих способностей, знаний

92

92%

Выступление с подготовленной устной речью перед группой

87

87%

Выступить на собрании

89

89%

Как видно из табл. 2, наиболее сильно вызывающими интенсивную тревогу и постоянное избегание среди наших респондентов являются факторы, которые, так или иначе, связаны с выступлениями перед публикой (будь то разговор перед аудиторией или выступление с устной речью) или проверка при людях своих знаний.

Подводя итог первого этапа нашего исследования, можно сделать вывод о том, что подавляющее число выбранных нами респондентов относятся к категории людей с явными признаками проявления социальной фобии; крайне сильной форме социальной фобии подвержены 16 лиц женского пола и три лица мужского пола. Выбранная нами методика показала, что максимально вызывают интенсивную тревогу и постоянное избегание среди респондентов такие виды деятельности, когда от них требуется выступление перед публикой или проверка при людях своих знаний.

Анализ ответов испытуемых на вопросы, предложенные на втором этапе исследования, показал следующие результаты.

Таблица 3.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Когда вы обнаружили склонность к социальной фобии?»

Ответ

Количество людей

Количество людей (%)

Сколько себя помню

8

8%

В глубоком детстве

15

15%

В начальной школе

23

23%

В средней и старшей школе

54

54%

Анализ ответов на второй вопрос «Насколько проблема социальной фобии мешает вашей полноценной жизни?» показал, что данная проблема серьезно мешает социальной жизни наших респондентов. Они отмечают, что из-за своего страха часто не могут реализовывать себя в любимой сфере деятельности, часто упускают возможность успешного выполнения деятельности, которая могла принести им большую пользу, нередко страдают и в учебной деятельности, когда не могут выступать перед коллективом, боясь низкой оценки своего труда, не могут налаживать контакт при знакомстве с новыми людьми из-за страха отвержения.

Третий вопрос звучал следующим образом: «Какие меры вы предпринимаете для борьбы с данным недугом?». Подавляющее большинство испытуемые ответили, что не имеет смысла бороться с этим, что это никогда не пройдет. Некоторая часть испытуемых (менее 5%) призналась, что посещает разные тренинги.

Следующий вопрос «Обращались ли вы к специалистам по поводу данной проблеме?» показал, что лишь 9% опрошенных прибегали к консультациям психолога, но никаких существенных изменений за собой не заметили.

Последним был вопрос о субъективных причинах проявлений данного недуга, по мнению опрашиваемых. Мы видим, что 28% ответивших видят причину социальной фобии в своей внешности, а точнее в ее изъянах: некрасивое лицо, слишком высокий/низкий рост, лишний вес, и отдельные изъяны в теле. 36% испытуемых признались, что с социальной фобией связан негативный опыт, когда они оказались в ситуации, когда им пришлось испытать чувство глубокого стыда. 17% ответили, что не знают о причинах данного недуга у себя, а 19% респондентов воздержались от ответа на данный вопрос.

Таким образом, из нашего исследования можно сделать определенные выводы. Во-первых, проблема социальной фобии среди подростков и молодого поколения действительно имеет место быть. Во-вторых, у большинства участников нашего исследования схожая картина данного недуга: основное проявление социальной фобии происходит в сфере преподнесения себя перед другими людьми (публичное выступление, проверка знаний перед аудиторией). В-третьих, основная масса респондентов обнаружила признаки рассматриваемой проблемы в период учебы в школе (в частности, в среднем и старшем звене). К сожалению, ничтожно малая часть испытуемых пытается бороться с данным недугом. В-четвертых, наше мнение о том, что причины проявлений признаков социальной фобии лежат в основе негативного опыта, подтверждаются ответами респондентов. Среди причин также отмечается неудовлетворенность своими внешними признаками.

Исходя из вышесказанного, является необходимым развитие у подростков и молодежи необходимого уровня коммуникативных умений для успешной реализации себя в учебной и профессиональной деятельности. Также необходимо отметить роль школьного психолога в решении данной проблемы, требуется уделять большое внимание развитию уверенности в себе среди подростков и молодежи для борьбы с проявлениями социальной фобии и профилактики сопутствующих расстройств.

Список литературы

  1. Биик Дж. У. Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи / Перев. с англ. И. Рассказова, Н. Рассказовой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

  2. Папура А.А. Формирование уверенности в себе у подростков // Вестник ТГПУ. – 2010. № 5(95). С. 110–114.

  3. Психологическая энциклопедия. — 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.

Просмотров работы: 2199