«…если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадочке, чтобы только две ноги можно было поставить, - а кругом будто пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, - и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность – то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить!»
Великим талантом любви, милосердия и всепрощения, пронизано сердце Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова. Тема любви прослеживается с первых строк романа, насыщая колорит картины, отвлекая читателя от суеты и серости петербуржских дней.
Злобное презрение, негатив, унылость и серость будничных дней, подвигли Раскольникова на совершение страшного преступления.
Образ Раскольникова вызывает искреннее сочувствие. Достоевский очень точно передает страдания Родиона, которые усугубляет быт и мрачная картина Петербурга. Каждая строка романа говорит о том, что самое страшное случилось с душой, моральным и духовным равновесием Раскольникова. Автор представляет совершенно безвыходную ситуацию, из которой сложно выбраться, приняв правильное решение.
В этой работе мы попытаемся взаимосвязать истории героев романа: Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой, посмотрев на них глазами современного человека. Сохраняя характеры персонажей, изложим основные проблемы произведения: взаимопонимание Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова, воскрешение души и нравственность главного героя, неравноправие и господство высших слоев общества и попробуем рассмотреть.
Сравнение морально-психологического портрета Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Видение мира героев романа глазами современного человека. О чем думал Раскольников в момент признания и как продолжился вечер в третьем кабинете петербургской конторы? Была ли рядом Сонечка Мармеладова и что им пришлось пережить вместе? Как сложилась жизнь арестанта, и оставался ли хоть какой-нибудь шанс на возрождение и исповедь души?
Основная часть
Раскольников повторил своё признание. Над Петербургом поднялась огромная туча, и через несколько минут полил проливной дождь. В кабинете слышен был лишь зверский грохот, падающих капель пота. Со лба Раскольникова. Следом всхлипы, ужас в лицах присутствующих и всеобъемлющее безумие. Следующие дни жизни Родиона пролетели, будто во сне. Допросы, показания, арест…
Тёмные, холодные вечера полны одиночества и отрешенности от мира. Раскольников изнемогает от тяжести содеянного. День с каждым днем, будто становится длиннее. Холодные стены камеры, смрад, ужас, угрызения совести доводят Раскольникова буквально до сумасшествия. Он одинок, словно журавль, отбившийся от клина. Родион печален и замкнут в себе. Каждое утро пропитано тяжелыми мыслями и страдальческими лицами арестантов. Родион просыпается и засыпает с мыслью: «Зачем? Для чего? Ничего не изменил, да и не смог бы изменить».
Он попытался соответствовать своей идеи, но жизнь расставила все на свои местам. Суровая справедливость восторжествовала. На долю человека, попытавшегося изменить мир, спасти тысячи буквально умирающих и разложившихся личностей, выпала тяжкая доля: холод, бесконечные работы, отречение от цивилизации и праведных людей. Раскольников метался от крайности в крайность, он пытался понять, правильно ли поступил. Велик ли он после этого?
Можно ли это назвать самопожертвованием или все же это дикое, страшное убийство двух ничем не повинных людей. Родион говорил одно: «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». И тут же противоречил этому, вспоминая детали того страшного вечера: бездыханные тела, комната, залитая кровью, несчастные глаза бедной беременной Лизаветы и полная тишина. Он умер морально, но физически жив. Эта мысль не оставляла его ни на минуту. Осознание ошибки еще больше изъедало Раскольникова в тяжелый период каторжных работ. Он – убийца…
Раскольников убил двух женщин, а вместе с ними умерла и его мораль. Казалось, была оборвана последняя, хрупкая связь его со Всевышним. С осознанием этого его никчёмное бытие, становилось все хуже и бессмысленнее. В моменты страданий Родиона пришел единственный человек, пожелавший спасти его душу. Это была та умная, нежная, любимая, такая разная, все понимающая, и вместе с тем, Великая Сонечка.
Одним словом, одним прикосновением, заставляющая забыть о содеянном и измениться. Она – образ ангела, сошедшего с небес. Это светлая полоса в жизни Родиона. Соня, словно вестница из иного мира, направленная свыше вести долгие и страстные беседы, с морально подавленным Раскольниковым. Споры о мировоззренческих вопросах, о бытие и о Боге, о вседозволенности и переустройстве мира, воскрешают мораль несчастного. Но сиюминутные впечатления не могут отвести его вопроса бытия. В свете многочисленных катастроф, как физических, так и моральных, каторга для Раскольникова являлась своего рада успокоением, а наставления Сонечки, слегка навязчивые, вскоре становятся частью его жизни. Бесчеловечность, жестокий образ Петербурга, сменяется поначалу одиночеством, сводившим с ума, а потом нежным романом, связующими которого являлись человек и природа. На каторге калечащей души тысячи арестантов, жизнью для Раскольникова можно назвать лишь дни, прохладное утро которых сопровождалось приходом Сонечки.
Она приходила, когда вставало солнце, и уходила, когда оно скрывалось за пеленой серых туч. Гармонией взаимности и одухотворенности было пронизано сознание двух любящих людей. Это та невидимая нить, соединяющая Раскольникова и Сонечку Мармеладову. Присутствие рядом близкого человека, было своего рода причастием для Родиона, может быть, поэтому он отказывался читать Евангелие, принесенное Соней. Она была уверенна в том, что единственным спасением души Родиона, является вера в Бога. Ведь тот, кто верит, способен очиститься от грехов и скверных помыслов, дабы сохранить связь со Всевышним. Цитаты Евангелие, бесконечные разговоры в кромешной тьме, громкое дыхание и шелест листьев переплетаются в одно единое целое, называемое незаменимым делом в оставшиеся годы каторжного заключения.
И вот, осталось семь лет, только семь…Они пролетят, словно сон. Обретет жизнь иной смыл. Этой неведомой мыслью, неземной жаждой и предвкушением вечной взаимной любви продолжалась каторжная жизнь Раскольникова, с незаменимыми визитами Сонечки. В суровую зиму, лютый холод и знойные июльские дни, окутанные мрачными лицами арестантов, Родион и Сонечка проводили вместе. Они встречали рассветы и провожали закаты.
Перед глазами расстилался невероятной красоты пейзаж: дул ветерок, качая деревья; небо пурпурно-золотистого цвета нависло над землей и казалось, будто хотело опуститься ниже обычного. Солнце освещало бескрайнюю степь, сгущало краски безудержной любви, а все, что могло пошатнуть взаимность и заставить усомниться в чувствах, вечерний ветер уносил прочь. Родион и Сонечка часто сидели, глядя друг другу в глаза. Это наслаждение друг другом чаще перерастало в тихий шепот Сонечки, нарушающий тишину: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее…» Хриплым голосом, не то сорванным, не то ослабевшим от бессилия Раскольников продолжал: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любит Марфу и сестру ее и Лазаря…» И всякий, услышавший разговор влюбленных сказал бы о чистоте их душ и о взаимопонимании. Не обращая ни малейшего внимания на безвозвратно улетающее время, Сонечка продолжала: «Это ошибка не к духовной смерти твоей, а к возрождению».
Темными, сибирскими вечерами наслаждаясь каждой строкой этой священной книги, Сонечка пыталась излечить душу любимого: «Жизнь твоя изменится вмиг, словно ничего и не случалось. Раскайся и луч света озарит жизненный путь твой. Верь, люби, воскреси мораль свою, как Христос воскресил Лазаря. Доверься мне, как я доверилась тебе и поверила в глубину твоих чувств. Я благодарна Всевышнему за возможность быть с тобой даже в столь холодное время, изменившее наши судьбы. Уверенность моя и доверие к тебе с каждым вздохом возрастает. С нежным словом и следующим часом бесед. Твой образ, хранящийся в сердце на всю жизнь, не покидает моё сознание ни на минуту. Нет, я не больна... Это чувство необъяснимо, но до безумия приятно. Обещай хранить наши чувства и с каждым прочтением «Воскрешения Лазаря», вспоминать этот прекрасный вечер. Самый длинный, самый волнующий и дорогой для меня. Вечер нашей тайны, любви и бесконечного счастья…»
Нежный, певучий голос Сонечки, доносился до сознания Родиона, словно пророчество. Каждое слово, слетевшее с ее уст, продлевало жизнь Раскольникову. И он верил Сонечке, как самому себе. Любовь его действительно жила всю оставшуюся жизнь. Раскольников был благодарен за душевное исцеление и принятие его таковым, какой он есть.
Он уверовал в Бога и словно ожил. День за днем сокращался срок, а ради этого стоило жить. Ради лучшего будущего, возрождения и, конечно же, ради любимой, родной и бесценной Сонечки. Летели дни, недели, месяцы и годы. С каждым днем Раскольников чувствовал исцеление и одухотворенность. Сердце рвалось на свободу.
В одно прекрасное утро Раскольникова разбудили солнечные лучи, приятно щекочущие его лицо. В этот миг сердце особенно колотилось, будто предчувствуя необычный, ничем не схожий с другими день. Необычно было и то, что птицы пели совсем не так, как раньше. Даже солнце освещало мир с глубочайшей охотой и безмерной радостью. В этот прекрасный день Раскольников услышал долгожданные слова: «Осужденному Раскольникову Родиону Романовичу, каторжному второго разряда, по истечении установленного срока отбывания наказания, предоставляется право жить в близлежащем поселении острога. За удовлетворительное поведение, предоставляется право на строительство жилья и вступления в брак. По закону часть выполненных работ оплачивается с ежемесячной выплатой налога. Спустя двадцать же лет, по одобрению высшего начальства, Раскольников Родион Романович, может быть полностью освобожден от исправительных работ».
Слезы градом полились из глаз осужденного, как в день признания в петербургской конторе. Изменилась жизнь, мораль, восприятие и облик Родиона. В первую очередь, изменился духовный облик арестанта. Сонечка Мармеладова и Родион Раскольников поселились в лесу, находящемся неподалеку от острога. В отведенном начальством глухом, заброшенном уголке, на опушке, заросшей бесконечным числом деревьев и кустарников, стоял ветхий домишко.
Строительство дома – есть строительство новой жизни, а может, и новой судьбы. Пусть ветхой, разваливающейся, с незажившими ранами, но жизни воскресшего и желающего жить человека.
Дом, хранящий покой двух искалеченных душ, на протяжении многих лет, стоял на опушке леса.
Жизнь Родиона и Сонечки ничем не отличалась от жизни деревенских людей. День начинался с пения первых птиц и восходом солнца. Годы жизни в лесу были, пожалуй, самыми счастливыми в жизни двух влюбленных. Освобождение от оков, надзора и бесконечных язвительных речей со стороны арестантов, больше не беспокоило Родиона. Ему хотелось кричать, чтобы услышали все на земле. Все те, кто осуждал и выливал тонны грязи на него. От их громких речей, будто содрогалось каждое дерево в этом безлюдном и опустевшем лесу. А наутро, с наступлением нового месяца, Раскольников приходил в острог в сопровождении конвоя, с докладом о нынешнем проживании и с выплатой налога.
Так пролетели еще десять лет жизни Родиона. С каждым годом, любовь все больше крепла и поддерживала чувства обоих. Но на определенном этапе жизни все вдруг оборвалось…
Сонечки не стало.
Это мрачное событие клином вонзилось в сердце Родиона. Все светлое умерло в его сердце навсегда. И опять, казалось, наступила полоса гниения его, разложения и омертвения души. Холера, не щадящая ни людей, ни животных ураганом пронеслась по просторам страны. И унесла самого близкого, дорогого, любящего человека для Раскольникова. Светлую, нежную и любящую Сонечку покинула душа и ее уже бездыханное тело, лежала на твердой кровати хрупкого домишки. Нет, это не сон…Это суровая реальность, не пощадившая жизни самого дорогого человека.
Он тысячу раз проклинал себя и свой поступок, совершенный много лет назад. Ведь, как казалось Родиону, именно этим наказанием, Всевышний лишил его самого бесценного на земле.
Похороны Сонечки прошли на третий день, после смерти. Ее тело было похоронено недалеко от острога. Продолжать жизнь в лесу Раскольников не смог. Уж слишком все напоминала ему о Сонечке, о счастливых днях и о страшной трагедии. Остаток жизни он провел в монастыре, куда уехал спустя месяц после смерти любимой.
Полночь. Звон колокола.
Люди спешат на вечернюю молитву, а за оградой монастыря виднеется широкая степь и глухие леса. Звезды на чистом небе, спокойствие, отрешенность от людской суеты и вселенская праведность, все это есть монастырь. Место спокойной, размеренной и праведной жизни. Именно здесь, душа Раскольникова обрела покой.
Бытие монаха складывается из главного: очищения от грехов с обращением к Господу. Остальные дела лишь заполняют быт отшельника. Рыболовство, охота, отдых, пчеловодство, сон и прочее. Молитва – самое главное и самое ценное в жизни монаха.
Молитва – это обращение к Всевышнему, хвалебная речь, утешение, мир, праведность и мораль для монаха. Это нежное безмолвие, откровение, признание, позволяющее вступить человеку в связь с Богом. Молитва есть покаяние, выражение страха, печаль, угрызение совести, доверие и крик души. Она приводит человека к созерцанию истины, веры и правды. И та птица, светлая, нежная и любящая, поселившаяся в сердце покаянного, будет жить вечно, и хранить мораль, идеал человечности и все светлое в душе. Легко представить, что чувствует человек во время молитвы, вспомнив все мирские блага: творчество, музыка, поэзия, материнская любовь, вера в Господа, любовь к ближнему и сострадание.
Раскольников обрел счастье именно в монастыре. Его душа готова была с каждым днем все больше и больше обрести свободу. Он проживал каждый подаренный Всевышним день. Именно проживал, а не существовал. Всей своей душой был благодарен за исцеление. Именно в дни, прожитые за монастырской оградой, произошло великое возрождение. Раскольников воскрес и обрел облик праведника. Ему казалось, что он совершил поистине величайший поступок. Родион чувствовал помощь умершей из иного мира и, храня воспоминания о прошлом, прожил остаток дней в уютном доме монастырской общины. Конечно, каждый день его был наполнен присутствием Сонечки. Ее нежный голос то ласкал воспоминания, то отзывался криком, пробуждая по ночам.
Менялся мир, а с ним и суть Раскольникова. По вечерам, одинокий, перед колеблющимся пламенем одинокой свечи, он писал дневник, посвящая его самой бесценной, любимой, единственной. Каждый день он писал новую строку, наполненную теплом и нежностью; он что та единственная, первая и тяжелая любовь не просто спасла жизнь, а очистила душу его.
Сидя за столом, забросанными тоннами исписанной бумаги и залитым чернилами, Родион вытащил из стола Евангелие, подаренное Сонечкой, в вечер их несказанного счастья и открыв распадающийся форзац священной книги, Раскольников прошептал: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее…». Животрепещущий шепот прервало пение птиц на рассвете дня. Так пролетела вся ночь, словно сон. Эта необыкновенная ночь, напоминала Родиону о вечере любви и тайны. И с одной неземной мыслью прожил Родион все свою жизнь: «не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?».
Заключение
Каждый герой романа является персонажем из жизни, в котором заключена вереница первостепенных проблем и жизненных неурядиц. История Раскольникова – своего рода заблуждение, с которым может столкнуться каждый в жизни. Несмотря на тяжесть содеянного, мы попытались доказать, что выход все же есть. В романе он заключается в объекте воздыхания и в обращении к Богу.
Мы попытались раскрыть красоту человеческих чувств, испытываемых героями, огромное значение веры в жизни каждого человека, исповедь и неотъемную возможность возрождения души любого человека.
Схожесть главных героев романа: Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова, прослеживается с первых строк романа. Автор часто сопоставляется действия героев друг с другом. Значение этого авторского действия заключается в сопоставлении двух, очерствевших душ. Читатель должен понять и ощутить схожесть поступков героев романа. Оба испытывая боль, находят разный выход из ситуации. Сонечка жертвует собой, честью и достоинством, во имя материального блага семьи. Также поддерживает морально подавленного Родиона Раскольникова, запутавшегося в своих мыслях. Совершая достойные поступки, верит в то, что единственное исцеление – вера в Бога. Именно она помогает жить. С помощью веры возрождается душа человека, грядущий день наполняется величайшим смыслом, заполняющим всю жизнь.
Родион Раскольников предстает перед читателем в маске, скрывающей глубину и искренность чувств. Его образ вызывает двойственное чувство. Он, то навевает жалость и солидарность каждым словом, то отвращение и осуждение всеми поступками. Мученик, старающийся найти выход из жизненной ситуации, окончательно путается и, не сумев найти его, совершает нечеловеческий поступок, убив двух женщин.
Заключение этой истории Достоевский предоставляет каждому читателю так, как подсказывает ему сердце.
Мы попытались проникнуть в глубину чувств героев романа «Преступление и наказание», посмотрев на окончание романа глазами современного человека.
Также немаловажной целью для нас было ознакомление читателя с творчеством великого писателя и мыслителя XIX века и доказательство бессмертности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Н.А Добролюбов в воспоминаниях о писателе говорил: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах, или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. Каждый человек должен быть человеком, и относится к другим, как человек к человеку»
Список литературы:
Н.А Добролюбов. Воспоминания о Достоевском. М.: «Советский писатель», 1989
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Изд. ВИТА НОВА, Санкт-Петербург, 2007 в 2-х томах.
Страхов Н.Н. Из воспоминаний о Достоевском. «Отечественные записки», 1867.
Цвейг С. Эссе «Достоевский». М.: Радуга, 1987.