Рис. 1.Лабораторная установка для исследования воздействия коронного - искрового разряда на алюминиевые фольги. 1. Высоковольтный преобразователь на 7-25kV. 2.Монтажное проводящее электрический ток плато. 3.Диэлектрическая штанга. 4.Отрицательный зажим преобразователя. 5.Положительный электрод типа игла с двухкоординатным преобразователем перемещения. 6.Микрофон типа МД47. 7. Фольга, покрытая жидкими кристаллами.
Электроакустические сигналы коронного, искрового разряда фиксировались с помощью датчиков. Сигнал с датчиков отображался на экране осциллографа типа С1-76. Рис.2.
Рис.2.Форма сигнала на экране осциллографа. А. Коронного разряда. В. Искрового разряда.
Пробой межэлектродного пространства сопровождается при положительной короне громким звуком. Форма акустического сигнала представлена на рис.3.
μ
Рис.3.Осциллограмма акустического сигнала при пробое разрядного промежутка.
Анализируя полученные осциллограммы, отмечаем в относительных единицах:
-в случае коронарного разряда длительность импульса 25 делений масштабной сетки;
-в случае искрового разряда ширина импульса 2 деления
Время развёртки осциллографа 50μс. Цена деления 0,5μс. Тогда длительность импульса при коронарном разряде 12,5μс. Длительность импульса при искровом разряде 1μс.
Акустический импульс затухающий. Длительность 22,5μс.
В случае коронного разряда за время одного импульса выделится тепла:
Qк =kUIt,
где:
U=7kV=7000V, I = 200μA = 200∙10-6A, t = 12,5μc=12,5∙10-6с.
Qк = 0,175∙10-4Дж., k=1
В случае искрового разряда за время одного импульса выделится тепла:
Qи =kUIt,
где:
U=7kV=7000V, I = 16А, t = 1μc=1∙10-6с.
Qи = 0,112Дж. k=1
Таким образом, при искровом разряде количество выделенного тепла в 6400 раз превышает количества тепла выделенного при коронном разряде:
QиQк= 0,1120,175∙10-4 =0,64∙104 =6400.
С другой стороны при коронном разряде можно зафиксировать температуру иглы с помощью жидких кристаллов. На рис.4А. показан электрод в режиме коронного разряда 3, рис.4В – искрового 3. Для определения температуры электрода 1 на его поверхность нанесены жидкие кристаллы 2 холестерического типа с мезофазой 42-48℃. Температура отслеживалась по цвету жидких кристаллов 2. Как в первом, так и во втором случае температура электрода 45- 46℃. При температуре окружающей среды 22℃. В тоже время при искровом разряде температура в канале разряда достигает 104℃ [1].
Рис.4. Положительный электрод-игла.А. Режим короны.1. Электрод типа игла. 2.Плёнка жидких кристаллов с мезофазой 42-48℃.3.Коронный разряд.В. Режим искры.1. Электрод типа игла. 2.Плёнка жидких кристаллов с мезофазой 42-48℃.3.Искровой разряд. С. Градуированная шкала жидких кристаллов на мезофазу 42-48℃.
Исходная температура иглы Т1 =22℃ , температура иглы в рабочем режиме короны Т2=46℃, m =0,9г , Cv = 480 Дж/кг℃.
Qк = Cv m (T2-T1) –количество тепла выделенное на игле коронным разрядом.
Qи = Cv m (T2-T1) – количество тепла выделенное на игле искровым разрядом.
Температура определяется по цвету жидких кристаллов в данном случае она 46℃.
Как показывает опыт при работе короны 120с:
QиQк =1 или 1= IиtиIкtк,
время действия искрового разряда tи= 1,5 ms.
Следует отметить, что разброс отпечатков искрового разряда лежит в пределах пятна коронного разряда. На рис.5 приведена иллюстрация искрового пробоя в коронном разряде. Площадь Sи, которая подвергается обработке искровым разрядом в разы меньше площади обработанной короной Sk >>Sи.
Рис.5. Переход коронного разряда в искровой разряд.1.Пятно положительного коронного разряда на жк-детекторе.2.Электрод – игла. 3.Искровой разряд
При воздействии искрового разряда происходит разрушение слоя жидких кристаллов и лакового покрытия. Зачищается поверхность фольги:
S = πR2 N,
где S –площадь пятен от искрового разряда, R- средний радиус N пятен рис.6.
Рис.6. Форма отпечатка искрового разряда на фольге. Увеличение х124.
Таким образом, отработана методика исследования коронного и искрового разрядов в режиме игла - плоскость. Показан один из способов визуализации электрических и тепловых полей с помощью жидких кристаллов.
Литература.
1.Телесин Р.В., Яковлев В.Ф. Курс физики. Электричество. Учпедгиз. 1960.С.456.