ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время отмечается тенденция постоянного роста численности детей с отклоняющимся развитием, в частности с разнообразными расстройствами речи, а также возникающими на их фоне вторичными психическими нарушениями, поэтому, следует отметить, что исправление недостатков развития ребенка является актуальной проблемой в области коррекционной педагогики и психологии.

В логопсихологической работе, ведущейся с детьми разных возрастов, имеющими речевые нарушения, используются нетрадиционные методы коррекции, показавшие свою значительную эффективность в применении. Среди таких видов можно выделить сказкотерапию (сказкокоррекцию). Применение сказкотерапии рассматривалось в работах таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и т. д.

Рассмотрение вопросов применения сказкотерапевтического метода в логопсихологии носит теоретическую и практическую значимость. Она определяется тем, что в статье расширяется представление об особенностях применения данного метода и его влияния на высшие психические функции младших школьников и детей подросткового возраста.

В основе данного направления лежит психокоррекция средствами литературного произведения, т. е. сказки.

Сказкотерапия – один из методов коррекционной работы с детьми, использующий сказочную форму для психологического воздействия на недостатки психического развития ребенка с целью исправления неправильно сформированных функций, позитивного изменения поведения, развития самосознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [3].

С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Через них передавали и закрепляли младшим поколениям нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Сказка отличается собирательностью образов и образностью языка, является кладезью жизненного опыта и традиций, как отмечает в своих работах Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.

Через сказку ребенок учится понимать основные законы мира, а живой и выразительный ее язык наполнен меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Благодаря своей образности, сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни ребенка, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Благодаря многогранности смыслов, одно и то же сказочное произведение может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы [1].

Все сказки можно разделить на: традиционные (бытовые, сказки-басни, сказки-загадки, сказки о животных, притчи, мифологические сюжеты, волшебные сказки) и авторские. Все они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность.

Среди основных коррекционных функций сказок специалисты выделяют психологическую (подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям), символического реагирования, принятия в символической форме своей физической активности.

Возможности сказкотерапии в логопсихологии уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на разнообразные психические процессы ребенка. Кроме того, сказка активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память; способствует становлению речевой культуры; развивает основные языковые функции. В сказкокоррекционном процессе на данный момент используется пять видов сказок, художественные, психотерапевтические, медитативные, дидактические, психокоррекционные.

Привлекательность сказкотерапии для специалистов, работающих в области логопсихологии, можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью: каждая сказка информативна, безгранична, феерична, эмоциональна и мудра. Большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей и родителей.

Сказкотерапия многопланова, поэтому ее можно разделить на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи: интерпретация сказок, рассказывание, сочинение, переписывание, постановка сказок, сказочная куклотерапия и рисование, медитации на сказку. Отмечается, что данные приемы позволяют развивать не только речевые функции, но и внутреннюю слухо-речевую память, внимание, мышление, умение слушать и совершенствовать навыки изобразительного творчества. Прием рассказывания сказок помогает развивать фантазию, воображение, способность к децентрированию. Примерно тем же коррекционным эффектом обладает применение такого приема, как сочинение сказок. Данные методы помогают развивать коммуникативную функцию речи [2].

По методике Т.В. Вохмяниной, групповая сказкокоррекция делится на несколько занятий, куда в структуру каждого занятия обязательно включают повторение прошлого опыта (дети вместе с педагогом вспоминают то, что делали в прошлый раз, какие выводы приобрели). В ход занятия должны включаться небольшие по продолжительности игры на сплочение, упражнения на выражение эмоций и отдельных черт характера, пальчиковая гимнастика, релаксация. Необходимо также включать ритуал «входа» в сказку и «выхода» из нее.

В условиях лагерной смены мною были проведены экспериментальные занятия с группой детей младшего школьного возраста, направленные на изучение и коррекцию внимания, памяти, воображения и мышления посредством сказкотерапии. Кроме того, с использованием авторских сказок проводились занятия с подростками по профилактике вредных привычек.

Отмечено, что занятия подобного рода помогали не только осуществлению коррекции, но и созданию атмосферы доверия, раскрытию творческого потенциала, сплочению коллектива. Рассмотрим подробнее результаты экспериментов.

В первом комплексе занятий, разработанном с учетом сказкотерапевтических принципов, принимали участие 27 детей младшего школьного возраста. Весь комплекс «Путешествия по миру сказок» рассчитывался на проведение занятий три раза в неделю, которые были направлены на развитие и коррекцию аффективной и познавательной сфер. На первом занятии осуществлялось первичное знакомство детей друг с другом, проводился ритуал «входа в Сказочную страну» посредством рассказа детям легенды и прохождения нескольких игровых заданий. Кроме того, здесь осуществлялась подготовка к последующим занятиям, ребятам рассказывалось, какие испытания их ждут, с кем им предстоит встретиться, что сделать. Задачей второго занятия являлось сплочение детского коллектива. Вместе с главной героиней сказки «Снежная королева» детям предлагалось пройти ряд испытаний, которые представляла полоса препятствий «Веревочного курса». Такие упражнения, как «Тонущий корабль», «Карета», «Слепой крот», «Сложная путаница», «Счет вслепую», «Атомы-молекулы» и т.д., нравятся детям любых возрастов. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, учат доверять друг другу, а также находить новые эффективные модели поведения.

Задачами последующих занятий являлось развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также их свойств. Каждое новое занятие дети совершали путешествие по сказкам вместе с Буратино и его друзьями, Белоснежкой и семью гномами, попадали в «Страну невыученных уроков» вместе с Витей Перестукиным и котом Кузькой. Каждое занятие было насыщено разными играми и упражнениями (своего рода «испытаниями», которые детям было необходимо преодолеть), кроме того, в ход занятий вводились элементы по групповому пересказу сказки и анализу сюжета. Так основной целью анализа сказок являлось осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка? Кто из героев больше всего понравился и почему? Почему герой совершил те или иные поступки? Что бы произошло с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?» и т.д.

Отдельного внимания заслуживают занятия, которые были направлены на развитие воображения и коррекцию аффективной сферы. Этой теме отводилось три встречи, основными задачами которых являлось развитие творческого воображения и оригинальности мышления, стабилизация психических процессов и снятие эмоционального напряжения, выработка механизмов саморегуляции, развитие умения выражать свои чувства. Занятия проводились по мотивам сказки Л. Кэррола «Алиса в стране Чудес», в ходе которых детям предлагалось решить несколько головоломок и практических задач, направленных на развитие, в частности, творческого воображения. Применялся прием группового придумывания сказки, ее рисования и дальнейшей постановки. Для снятия эмоционального напряжения и расслабления в ходе каждого занятия использовались авторские сказки, предусматривающие приемы медитации на ее содержание. Опыт показывает, что младшим школьникам нравятся динамические медитации. Отдельные элементы занятия включали в себя знакомство с миром эмоций с последующим использованием упражнений на их выражение и пути устранения агрессии.

Заключительное занятие было посвящено рефлексии: обсуждались плюсы и минусы проделанной работы, каждому ребенку предоставлялось слово о своих впечатлениях, которые он смог получить, путешествуя по сказкам. Итоговой частью служил ритуал «выхода» из сказки.

Во втором комплексе занятий, проводимом с детьми подросткового возраста, принимали участие 24 человека. Комплекс рассчитывался на проведение десяти последовательных занятий, направленных на развитие воображения, умений саморегуляции, снятие агрессии, профилактику вредных привычек.

Задачами первых двух встреч так же, как и в первом случае, были первичное знакомство детей, вход в игровую ситуацию, сплочение подросткового коллектива. Для проведения занятий была выбрана интересующая современных подростков пиратская тематика. Каждое новое занятие представляло собой встречу с определенными персонажами, которым была необходима «помощь». К примеру, вторая встреча представляла собой испытания, проводимые с детьми по типу игры «Зарница», рассчитанной на прохождение определенной полосы препятствий и выполнению творческих командных заданий. В конце каждого испытания подросткам вручался кусок «пиратской» карты, которую было необходимо собрать к концу всей смены. Каждый новый кусок служил подсказкой, был определенным стимулом и кодом для права участия в следующем занятии. Введение данного условия вызывало у детей мотивацию к прохождению всех упражнений и игр, развивало дух командного соревнования.

Три следующих занятия были проведены в виде тренинга, включающего как сказочный элемент, так и творческую составляющую. В конце каждой встречи использовался прием медитации на сказочный сюжет. Основной целью занятий было снятие агрессии, выработка умений адекватного выхода из конфликтной ситуации, создание мотивации на принятие других, осознание своих границ и границ другого человека, выработку умения рефлексии своих действий.

Дальнейшие занятия были направлены на профилактику вредных привычек подросткового возраста, стимуляцию выбора здорового образа жизни. Одним из основных направлений данного блока являлось применение приема прослушивания авторских сказок, групповое обсуждение и выполнение упражнений, связанных с возникающими трудностями у сказочных героев.

Последующий блок занятий рассматривал цель: развитие творческого воображения подростков путем группового придумывания и инсценировки сказочного сюжета. Данные занятия были направлены на развитие творческого воображения и мышления детей подросткового возраста.

Последнее занятие включало в себя элемент рефлексии, ритуал «выхода» из сказки. Отмечалось, что введение определенного тематического сюжета в игровую составляющую вызывал у подростков особый интерес, позитивные эмоции, желание и стремление преодолевать трудности, помогая окружающим.

Отметим, что в ходе проделанной работы, как с первой, так и со второй группой детей, поставленные задачи, направленные на сплочение детского коллектива, развитие познавательных психических процессов, творческого потенциала, стимулирования самовыражения, развития умения с помощью выразительных средств отражать свои чувства, профилактику агрессии и вредных привычек, были решены. Анализ группы школьников в начале и конце лагерной смены показал положительные результаты, отражающие динамику саморазвития детей. Результатом явилось формирование целого ряда качеств, куда можно отнести автономность (выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды), активность (предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров), социальную компетентность, состоящую из нескольких компонентов:

а) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействия с другими детьми;

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).

Использованные в ходе работы сказки побуждали детей и подростков сопереживать персонажам, в результате чего у них появлялись новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, обогащался эмоциональный опыт.

Применив методику сказкотерапии в работе с агрессивными подростками, было отмечено, что у детей появилась способность рефлектировать свои чувства, улучшились контакты с другими подростками и взрослыми, сформировалось чувство эмпатии.

Делая вывод, отметим, что использование методов сказкотерапии в области логопсихологии способствует развитию коммуникативной функции речи, повышает речевую активность детей, имеющих речевые нарушения, развивает связную речь, а также такие психические процессы, как воображение, внимание, память и мышление. Через коррекцию происходит становление ребенка как языковой личности, обладающей самостоятельностью, произвольностью, эмоциональностью и активностью. Через регулярное проведение сказкотерапии (сказкокоррекции) у детей формируется доброжелательное поведение, навыки управления собственными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения, дети учатся делиться своими переживаниями, размышлять, развивать чувство сопереживания, групповой сплоченности.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. Спб. : Златоуст, 1998. 348 с.

  2. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии/ Н. А. Сакович. СПб. : Речь, 2004. 224 с.

  3. Скотарева Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е. М. Скотарева. Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. 72 с.

Просмотров работы: 2182