В современном образовании происходят два глобальных процесса - это процессы диверсификации и интернационализации образования. Большое значение в вопросах интернациональности образовательного пространства имеет полиязычное образование - формирование конкурентоспособного специалиста, знающего не только свой родной казахский язык, но и владеющего русским, как языком межнационального общения, и английским как мировым языком.
Встречаясь с молодежью, наш президент постоянно говорит о том, что "русский язык нам всем надо знать… И детям надо это на носу зарубить, потому что казахи через русский язык вышли на мировую культуру. И потом, у нас многолетняя совместная жизнь здесь".
Русский язык является одним из шести языков Организации Объединенных Наций. "На каком языке я выступал бы с трибуны ООН, если бы не русский язык? Нельзя терять богатство, которое ты имеешь. А чем больше человек языков знает, тем культурнее он становится", - резюмировал Назарбаев.
Как сообщалось, в 2012 году в казахстанских школах стартовал эксперимент по обучению детей английскому языку, начиная со второго класса. "Это не праздный вопрос. Нам, детям нашим надо знать английский язык. Сейчас в любую школу прихожу, все дети говорят на трех языках. Это правильный подход", - признаёт Назарбаев.
В принятой в 2013 г. КОНЦЕПЦИИ инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года красной нитью проходит мысль о необходимости языковой подготовки специалиста новой формации, способного к общению с зарубежными партнёрами. Целью Концепции является содействие вхождению Казахстана в число 30-ти конкурентоспособных стран мира на основе развития новых технологий и услуг. Для решения этих глобальных проблем будет разработан и принят комплекс мер, которые будут успешно реализованы только полиязычным специалистом. Это меры по привлечению ученых и менеджеров с мировым именем, публикации отчетов, статей в международных изданиях. Знание иностранного языка необходимо для ведения переговоров на тему выбора партнеров, а также для привлечения правильного типа инновационных проектов. Без знания иностранных языков не представляется возможным решение глобальных проблем человечества, в том числе вопросы социальной безопасности и стабильности. Важно научиться сосуществованию культур и религий и быть приверженным диалогу культур и цивилизаций.
Какие задачи языковой подготовки ставит Концепция инновационного развития Казахстана до 2020-го года перед образованием?
« Главным критерием конкурентоспособности образования должны стать формирование национальной системы компетенций и повышение престижа казахстанского высшего образования на международном рынке образовательных услуг.
Учитывая критическую ситуацию с обеспечением кадров, следует отказаться от деликатных подходов в реструктуризации государственного образовательного заказа. Необходимо сосредоточить ресурсы на покрытии потребностей в инженерных и технических кадрах, обладающих соответствующими компетенциями международного уровня, включая языковые.
Важно принять комплекс мер по привлечению научных талантов из-за рубежа и стимулированию возвращения ученых-соотечественников из-за рубежа. Т.о., чтобы реализовать вхождение Казахстана в число 30-ти конкурентоспособных стран мира, необходима полиязыковая подготовка студентов.
В заключении еще одна очень важная и самая свежая информация.
На состоявшемся недавно юбилейном форуме болашаковцев, Н.А. Назарбаев в очередной раз остановился на вопросах триединства языков.
Знание казахского языка необходимо любому гражданину Казахстан. Без знания государственного языка он не будет востребован на родине, какое бы образование он не получил.
Знание русского языка необходимо как языка ближайшей страны-соседа, как языка, приобщающего к мировой культуре и литературе, как одного из языков ООН.
Без знания английского языка невозможно занять достойное место в мировом рейтинге стран.