ТРУДНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМА-РЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРУДНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМА-РЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе сделана попытка описать функционирование текстообразующих средств на материале научного текста. Текстообразующие средства разнообразны и неоднородны, относятся к разным уровням языковой системы. Несмотря на всю свою разнородность, они взаимодействуют в речи и способствуют созданию цельного текста.

Смысловое деление текста обусловлено развитием мысли от данной информации к новой. Предложение в составе ССЦ текста в коммуникативном плане связано с предшествующим, оформляя высказывание от известного (т.е. ранее упомянутого) - к новому, от исходного - к искомому.

Новое - информативный центр предложений - содержит основное сообщение, выделяется логическим ударением и в спокойной монологической речи обычно находится в конце предложения.

Компоненты высказывания – тема (Т) и рема (R), при этом: тема – известное, данное, исходное; рема (от греч. rhema) - новое, искомое. Рема- то новое, что содержится в данной теме.

Закон соотношения новой и известной информации действует на всех ступенях иерархии текста. Тема-рематические отношения действуют не только на сверхфразовом, но и на предложенческом уровне. Развитие структурных особенностей текста связано с тем, что на структурном уровне последующие единицы текста соотносятся с предыдущими и зависят от них.

Рема определяет характер содержания текста. Г.А. Золотова вводит понятие рематической доминанты текстового фрагмента и указывает на то, что «рема имеет двойную функциональную направленность: внутри предложения она противопоставлена теме, соединяя исходную и новую, коммуникативно значимую информацию в коммуникативном акте; за рамками предложения рема данного предложения вступает в смысловые отношения с ремами соседних предложений, создавая рематическую доминанту текстового фрагмента, сигнализирующую его семантическую общность и способствующую членению текста» [2, с.131]. Рема определяет содержание целого фрагмента текста.

Тема соотносится с содержанием и является предметом речи. В рамках сигнификативного подхода тема трактуется как смысловое ядро текста, его обобщенное содержание [3]. С точки зрения средств выражения, тема – это совокупность слов, наиболее часто повторяющих определенный смысл и «организованных подобно тезаурусу» [4].

При рассмотрении тема-рематического строения текста исходят из коммуникативной структуры предложения. Если сверхфразовое единство можно рассматривать как сочетание двух смысловых центров, находящихся в тесном единстве: первый смысловой центр обозначает то, о чем говорится в сочетании высказываний, второй смысловой центр обозначает то, что об этом говорится, то предложение - сочетание двух смысловых центров, находящихся в тесном единстве: первый смысловой центр обозначает то, о чем говорится в высказывании – ТЕМУ (предмет речи), второй смысловой центр обозначает то, что об этом говорится – РЕМУ (содержание речи).

Тема определяется по следующим параметрам:

  1. Это – предмет речи

  2. Она выделяется логическим ударением

  3. Она определяется порядком слов в предложении, как правило, в начале.

Рассмотрим процесс выделения темы и ремы на примере текста «Зоология как наука».

Зоология – наука о животных, об их разнообразии, строении, поведении, размножении, развитии, происхождении, а также о значении их в природе и жизни человека. Слово зоология происходит от двух греческих слов: зоо – животное и логос – слово, учение, наука.

Животные, как и растения – живые организмы. Поэтому между ними есть много общего. И те и другие образованы из сложных органических веществ, белков, жиров, углеводов, имеют клеточное строение. Подобный у них и характер многих жизненных процессов. Всё это свидетельствует о родстве растений и животных, о происхождении их от общего предка.

Тема-рематический анализ текста

Т R

  1. Зоология – наука о животных, об их разнообразии, строении, поведении, размножении, развитии, происхождении, а также о значении их в природе и жизни человека.

О чем говорится? О зоологии. Это тема. А что говорится о зооологии? Это рема

Т R

  1. Слово зоология происходит от двух греческих слов: зоо – животное и логос – слово, учение, наука.

О чем говорится? О слове зоология. Это тема. А что говорится о слове зоология? Это рема.

Т

  1. И те и другие, образованные из сложных органических веществ, белков, жиров,

R

углеводов, имеют клеточное строение.

О чем говорится? О тех и других. Это тема. А что говорится о тех и других, образованных…? Что те и другие имеют клеточное строение. Это рема.

Т R

  1. Всё это свидетельствует о родстве растений и животных, о происхождении их от общего предка.

О чем говорится? Обо всём этом. Это тема

При анализе рассмотренных предложений вызвали затруднения в определении темы и ремы 3 случая:

Т R

3. Животные, как и растения – живые организмы.

О чем говорится? О животных. Это тема. А что говорится о животных? Что они как и растения являются живыми организмами. Это рема

Затруднение вызвало: куда отнести фрагмент как и растения. К теме или к реме?

Мы отнесли его к теме по следующим соображениям: Во-первых, нельзя сказать, что в тексте говорится о животных, как и растениях. Правильнее: Животные являются живыми организмами как и растения. Безусловно тяготение этой части предложения к реме, к сказуемому. Во-вторых, т.к. текст о зоологии, то данным, исходным, т.е. темой может быть только слово животные, а не растения.

Т R

4. Поэтому между нИми есть много общего.

О чем говорится? О них (о животных и растениях). Это тема. Можно сказать: Они (имеют много общего). А что говорится о них? Что они имеют много общего. Это рема

Затруднение вызвали 2 момента:

  • конструкция с предлогом между ними, которую мы определили как тему, хотя точнее темой будет местоимение они. Ними – это падежная форма местоимения они, к тому же использованная с предлогом между.

  • Возможно на вопрос о чем говорится в предложении, можно ответить: о многом общем. И определить много общего как тему. Но это не так, потому что логическое ударение (на ними) и порядок слов (между ними – в начале предложения) свидетельствует, что темой является между ними.

Т R

6. ПодОбный у них и характер многих жизненных процессов.

Затруднение вызвало 2 противоречащих друг другу момента:

  • О чем говорится? О них. Это тема. Тем более, что весь текст посвящен им- животным и растениям. И тогда темой будет у них . А что говорится о них? Что и характер многих жизненных процессов у них подобный. Это рема.

  • Слово подобный. Будет оно относиться к теме или к реме? По месту в предложения ( в начале предложения) и логическому ударению оно должно относиться к теме. И тогда темой будет ПодОбный у них

По нашему мнению, скорее всего, второе решение будет правильным, т.к. сочетание слов подобный у них произносится слитно, без паузы, их нельзя разорвать.

Что является темой: у них или подобный?

Решение этого вопроса остается открытым!!!

Научная коммуникация, как известно, характеризуется своими особенностями, а именно стремлением к точности и логичности мысли. В данном стиле явно преобладает функция сообщения, фиксации результатов познания мира. Знание представлено в строго аргументированной форме, особое место уделяется ходу логических рассуждений. Особенности стиля отражаются и на тема-рематической организации научных текстов.

Если рассматривать теоретический материал вузовского учебника, то, как правило, в центре внимания лежит проблемная ситуация, вокруг которой формируются идеи, гипотезы, концепции, рассуждения, аргументация, выводы и которые определяют динамику развертывания научного текста. Одной из задач учебника является сообщение новой информации об определенной области научного знания в логической, аргументированной форме, что отражается на тема-рематической организации. Другая цель, преследуемая говорящим, - добиться понимания, усвоения материала слушателями.

В основном схема имеет древовидный характер, т.е. изложение информации идет от экспликации основной проблемной ситуации либо основных положений предстоящей лекции, а далее происходит последовательное логическое развертывание этих положений, что отражается и на тема-рематической организации текстов.

Следует заметить, что нередко возникают трудности при определении тема-рематической организации текста, так как иногда невозможно сказать однозначно, что составляет тематический или рематический элемент сверхфразового единства, а порой размыты и сами границы сверхфразового единства.

Тема-рематическая организация любых текстов зависит от жанра, стиля и композиционных особенностей текста.

Использованная литература

Использованная литература

  1. Даркулова К.Н., Мусантаева М.А. Русский язык: Научный стиль. Текст. Лексические и грамматические особенности научного стиля./Учебное пособие. Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова 2010.- 192 с. с приложениями.

  2. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. – М.: «Наука», 1979. – С. 113 – 134.

  3. Москальская О.И. Текст как лингвистическое понятие // ИЯШ. – 1978. - №3. – С. 9 – 17.

  4. Смит Дж.Б. Тематическая структура и тематическая сложность // Новое в заруб. лингвистике. – Вып. 9: Лингвостилистика. – М.: «Прогресс», 1980. – С. 333 – 356.

  5. Средства связи предложений в тексте. http://www.tutoronline.ru/blog/jan_2012/sredstva-svjazi-predlozhenij-v-tekste.aspx

Просмотров работы: 7501