Тема – это совокупность слов, наиболее часто повторяющих определенный смысл и имеющих полевую соотнесенность (тематическое поле). Текстообразующая категория темы имеет полевой характер, то есть слова, обозначающие в тексте конкретную тему, входят в одну языковую область на основании либо тождества и сходства, либо смежности своих значений.
Предполагается, что наиболее существенным для смысла целого текста являются повторяющиеся в нем значения, составляющие его тематическую основу. Эти значения могут быть выражены «повторами слов, повторами сем или повторами тем» [1, с. 7]. Значимость же повтора состоит в том, чтобы осуществлять взаимосвязь элементов в структуре целого.
Тема текста формируется на основании более частных тематических объединений. Тематическая цепочка – текстообразующее средство высшего порядка, ее функционирование следует рассматривать с точки зрения целого текста.Тематическая цепочка – это набор обозначений некоторого предмета речи, представленный на некотором протяжении текста [2]. Главная тематическая цепочка определяет основную тематическую линию всего текста, тогда как второстепенные отвечают за раскрытие подтем – микротем.
Таким образом, тема, являясь понятийным ядром, семантически организует вокруг себя все сообщение и позволяет представить текст как целое.
Как правило, автор прямо формулирует свой замысел в начале текста. Речевой замысел, стратегические намерения говорящего, можно соотнести с темой целого текста. Тактические же цели реализуются в подтемах, которые являются составляющими основной темы текста и раскрывают ее с разных аспектов.
Рассмотрим текстообразующую роль категории темы на примере текста
Алматы или Алма-Ата?До сих пор идут споры о правильности того или иного названия. Название Алматы существует уже, по крайней мере,семь столетий (исходя из самого раннего письменного источника – чагатайской монеты 13 века).
Алматы – что это значит? «Алма» переводится с казахского как «яблоко». Суффикс -ты обозначает принадлежность к именам прилагательным в казахском языке и часто встречается в казахских топонимах, например/, в Казахстане есть речки Кайракты , Ащытасты, Буланты/, Мойынты, Булдырты; горы Буркитты, Бакты ; озеро Балыкты и населенные пункты Актасты , Бакбакты, Камысты. Алматы – «Яблоневое» – был назван в честь яблок, которые растут в этих местах/ с древних времен.
Алма-Ата произошло от настоящего Алматы, а слово «Ата» (дед) прибавили по аналогии с г. Аулие-Ата (совр. Тараз). Утверждения, что Алма-Ата, якобы, значит «Отец яблок» или «Яблочный дед» не верны, в таком случае, правильны были бы словосочетания «Алмалы Ата», «Алма Атасы» или «Алманын Атасы».
В середине XX века в русском языке город продолжал именоваться Алма-Ата, в казахском языке он официально вернул себе название Алматы. И на протяжении полувека у города было двойное имя, оба казахских, но одно из которых было неправильным. В начале 90-х советское название «Алма-Ата» поменяли на правильное и историческое название «Алматы».
Анализируя текстовый материал, мы прежде всего выявляли основную тему текста и ее подтемы- микротемы, меняющиеся от одного сверхфразового единства (абзаца) к другому. Тема текста чаще всего формулируется в начале текста и является своеобразным импульсом дальнейшего развития текста
Рассмотрим схему текста, в которой цифры обозначают номер тематической цепочки: 1 – главная тематическая цепочка; 2,3, 4, 5– второстепенные тематические цепочки.
Микротемы:
Споры по поводу наименования города
Алматы – значит «Яблоневое»
Двойное имя города: Алматы-Алма-Ата
Правильное название города
Тематическое поле – названия города Алматы (Алма-Ата).
Тематическая цепочка: Споры по поводу наименования города- Алматы – значит «Яблоневое»- Двойное имя города: Алматы-Алма-Ата- Правильное название города
Таким образом, развитие темы происходит постоянно на протяжении всего текста с вовлечением все большего количества номинаций нескольких тематических цепочек. Такая сложная конфигурация тематической цепочки объясняется информативностью текста, введением новых понятий или рассмотрением множества аспектов одной или нескольких проблем.
Следует отметить, что предложенная схема развития темы является типичной.
Характерной особенностью текста является наличие множественных дополнительных цепочек. Древовидная структура такого текста отражается и в строении тематической цепочки. Так же, как и крона дерева, количество ветвей на которой увеличивается с высотой дерева, разрастается и тематическая цепочка. Причем, возрастает не только количество номинаций одной тематической цепочки, но и число самих цепочек. Наряду с основной тематической цепочкой (стволом) возникают второстепенные цепочки (ветви), которые являются составляющими основной цепочки.
Из проведенного нами исследования очевидна огромная роль различных видов связи предложений в тексте: повторов, синонимических замен и т.п. Однако эта проблема - роль средств связи в определении микротем текста – тема нашего дальнейшего исследования.
Использованная литература
Арнольд И.В. Тематические слова художественного текста // Иностранные языки в школе. - 1971. - №2. – С. 6 – 12.
Гак В.Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование // Вопросы французской филологии: Сб. трудов. – М., 1972. – С. 123 – 136.
Даркулова К.Н., Мусантаева М.А. Русский язык: Научный стиль. Текст. Лексические и грамматические особенности научного стиля./Учебное пособие. Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова 2010.- 192 с. с приложениями.