РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Скидан В.В. 1, Руднева О.С. 1
1ГОУ ВПО НГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий. Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям. Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения.

Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное овладение речью. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО словарный запас двадцати месячной девочки в два раза больше, чем у мальчика того же возраста [3]. Следовательно, у девочек больше словарный запас, а также накапливается более богатый речевой опыт.

Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций. К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее. Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше. До семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков по данным В.Н. Дружинина [4]. У девочек лучше развит вербальный интеллект и раньше формируется речь. У мальчиков более развиты особенности связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.

Процесс усвоения речи у девочек начинается раньше в среднем на два месяца. Активно говорить девочки начинают в год и восемь месяцев, мальчики на два месяца позже, обычно после года и десяти месяцев, такие различия объясняются накоплением большого количества глаголов в активном словаре у девочек. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками.

Также большое значение в развитии речи имеет формирование полушарий головного мозга. В наше время быстро развивается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. У истоков этого направления стояли П. Брок, Р. Сперри. Согласно этому направлению биологические и генетические факторы, закладывающиеся еще до рождения ребенка, заключают в себе индивидуальные особенности функционирования межполушарной асимметрии мозга [8]. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман утверждают мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает иначе. Мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушарие у мальчиков тоньше. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушария избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи. Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность [5].

Следовательно, девочки в семь лет в большей степени готовы к обучению, чем мальчики, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам. Это объясняется различиями в способах усвоения и переработки информации, познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпах развития внимания; типов адаптивных реакций организма; типах эмоциональной активности при формировании позитивной и негативной оценки своих поступков и их качества результатов.

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются в следующем:

1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается.

2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.

3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.

4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.

5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.

6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.

7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное.

8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.

9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми.

10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.

11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.

12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление [6].

При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме.

Отставание при развитии речи не имеет клинического значения, так «поздноговорящие дети» обычно в дальнейшем развиваются абсолютно нормально, без патологий, такие проявления более характерны для мальчиков. Дети со специфическими нарушениями развития языка и речи имеют затруднения и в дошкольном возрасте, однако большая часть к школе достигает нормального уровня развития речи [3].

Девочки в большей степени способны выучить со взрослым простые высказывания из трех слов без глагола, но они не умеют в дальнейшем преобразовывать эти сочетания в более развернутые предложения.

Для появления и развития речи важно общение матери с ребенком, ребенок быстрее заговорит, если с ним терпеливо и настойчиво повторять слога и слова. У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения. У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковый компонент [7].

Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную.

Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Именно поэтому родители считают девочек более сговорчивыми. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.

Как отдельный пласт целесообразно рассмотреть коммуникативную сферу подростков. Спонтанное речевое поведение девочек отличается большей эмоциональностью, непроизвольными вскриками, возгласами. Например, в процессе просмотра телепередач и кинофильмов девочки чаще комментируют происходящее, чем мальчики-подростки, издают различные звуки и возгласы. Такое различие объясняется большей эмоциональностью девочек, коммуникабельностью, им наиболее присуще желание поделиться своими переживаниями, мыслями, происходящим. Гендерные различия практически не наблюдаются в общении с матерью, эгоцентрической речи, вербальных способностях, а также в младенческих вокализациях [2].

В подростковом возрасте в речевых способностях различий нет, так девочки и мальчики одинаково обладают лингвистическими способностями, правильностью произношения звуков, объему словарного запаса, кодированию и декодированию речи. В подростковом возрасте мальчики по некоторым параметрам могут опережать девочек, например быстрее понимать и читать, могут иметь больший словарный запас. Девочки подросткового возраста легче понимают аудиозаписи; речь богаче эпитетами, дополнениями; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов.

В подростковом возрасте темой разговоров мальчиков обычно становится деньги, здоровье, спорт, безопасность и секс. В сложных ситуациях мальчики быстрее находят решения, им присущи практические советы, четкий план действий.

Девочкам-подросткам интересно обсуждение проблем с разных сторон, нравственно-этическая оценка проблемы, эмпатия. Девочкам интересно разговаривать об успехах, неудачах, взаимоотношениях и проблемах в семье, в разговорах обильно используются жесты, мимика. Наибольшее значение для девочек играют темы связанные с личной привлекательностью, взаимоотношения с мальчиками, эмоциональное состояние, личная привлекательность, так же интересует межличностное общение с мальчиками.

Девочки лучше мальчиков воспринимают и понимают невербальные сигналы: мимика и эмоции лица. В понимании жестов, позы и тона голоса у девочек нет превосходства. При наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации.

Мальчики для общения с противоположным полом чаще выбирают сверстниц, девочкам же интересно общаться со старшими мальчиками и наименее им интересны мальчики моложе их[2].

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, можно сказать, что проблема развития речи у мальчиков и девочек достаточно актуальна. В процессе воспитания и обучения особенностям развития речи мальчиков и девочек уделяется недостаточное внимание. Знание гендерных особенностях развития речи позволяется правильно распределять нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.

Список использованных источников

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. –С. 400.

2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В.Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – С.431.

3. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед, 2007. – №3. – С.26-32.

4.Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. – М.: Наука, 1994. – С. 127-130.

5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихология учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – С.184.

6. Сиротюк А.Л. Актуальность гендерной дифференциации обучения // Народное образование. – 2003. – №4. – С. 283-290.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981. – С. 21-23.

8.Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.

Просмотров работы: 3280