ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА»

Салихова А.С. 1, Мирзоева М.М. 2
1Дагестанский государственный педагогический университет
2Дагестанский государственный педагогический универсистет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исходя из того, что профессиональная компетентность педагога профессионального обучения в дизайне предполагает владение необходимой суммой специальных знаний, умений в сочетании с личными качествами, а так же их эффективное использование в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач, необходимо учитывать профессионально значимые способности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в области дизайна. Основой овладения профессией педагога профессионального обучения в области дизайна является творческий потенциал личности, который отражается в качествах, приобретаемых и проявляемых как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности. Здесь важное место занимают интеллектуальные, креативные, художественные, проектные, эмоционально-чувственные способности человека, позволяющие профессионально развитые память и внимание; абстрактно-логическое мышление; творческое мышление и воображение; объемно-пространственное мышление и воображение; самоорганизацию, самоконтроль[1].

Сообразно многоаспектной направленности художественной и проектно-творческой деятельности педагога профессионального обучения дизайна в содержание обучения должно входить:

•осознание социальной значимости и профессиональной ответственности дизайнерской деятельности;

•знание основных законов и закономерностей развития науки, техники, культуры, искусства;

•владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства, проектной графики, компьютерными технологиями;

•наличие опыта реализации художественно-проектного замысла в практической деятельности.

Художественно-проектную компетенцию будущего педагога профессионального обучения в области дизайна мы отнесли к профессиональным (специальным) компетенциям. Овладение общекультурными (универсальными, базовыми) компетенциями обеспечивается обучением общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а профессиональными (общепрофессиональными и специальными) – при изучении общепрофессиональных дисциплин и дисциплин отраслевой подготовки, которые включают дисциплины специализации, формирующие знания, умения и личностные качества психолого-педагогической и художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения дизайна. При этом ХПК специалиста формируется в творческом процессе проектирования объектов дизайна «во взаимодействии искусства, науки и техники».

Одна из специальных дисциплин изучаемых по специалитету дизайн костюма является художественное проектирование костюма.

Для обоснования третьей главы «Технология формирования специальных компетенций при освоении дисциплины «проектирование костюма», мы изучили программу предмета художественное проектирование костюма, специальности дизайн ДГПУ ИПИ и в соответствии с программой выявили специальные компетенции, формируемые в процессе изучения данного предмета, внесенные коррективы предлагаем внести учебный план («СК-1»; «СК-2»; «СК-6»; «СК-8»; «СК-9»; «СК-11»;).

СК-1 – способен к творческому самовыражению и обоснованию принятия конкретного художественно-технического решения при проектировании изделий.

Формулировка компетенции предполагает:

  • знание теоретических основ, основные положения и современные методы дизайн-проектирования;

- практическую направленность дисциплин профессионального цикла, формирующую навыки творческой деятельности;

  • умение находить конкретное художественно-техническое решение костюма в соответствии с проектным образом;

  • содержательные личностные компоненты компетентности дизайнера, как критичность мышления, способность к анализу, потребность в самосовершенствовании и т.п.

СК-1 формируется следующими темами предмета «Проектирование костюма»:

- задачи и цели современного проектирования одежды

- стили современной одежды

- проектирование ансамбля и комплекта

- проектирование коллекции

- проектирование промышленной массовой коллекции

- методы проектирования костюма.

СК-2 – способен к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических и других параметров.

Формулировка компетенции предполагает:

-Владение методами и принципами проектирования объекта (костюма) и ситуации, отражающих специфику костюмного явления путем его композиционного, стилистического, конструктивно-технологического анализа;

Владение методами конструктивного моделирования одежды на базовой конструкции изделия по творческим эскизам;

Умение использовать навыки технологии изготовления различных видов плечевой и поясной одежды и факторов, формирующих качества на протяжении всех звеньев технологической цепочки;

СК-2 формируется следующими темами предмета «Проектирование костюма»:

- основные этапы проектирования одежды

- классификация современной одежды

- стили современной одежды

- мода – видоизменение форм костюма

- проектирование ансамбля и комплекта

- проектирование коллекции

- проектирование промышленной массовой коллекции

- способы производства одежды

СК-6 – готов анализировать различные творческие источники и использовать их для создания образно-выразительных костюмных форм.

Формулировка компетенции предполагает:

знание научных методов познания произведения искусства;

владение профессиональной терминологией дизайна;

формирование композиционного мышления и понимание закономерностей формообразования

СК-6 формируется следующими темами предмета «Проектирование костюма»:

- стили современной одежды

- проектирование ансамбля и комплекта

- проектирование промышленной коллекции

СК-8 - Владеет современными приемами эскизной графики с использованием компьютерных программ.

Содержательной компонентой компетенции СК-8 является:

-знание эскизной графики;

  • знание компьютерных программ для применения их в своей профессиональной деятельности

  • умение работы на ПК.

СК-8 формируется следующими темами предмета «Проектирование костюма»:

- проектирование коллекции

- стили современной одежды

- проектирование ансамбля и комплекта

- мода – видоизменение форм костюма

СК-9 - владеет основными закономерностями развития теоретических, исторических, творческих и культурных аспектов дизайна.

Формулировка коптенции предполагает:

-знания основных понятий и профессиональную терминологию дизайна;

-знания истории ремесленного производства и художественно конструкторской деятельности в Росси и не только;

-знания особенностей развития материальной и художественной культуры, знания истории развития художественных стилей, природных и социально экономических условий страны и эпохи, особенностей культуры и искусства рассматриваемой эпохи и страны;

-освоение основных закономерностей развития материальной и художественной культуры в рамках социального развития общества.

СК-9 формируется следующими темами предмета «Проектирование костюма»:

- задачи и цели современного проектирования одежды

- основные этапы проектирования одежды

- стили современной одежды

- мода – видоизменение форм костюма

СК-11 – умение выполнить рисунок фигуры человека в костюме с натуры и по представлению.

Мы предлагаем измененный вариант развертки СК-11:

Формулировка компетенции предполагает:

- знания основ пластической анатомии и формообразования;

- владение художественно-графическими навыками;

- развитие образного мышления

- знание основ эскизной графики.

СК-11 формируется следующими темами предмета «Проектирование костюма»:

- проектирование ансамбля и комплекта

- проектирование коллекции

-проектирование промышленной массовой коллекции

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Методы обучения – это последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания - это:

1) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

2) практические (упражнение, тренировка, самоуправление);

3) наглядные (иллюстрирование, показ, предъявление материала).

По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых методы обучения делятся на:

1) объяснительно-иллюстративный – осуществляется в форме лекции, рассказа, демонстрации опытов и др. Деятельность ученика направлена на получение информации, в результате формируются «знания-знакомства»;

2) репродуктивный – преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ученик самостоятельно, активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы и т. д.; в результате формируются «знания-копии»;

3) метод проблемного изложения – используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем изложить материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, затем, раскрывает систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты становятся свидетелями и соучастниками научного поиска;

4) частично-поисковый, или эвристический – заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;

5) исследовательский, после анализа материала, постановки проблем, обучаемые самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и т. д.

«Метод и методика в дизайне - упорядоченное достижение проектной цели, решение поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задачи, последовательность приемов или операций, необходимых для получения желаемого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности[2]. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели. ... Особенностью метода и методологии в дизайне является направленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это значит, что метод и методика дизайнера должны содержать элементы, сочетающие в себе возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы»[3].

Методы проектирования:

Методы аналогии

Методы ассоциации

Методы неологии

Эвристические методы

Метод итераций (последовательного приближения)

Метод декомпозиции

Метод контрольных вопросов

Метод мозговой атаки (штурма)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Метод морфологического анализа

Функционально-стоимостной анализ

Методы конструирования

Экспериментальные методы

Цели и виды экспериментальных методов

Планирование эксперимента

Машинный эксперимент

Мысленный эксперимент

Формализованные методы

Методы поиска вариантов решений

Методы автоматизации процедур проектирования

Методы оптимального проектирования

Творческие методы проектирования: аналогии, ассоциации, неологии, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.

Аналогия – метод решения поставленной задачи, в процессе которого используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т.п.). Таким образом, аналогия становится творческим источником. Изменение творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи – суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не принтер, а способ печати, не чайник, а способ кипячения воды, не проигрыватель, а способ воспроизведения звука[2].

Ассоциации – метод формирования идеи. Творческое воображение обращается идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную “боевую готовность” – одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования.

Неология – метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

Эвристическое комбинирование – метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно интересные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Например, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием[4].

Антропотехника – метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомним, как сейчас водители открывают машину – нажатием одной кнопки на брелке. Все это – антропотехника.

Использование передовых технологий вряд ли нуждается в комментариях.

Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, “мозговая атака”, “мозговая осада”, карикатура, бионический метод.

Инверсия – метод проектирования “от противного”. Это кажущаяся абсурдная перестановка – “переворот”. Такой подход к проектированию основан для развития гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т.п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смешение видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожиданных местах.

Мозговая атака – коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник “атаки” по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются[2].

Мозговая осада – это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название “осада”.

Карикатура – метод доведения придуманного образа дизайна до гротескного, абсурдного; способствует нахождению нового неожиданного решения, развитию творческого воображения. Этот метод, создания гротескного образа широко используется в современном эскизе.

Бионический метод - заключается в анализе определенных объектов бионики. Например, механика работы крыльев у насекомых может дать свежие идеи для решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или трансформацией деталей. Свечение некоторых насекомых помогло разработать идею обуви и одежды со встроеными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.

Литература

  1. Аверкин Ю.А. Проблема композиции в изучении фотографии студентами хгф педвуза // «Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы»: МаГУ, 2006

  2. Гусейнов Г. М. Композиция костюма / Г. М. Гусейнов, М.; 2004

  3. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1997

  4. Шимко В.Т. - Архитектурно-дизайнерское проектирование. - М., «Архитектура - С», 2004

 

Просмотров работы: 2856