Каждое предприятие стремится к повышению финансовых результатов своей деятельности, так как значительная часть прибыли расходуется на дальнейшее производство, совершенствование его технологий, выплаты заработной платы рабочим, и относительно небольшая часть выступает в качестве чистой прибыли предприятия.[1] Именно поэтому вопрос о повышении финансовых результатов деятельности имеет важную роль в производственной политике предприятия. На размеры прибыли влияют внешние и внутренние факторы. Рассмотрим факторы, влияющие на прибыль предприятия по рисунку
Рисунок - Внутренняя и внешняя среда предприятия
Существует несколько способов повышения финансовых результатов деятельности предприятия. Рассмотрим самые применяемые в России способы:[2]
1 способ – повышение качества производимой продукции. Данный способ может быть достигнут при помощи внедрения новых технологий производства, использования новых видов сырья и материалов, автоматизации производственного процесса, преобразованию управленческой стратегии производством.
2 способ – увеличение объёмов выпускаемой продукции. Реализация этого способа возможна при помощи улучшения технологий производственного процесса, а так же привлечения дополнительных инвестиций в производство.
3 способ – использование новых видов сырья и материалов. Реализация данного способа подразумевает непосредственное внедрение в производство новых видов сырья и материалов, полученных предприятием от поставщиков.
4 способ – автоматизация производственного процесса. Достигается за счёт замены ручного труда рабочих машинным трудом; участие человека при использовании данного способа сводится к минимуму (рабочий только обеспечивает условия для нормальной работы машины).
5 способ – расширение рынков сбыта. Это поиск новых потребителей на производимую продукцию путём использования рекламы и поиска новых поставщиков.
6 способ – рациональное использование ресурсов. В данном способе подразумевается экономия используемого сырья и материалов при производстве продукции.
На практике редко встречается каждый способ в чистом виде: довольно часто предприятия используют в целях повышения результатов своей финансовой деятельности не один, а сразу несколько способов, что значительно улучшает ситуацию на предприятии. Например, политика внедрения новых видов сырья и материалов часто сопровождается с автоматизацией производства, а повышение качества производимой продукции зачастую сопровождается расширением рынка сбыта. Так же увеличение объёмов производимой продукции нередко связано с рационализацией использования имеющихся ресурсов.
По результатам проведённого исследования названных способов была составлена следующая таблица:
Таблица - Достоинства и недостатки способов повышения финансовых результатов деятельности предприятия.
№ способа |
Название способа. |
Достоинства способа. |
Недостатки способа. |
№1. |
Повышение качества производимой продукции. |
- повышение спроса на продукцию; - повышение прибыли. |
- |
№2. |
Увеличение объёмов выпускаемой продукции. |
- повышение прибыли достигается за счёт увеличения объёмов выпускаемой продукции. |
- эффективен толь ко в случае монополии на рынке (в условиях конкуренции предприятие несёт убытки). |
№3. |
Использование новых видов сырья и материалов. |
- минимизация затрат, связан ных с обработкой сырья; - экономия сырья; - повышение прибыли. |
- возможно увели чение расходов на обработку сырья; - снижение прибы ли предприятия. |
№4. |
Автоматизация производственного процесса. |
- снижение количества ошиб ок производства; - уменьшение затрат на выплату заработной плат ы рабочим. - повышение прибыли. |
- допущение оши бок в производстве, в результате – снижение прибы ли. |
№5. |
Расширение рынков сбыта. |
- повышение спроса на товар; - привлечение дополнительн ых капиталов и инвестиций в производство; - повышение прибыли. |
- возможна ситуа ция, при которой предприятие не сможет обеспечить необходимый объём выпускаем ой продукции; - падение спроса; - уменьшение прибыли. |
№6. |
Рациональное использование ресурсов |
- экономия ресурсов; - минимизация затрат на ресурсы; - повышение объёмов пр оизводимой продукции; - повышение прибыли. |
- |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать ряд выводов:
- многие способы имеют одинаковые положительные стороны: увеличение спроса, повышение качества производимой продукции, минимизация затрат;
- наименее безопасными являются первый и шестой способы, так как они не имеют явных минусов;
- в ситуации монопольного рынка наиболее эффективным является второй способ – увеличение объёмов выпускаемой продукции;
- несмотря на возможные риски, эффективными являются способы использования новых видов сырья и материалов, автоматизации производства, расширения рынка сбыта.
- так как в чистом виде данные способы встречаются крайне редко, то наиболее эффективно взаимодействуют между собой способы: повышение качества производимой продукции и расширение рынка сбыта; рациональное использование ресурсов и увеличение объёмов выпускаемой продукции; использование новых видов сырья и материалов и автоматизация производства; увеличение объёмов выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта.
Каждое предприятие самостоятельно выбирает способы и совокупности способов повышения финансовых результатов своей деятельности, в зависимости от своих производственных и технологических возможностей, размера капитала, скорости достижения желаемых результатов, возможности привлечения в свой производственный процесс дополнительных средств и техники.
Cписок использованных источников:
Яркина Т.В. «Основы экономики предприятия», 2005 год.
Зайцев Н.Л. «Экономика промышленного предприятия», 2008 год.