Понятие Я–концепция появилось в середине XIX века в гуманистической психологии, основатели которой (А. Маслоу, К Роджерс) стремились к целостности «Я» и его личностного самоопределения.
Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А. в отечественной посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я концепции.
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных психическо-личностных механизмов и новобразований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание ребенка [1,с 48].
Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.
Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией.
Я-концепция как структурный элемент психологического облика личности, складывается в общении и деятельности. Это идеальная представленность индивида о себе. Я - концепция возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало другого человека» и так отлаживает, уточняет и корректирует образы своего Я [5, с.797].
Становление индивидуальности личности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, то есть Я-концепции, что проявляется в поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его Я-концепцией. Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система «Я», возникает желание заявить о себе («Я сам!»).
Современные исследования доказали, что сознательное «Я» вырастает в социальном процессе (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова и др.). Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» только во взаимодействии с другими. То и что дают взрослые ребенку, может лечь в основу формирования представления «Я» у ребенка. Дети дошкольного возраста присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, при этом они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.
Теоретический анализ выше указанной проблемы позволил выделить факторы, влияющие на формирование Я-концепции:
- главным институтом социализации для ребенка является его семья;
- близкие взрослые (воспитатель, сверстники).
Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Родители и близкие родственники способом своей жизни, стилем поведения и просто присутствием всего этого осуществляют на младшее поколение формировочное влияние, когда удовлетворяют или не удовлетворяют нужды в безопасности, нежность, уважению, поддержке и т.п. В тех семьях, где преобладает атмосфера взаимоуважения и доверия, ребенок более приспособлен к жизни, независим, у него лучше самооценка.
Авторитетный стиль взаимодействия «родитель-ребенок» дает возможность определить условия для развития положительной самооценки, как одного из компонентов Я-концепции ребенка:
1) безусловное восприятие;
2) уважение, доверие, любовь к своему ребенку;
3) четких и последовательных требований к его поведению.
При соблюдении условий у ребенка формируется положительная самооценка, правильный образ Я, и вообще Я-концепция. У него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.
Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий - родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным.
Оценка близким взрослым (родителем) поступков ребенка также очень важна для формирования у маленького человека потребности быть признанным взрослым, которая служит благоприятной основой для развития положительных черт поведения, закладывающихся в раннем детстве.
На протяжении всего дошкольного детства происходит познание себя ребенком, продолжает складываться его самооценка, повышается осознанность мотивов своего поведения, своего места среди других людей [3,с.186].
Прежде чем оценить себя, ребенок должен научиться видеть в других какое-либо качество, оценивать его, и в этом процессе крайне важна роль взрослого.
Выделенные особенности взаимодействия «родитель-ребенок» на формирование Я-концепции дошкольника, определили направления диагностической работы со старшими дошкольниками: изучение самооценки детей; стиля воспитания в семье; семейных отношений глазами ребенка; представления родителей о своем ребенке.
Наше исследование показало, что 75% детей старшего дошкольного возраста осознают те качества и особенности поведения, которые чаще оцениваются окружающими. Некоторые дети по-разному характеризуют себя дома и в детском саду. Типичные высказывания их дома: «Я помогаю маме», «Я послушанная», «Я убираю свои игрушки», «Я папу в шахматы выигрываю». В детском саду: «Я не дерусь», «Я не шумлю», «Я рисую красиво», «Я с детьми дружу». 50% старших дошкольников выделяют те стороны своего поведения, которые преобладают в разных ситуациях (дома - отношения и общение с близкими, в детском саду - общение со сверстниками, выполнение правил, успехи в деятельности) и которые подчеркиваются взрослыми, 40% детей ориентируются не только на взрослых но и сверстников. 35 % детей исследуемой группы имеют неадекватную самооценку. По результатам анкетирования большинство родителей не имеют представления о содержании понятия Я-концепция. Затрудняются привести примеры положительного или отрицательного влияния на «Я» своего ребенка. В 32% семей преобладает попустительский стиль воспитания, в 38% авторитарный, а в 30 % авторитетный.
Результаты нашего исследования подтвердили значимость влияния взаимодействия «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» старшего дошкольника и необходимость развивать положительные детско-родительские отношения. Для этого мы предлагаем проводить работу с семьей в виде тренингов и консультаций для родителей, где родители и дети принимают непосредственное активное участие.
Мы разработали тренинг «Мой мир», в котором ведется активная работа с родителями и детьми. С одной стороны ведется работа по диагностике уровня сформированности Я-концепции детей, с другой - уровень педагогического потенциала семьи. В тренинг вошли методики, которые помогут расширить педагогический потенциал семьи (народно-прикладное творчество, семейное музыцирование, библиотерапия, арттерапия и др.). Одна из методик - это «Автопортрет семьи», где родители и дети с разных сторон пытаются представить самую лучшую модель семейного взаимоотношения. Важную роль в работе с родителями мы отводим возможностям дистанционных технологий (электронные письма-консультации для родителей, например, «Создание ситуаций успеха для формирования положительной самооценки в условиях семьи», оформление стендов полезной литературой, знакомство с развивающими сайтами для детей и родителей). ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2007.
2. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. - М.: Союз, 2006.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 2009.
4. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.
5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.