Мировой опыт, научные исследования и повседневная практика убедительно показывают, что занятия спортом для инвалидов гораздо важнее, чем для не инвалидов, а их профессиональная, медицинская и социальная реабилитация без этих занятий не может быть достаточно эффективной.
С другой стороны, деятельность по развитию паралимпийского спорта, освещение в средствах массовой информации учебно-тренировочного процесса и соревнований среди инвалидов способствуют гуманизации самого общества, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Не случайно паралимпийское движение в мире последние годы постоянно расширяется. Паралимпийские игры приобретают все большую значимость, становятся, наряду с Олимпийскими играми, крупнейшим мировым спортивным форумом.
В Федеральном Законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [5], отмечается, что спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Целью паралимпийского движения в России является содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдолимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх.
Занятия паралимпийским спортом способствуют формированию личности, влияя в том числе и на развитие позитивной Я-концепции.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, характеризующий отношение человека к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Я-концепция личности формируется на основе ее отрицательных и положительных переживаний, связанных самопознанием и самооценкой отдельных сторон своего Я, в том числе и состояния здоровья.
Непосредственное влияние на ее формирование оказывает осуществляемая человеком деятельность, в том числе и систематические занятия спортом.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить существование противоречия между высоким воспитательным потенциалом спортивной деятельности для формирования позитивной Я-концепции личности и недостаточно эффективным его использованием в практике работы со спортсменами --паралимпийцами. Сложившаяся в педагогической практике ситуация во многом обусловлена недостаточной изученностью особенностей развития позитивной Я-концепции у данной категории спортсменов.
С учетом вышеизложенного цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей развития позитивной Я-концепции у спортсменов-паралимпийцев.
Для достижения этой цели нами последовательно решались следующие частные задачи:
1.Уточнить сущность и содержание позитивной Я-концепции личности, определить критерии и показатели ее развития.
2. Экспериментально измерить показателей развития позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев.
3. Осуществить сравнительный анализ показателей развития позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев
Для решения этих нами применялся комплекс научных методов, включающий анализ и обобщение научно-методической литературы, методы психодиагностики и методы математической статистики,
В экспериментальном исследовании приняли участие 64 спортсмена в возрасте 18-23 лет. Из них 49 человек относились по состоянию здоровья к основной медицинской группе («здоровые спортсмены») и 15 – к группе лиц с ограниченными возможностями здоровья («спортсмены-паралимпийцы»). У испытуемых обеих групп измерялись показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов Я-концепции.
Сравнительный анализ показателей позитивной Я-концепции здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев проводился с применением t-критерию Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили нам уточнить сущность и содержание позитивной Я-концепции, выделить критерии и показатели ее развития.
Позитивная Я-концепция рассматривается нами как совокупность относительно устойчивых установок человека по отношению к самому себе, которая создает ощущение своей постоянной определенности, самотождественности, является уникальным результатом психического развития в процессе социального взаимодействия и оказывает существенное положительное влияние на интерпретацию жизненного опыта, на жизненные цели, на соответствующую систему ожиданий и прогнозов относительно своего будущего.
Содержание позитивной Я-концепции составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, различающиеся по решаемым частным задачам в функционировании позитивной Я-концепции в целом.
Уровень развития когнитивного компонента определялся по показателям двух критериев: «самооценка» и «самоуважение».
Самооценка определялась с помощью методики Т. Дембо – С. Л. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [3]. Измерялись показатели самооценки шести личностных характеристик: способностей; характера; авторитета у товарищей; умения многое делать своими руками; внешности; уверенности в себе (показатели реального Я). Наряду с этим по каждой из шести характеристик определялся уровень, достижение которого воспринималось подростком как соответствующее его притязаниям, вызывающее у него чувство удовлетворения и переживания гордости за себя (идеальное Я).
Самоуважение выражает оценку собственного Я индивида по отношению к социально-нормативным критериям. Степень его развития определялась с помощью методики исследования самоотношения, разработанной С. Р. Пантелеевым и В. В. Столиным [2]. Измерялись показатели: 1) саморуководства; 2) самоуверенности; 3) отраженногосамоотношения; 4) открытости; 5) внутренней конфликтности. За показатель самоуважения принималось среднее значение этих показателей.
Уровень развития эмоционального компонента определялся по критерию «аутосимпатия». Он отражает те или иные чувства или переживания в адрес собственного Я личности. В его основе лежит некоторое обобщенное чувство симпатии, которое может существовать наряду или даже вопреки той или иной обобщенной самооценке, выражающейся в переживании самоуважения. Показатели аутосимпатии также измерялись с помощью методики исследования самоотношения. Измерялись показатели: 1) самопривязанности; 2) самоценности; 3) самопринятия; 4) самообвинение. За показатель самоуважения принималось среднее значение этих показателей/
Уровень развития поведенческого компонента определялся по двум критериям: «смысложизненные ориентации» и «уверенность в себе».
Смысложизненные ориентации определялись с помощью методики СЖО, разработанной Д. А. Леонтьевым [1]. Измерялись следующие показатели:
1) цели в жизни;
2) интерес - эмоциональная насыщенность жизни;
3) локус контроля Я (Я – хозяин жизни);
4) локус контроля - Жизнь или управляемое жизнью.
Уверенность в себе определялась с помощью методики «Тест уверенности в себе», разработанной В. Г. Ромеком [4]. Измерялись следующие показатели:
1) уверенность в себе;
2) социальная смелость;
3) инициатива в социальных контактах.
Результаты исследования. Когнитивный компонент. Установлено, что большинство показателей самооценки реального Я у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев существенно не отличаются.
У спортсменов обеих групп наблюдаются относительно одинаковые показатели самооценки способностей (6,82 и 6,77 балла), авторитета (7,00 и 6,97 балла), умений (7,12 и 6,27 балла), внешности (7,07 и 7,00 балла) и уверенности в себе (7,46 и 7,43 балла). Общая самооценка реального Я у спортсменов обеих групп также примерно одинакова (7,09 и 7,06 балла).
Обращает внимание более высокие показатели самооценки спортсменами-олимпийцами своего характера (7,93 против 7,07 балла при Р=0,07). Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что спортсмены-паралимпийцы при занятиях спортом сталкиваются и вынуждены преодолевать более значительные биодинамические и психологические трудности, чем здоровые спортсмены.
Таблица 1 – Самооценка реального и идеального Я здоровыми спортсменами и спортсменами-паралимпийцами, баллы (Х ± δ)
Группы спортсменов |
Показатели самооценки |
|
Реальное «Я» |
Идеальное «Я» |
|
Способности |
||
Здоровые, n=49 |
6,82±1,57 |
9,29±1,00 |
Паралимпийцы, n=15 |
6,77±1,40 |
9,23±0,96 |
Р |
0,90 |
0,85 |
Характер |
||
Здоровые, n=49 |
7,07±1,71 |
9,24±1,02 |
Паралимпийцы, n=15 |
7,93±1,18 |
9,27±0,75 |
Р |
0,07 |
0,92 |
Авторитет |
||
Здоровые, n=49 |
7,00±1,62 |
8,64±1,31 |
Паралимпийцы, n=15 |
6,97±1,87 |
8,50±1,77 |
Р |
0,95 |
0,73 |
Умения |
||
Здоровые, n=49 |
7,12±2,12 |
8,93±1,62 |
Паралимпийцы, n=15 |
6,27±1,89 |
8,33±1,50 |
Р |
0,17 |
0,21 |
Внешность |
||
Здоровые, n=49 |
7,07±2,00 |
8,60±1,67 |
Паралимпийцы, n=15 |
7,00±1,0 |
8,83±1,26 |
Р |
0,90 |
0,61 |
Уверенность |
||
Здоровые, n=49 |
7,46±2,05 |
9,20±1,23 |
Паралимпийцы, n=15 |
7,43±1,60 |
8,87±1,37 |
Р |
0,96 |
0,38 |
Общая оценка |
||
Здоровые, n=49 |
7,09±1,42 |
8,98±0,97 |
Паралимпийцы, n=15 |
7,06±1,23 |
8,84±1,11 |
Р |
0,94 |
0,63 |
Сравнительный анализ показателей идеального Я у испытуемых обеих групп также не выявил существенных различий: общая самооценки идеального Я у здоровых спортсменов составляет 8,98 балла, что практически не отличается от показателей самооценки спортсменов-паралимпийцев – 8,84 балла.
Данные, приведенные в таблице 2, говорят о том, что показатели самоуважения у спортсменов обеих групп существенно не различаются. Наряду с этим у спортсменов-паралимпийцев наблюдаются более высокие показатели самоуверенности (7,13 балла против 5,80 балла при Р=0,01). Мы объясняем данный факт тем, что они, в отличие от здоровых спортсменов, являются членами сборной команды страны и представляли Россию на международных соревнованиях, в том числе и Паралимпийских играх.
Таким образом, можно заключить, что спортсмены-паралимпийцы, несмотря на определенные проблемы со здоровьем, не только не уступают здоровым спортсменам в уровне развития когнитивного компонента позитивной Я-концепции, но отличаются от них более высокими показателями самооценки характера и уверенности в себе.
Таблица 2 – Показатели самоуважения у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)
Показатели самоуважения |
Группы испытуемых |
Р |
|
здоровые спортсмены, n=49 |
спортсмены-паралимпийцы, n=15 |
||
Открытость |
6,29±1,14 |
6,13±1,13 |
0,65 |
Самоуверенность |
5,80±1,34 |
7,13±1,85 |
0,01 |
Саморуководство |
7,27±1,47 |
6,80±1,21 |
0,27 |
Отраженное самоотношение |
5,80±1,08 |
5,93±1,22 |
0,68 |
Внутренняя конфликтность |
4,84±1,83 |
4,27±1,75 |
0,29 |
Общая оценка |
30,31±3,87 |
31,73±5,86 |
0,28 |
Эмоциональный компонент. Результаты исследования, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что уровень развития эмоционального компонента позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев существенно не различается (24,78 и 24,07 балла).
Установлено, что в отдельных показателях аутосимпатии наблюдаются существенные различия. В частности, спортсмены-паралимпийцы отличаются высокими показателями самоценности (7,13 против 6,29 бала при Р=0,05). Это говорит о том, что они склонны к непосредственному эмоциональному переживанию более глубоких и сильных положительных чувств по отношению к собственной личности и ее ценности для окружающих людей по внутренним интимным критериям духовности и богатства внутреннего мира.
Наряду с этим спортсмены-паралимпийцы существенно уступают здоровым спортсменам в показателях самопринятия (5,53 балла против 6,67 балла при Р=0,04) и самопривязанности (5,60 против 6,49 балла при Р=0,05).
Таблица 3 – Показатели аутосимпатии у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)
Показатели аутосимпатии |
Группы испытуемых |
Р |
|
здоровые спортсмены, n=49 |
спортсмены-паралимпийцы, n=15 |
||
Самоценность |
6,29±1,62 |
7,13±1,50 |
0,05 |
Самопринятие |
6,67±1,82 |
5,53±2,07 |
0,04 |
Самопривязанность |
6,49±1,53 |
5,60±1,30 |
0,05 |
Самообвинение |
4,67±2,01 |
4,20±2,01 |
0,43 |
Общая оценка |
24,78±4,43 |
24,07±4,59 |
0,59 |
Это говорит о том, что они, в отличие от здоровых спортсменов, менее склонны принимать себя такими, какие они есть в настоящее время, пусть даже с некоторыми недостатками. У них сильнее выражены неудовлетворенность собой, и вызванное этим чувством желание измениться в лучшую сторону в соответствии с идеальными представлениями о себе.
Поведенческий компонент. Из данных, приведенных в таблице 4, видно, что отдельные показатели смысложизненных ориентаций у спортсменов обеих групп находятся на относительно одинаковом уровне. Также не различается и общий показатель смысложизненных ориентаций (119,86 и 119,60 балла).
Таблица 4 – Показатели смысложизненных ориентаций у здоровых
спортсменов и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)
Показатели смысложизненных ориентаций |
Группы испытуемых |
Р |
|
здоровые спортсмены, n=49 |
спортсмены-паралимпийцы, n=15 |
||
Цели в жизни |
33,27±7,21 |
35,27±6,43 |
0,34 |
Интерес к жизни |
32,02±5,08 |
29,93±2,58 |
0,13 |
Локус контроля Я |
22,88±4,11 |
23,67±3,42 |
0,50 |
Локус контроля Жизнь |
31,59±5,93 |
30,73±4,28 |
0,61 |
Общий показатель СЖО |
119,86±20,04 |
119,60±14,89 |
0,96 |
Вместе с этим у спортсменов-паралимпийцев наблюдаются более высокие, чем у здоровых спортсменов, показатели социальной инициативы –26,93 против 23,88 балла при Р=0,03 (таблица 5). Для них характеры высокие показатели уверенности (33,93 против 30,92 балла при Р=0,02).
Показатель общей уверенности в себе у них составляет 86,27 балла, что существенно выше аналогичного показателя, наблюдаемого у здоровых спортсменов (79,27 балла). Различия статистически достоверны (Р=0,03).
Таблица 5 – Показатели уверенности в себе у здоровых спортсменов
и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)
Показатели уверенности в себе |
Группы испытуемых |
Р |
|
здоровые спортсмены, n=49 |
спортсмены-паралимпийцы, n=15 |
||
Социальная инициатива |
23,88±4,66 |
26,93±4,82 |
0,03 |
Социальная смелость |
24,47±4,79 |
25,40±4,27 |
0,50 |
Уверенность |
30,92±4,45 |
33,93±3,97 |
0,02 |
Уверенность в себе |
79,27±10,68 |
86,27±10,71 |
0,03 |
Заключение. Спортсмены-паралимпийцы, несмотря на имеющиеся у них ограниченные возможности здоровья, не уступают здоровым спортсменам в уровне развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции в целом.
Более того, они отличаются от здоровых спортсменов высокими показателями самооценки своего характера, самоценности, социальной инициативы, уверенности в себе. Вместе с этим им присущи низкие относительно здоровых спортсменов показатели самопринятия и самопривязанности, побуждающие к саморазвитию.
Библиографический список
Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. – М. : Смысл, 2000. – 18 с.
Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев, В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М., 1989. – С. 166-172.
Прихожан, А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе : книга для учащихся / А. М. Прихожан. – М. : Просвещение, 1994. – 191 с.
Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : автореф. дис … канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Г. Ромек. - Ростов н/Д., 1997. – 23 с.
Федеральный Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ.