ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЗДОРОВЫХ СПОРТСМЕНОВ И СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЗДОРОВЫХ СПОРТСМЕНОВ И СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ

Сенилова Т.В. 1
1ТГСПА им. Д.И.Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Паралимпийский спорт является одним из основных средств реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов, формирования у них здорового образа жизни. Вовлечение инвалидов в занятия паралимпийским спортом, помимо повышения социального и духовно-нравственного потенциала, повышает уровень работоспособности и возможности самообслуживания этой группы населения.

Мировой опыт, научные исследования и повседневная практика убедительно показывают, что занятия спортом для инвалидов гораздо важнее, чем для не инвалидов, а их профессиональная, медицинская и социальная реабилитация без этих занятий не может быть достаточно эффективной.

С другой стороны, деятельность по развитию паралимпийского спорта, освещение в средствах массовой информации учебно-тренировочного процесса и соревнований среди инвалидов способствуют гуманизации самого общества, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Не случайно паралимпийское движение в мире последние годы постоянно расширяется. Паралимпийские игры приобретают все большую значимость, становятся, наряду с Олимпийскими играми, крупнейшим мировым спортивным форумом.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [5], отмечается, что спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Целью паралимпийского движения в России является содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдолимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх.

Занятия паралимпийским спортом способствуют формированию личности, влияя в том числе и на развитие позитивной Я-концепции.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, характеризующий отношение человека к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Я-концепция личности формируется на основе ее отрицательных и положительных переживаний, связанных самопознанием и самооценкой отдельных сторон своего Я, в том числе и состояния здоровья.

Непосредственное влияние на ее формирование оказывает осуществляемая человеком деятельность, в том числе и систематические занятия спортом.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить существование противоречия между высоким воспитательным потенциалом спортивной деятельности для формирования позитивной Я-концепции личности и недостаточно эффективным его использованием в практике работы со спортсменами --паралимпийцами. Сложившаяся в педагогической практике ситуация во многом обусловлена недостаточной изученностью особенностей развития позитивной Я-концепции у данной категории спортсменов.

С учетом вышеизложенного цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей развития позитивной Я-концепции у спортсменов-паралимпийцев.

Для достижения этой цели нами последовательно решались следующие частные задачи:

1.Уточнить сущность и содержание позитивной Я-концепции личности, определить критерии и показатели ее развития.

2. Экспериментально измерить показателей развития позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев.

3. Осуществить сравнительный анализ показателей развития позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев

Для решения этих нами применялся комплекс научных методов, включающий анализ и обобщение научно-методической литературы, методы психодиагностики и методы математической статистики,

В экспериментальном исследовании приняли участие 64 спортсмена в возрасте 18-23 лет. Из них 49 человек относились по состоянию здоровья к основной медицинской группе («здоровые спортсмены») и 15 – к группе лиц с ограниченными возможностями здоровья («спортсмены-паралимпийцы»). У испытуемых обеих групп измерялись показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов Я-концепции.

Сравнительный анализ показателей позитивной Я-концепции здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев проводился с применением t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили нам уточнить сущность и содержание позитивной Я-концепции, выделить критерии и показатели ее развития.

Позитивная Я-концепция рассматривается нами как совокупность относительно устойчивых установок человека по отношению к самому себе, которая создает ощущение своей постоянной определенности, самотождественности, является уникальным результатом психического развития в процессе социального взаимодействия и оказывает существенное положительное влияние на интерпретацию жизненного опыта, на жизненные цели, на соответствующую систему ожиданий и прогнозов относительно своего будущего.

Содержание позитивной Я-концепции составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, различающиеся по решаемым частным задачам в функционировании позитивной Я-концепции в целом.

Уровень развития когнитивного компонента определялся по показателям двух критериев: «самооценка» и «самоуважение».

Самооценка определялась с помощью методики Т. Дембо – С. Л. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [3]. Измерялись показатели самооценки шести личностных характеристик: способностей; характера; авторитета у товарищей; умения многое делать своими руками; внешности; уверенности в себе (показатели реального Я). Наряду с этим по каждой из шести характеристик определялся уровень, достижение которого воспринималось подростком как соответствующее его притязаниям, вызывающее у него чувство удовлетворения и переживания гордости за себя (идеальное Я).

Самоуважение выражает оценку собственного Я индивида по отношению к социально-нормативным критериям. Степень его развития определялась с помощью методики исследования самоотношения, разработанной С. Р. Пантелеевым и В. В. Столиным [2]. Измерялись показатели: 1) саморуководства; 2) самоуверенности; 3) отраженногосамоотношения; 4) открытости; 5) внутренней конфликтности. За показатель самоуважения принималось среднее значение этих показателей.

Уровень развития эмоционального компонента определялся по критерию «аутосимпатия». Он отражает те или иные чувства или переживания в адрес собственного Я личности. В его основе лежит некоторое обобщенное чувство симпатии, которое может существовать наряду или даже вопреки той или иной обобщенной самооценке, выражающейся в переживании самоуважения. Показатели аутосимпатии также измерялись с помощью методики исследования самоотношения. Измерялись показатели: 1) самопривязанности; 2) самоценности; 3) самопринятия; 4) самообвинение. За показатель самоуважения принималось среднее значение этих показателей/

Уровень развития поведенческого компонента определялся по двум критериям: «смысложизненные ориентации» и «уверенность в себе».

Смысложизненные ориентации определялись с помощью методики СЖО, разработанной Д. А. Леонтьевым [1]. Измерялись следующие показатели:

1) цели в жизни;

2) интерес - эмоциональная насыщенность жизни;

3) локус контроля Я (Я – хозяин жизни);

4) локус контроля - Жизнь или управляемое жизнью.

Уверенность в себе определялась с помощью методики «Тест уверенности в себе», разработанной В. Г. Ромеком [4]. Измерялись следующие показатели:

1) уверенность в себе;

2) социальная смелость;

3) инициатива в социальных контактах.

Результаты исследования. Когнитивный компонент. Установлено, что большинство показателей самооценки реального Я у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев существенно не отличаются.

У спортсменов обеих групп наблюдаются относительно одинаковые показатели самооценки способностей (6,82 и 6,77 балла), авторитета (7,00 и 6,97 балла), умений (7,12 и 6,27 балла), внешности (7,07 и 7,00 балла) и уверенности в себе (7,46 и 7,43 балла). Общая самооценка реального Я у спортсменов обеих групп также примерно одинакова (7,09 и 7,06 балла).

Обращает внимание более высокие показатели самооценки спортсменами-олимпийцами своего характера (7,93 против 7,07 балла при Р=0,07). Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что спортсмены-паралимпийцы при занятиях спортом сталкиваются и вынуждены преодолевать более значительные биодинамические и психологические трудности, чем здоровые спортсмены.

Таблица 1 – Самооценка реального и идеального Я здоровыми спортсменами и спортсменами-паралимпийцами, баллы (Х ± δ)

Группы

спортсменов

Показатели самооценки

Реальное «Я»

Идеальное «Я»

 

Способности

Здоровые, n=49

6,82±1,57

9,29±1,00

Паралимпийцы, n=15

6,77±1,40

9,23±0,96

Р

0,90

0,85

 

Характер

Здоровые, n=49

7,07±1,71

9,24±1,02

Паралимпийцы, n=15

7,93±1,18

9,27±0,75

Р

0,07

0,92

 

Авторитет

Здоровые, n=49

7,00±1,62

8,64±1,31

Паралимпийцы, n=15

6,97±1,87

8,50±1,77

Р

0,95

0,73

 

Умения

Здоровые, n=49

7,12±2,12

8,93±1,62

Паралимпийцы, n=15

6,27±1,89

8,33±1,50

Р

0,17

0,21

 

Внешность

Здоровые, n=49

7,07±2,00

8,60±1,67

Паралимпийцы, n=15

7,00±1,0

8,83±1,26

Р

0,90

0,61

 

Уверенность

Здоровые, n=49

7,46±2,05

9,20±1,23

Паралимпийцы, n=15

7,43±1,60

8,87±1,37

Р

0,96

0,38

 

Общая оценка

Здоровые, n=49

7,09±1,42

8,98±0,97

Паралимпийцы, n=15

7,06±1,23

8,84±1,11

Р

0,94

0,63

Сравнительный анализ показателей идеального Я у испытуемых обеих групп также не выявил существенных различий: общая самооценки идеального Я у здоровых спортсменов составляет 8,98 балла, что практически не отличается от показателей самооценки спортсменов-паралимпийцев – 8,84 балла.

Данные, приведенные в таблице 2, говорят о том, что показатели самоуважения у спортсменов обеих групп существенно не различаются. Наряду с этим у спортсменов-паралимпийцев наблюдаются более высокие показатели самоуверенности (7,13 балла против 5,80 балла при Р=0,01). Мы объясняем данный факт тем, что они, в отличие от здоровых спортсменов, являются членами сборной команды страны и представляли Россию на международных соревнованиях, в том числе и Паралимпийских играх.

Таким образом, можно заключить, что спортсмены-паралимпийцы, несмотря на определенные проблемы со здоровьем, не только не уступают здоровым спортсменам в уровне развития когнитивного компонента позитивной Я-концепции, но отличаются от них более высокими показателями самооценки характера и уверенности в себе.

Таблица 2Показатели самоуважения у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)

Показатели самоуважения

Группы испытуемых

Р

здоровые спортсмены,

n=49

спортсмены-паралимпийцы, n=15

Открытость

6,29±1,14

6,13±1,13

0,65

Самоуверенность

5,80±1,34

7,13±1,85

0,01

Саморуководство

7,27±1,47

6,80±1,21

0,27

Отраженное самоотношение

5,80±1,08

5,93±1,22

0,68

Внутренняя конфликтность

4,84±1,83

4,27±1,75

0,29

Общая оценка

30,31±3,87

31,73±5,86

0,28

Эмоциональный компонент. Результаты исследования, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что уровень развития эмоционального компонента позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев существенно не различается (24,78 и 24,07 балла).

Установлено, что в отдельных показателях аутосимпатии наблюдаются существенные различия. В частности, спортсмены-паралимпийцы отличаются высокими показателями самоценности (7,13 против 6,29 бала при Р=0,05). Это говорит о том, что они склонны к непосредственному эмоциональному переживанию более глубоких и сильных положительных чувств по отношению к собственной личности и ее ценности для окружающих людей по внутренним интимным критериям духовности и богатства внутреннего мира.

Наряду с этим спортсмены-паралимпийцы существенно уступают здоровым спортсменам в показателях самопринятия (5,53 балла против 6,67 балла при Р=0,04) и самопривязанности (5,60 против 6,49 балла при Р=0,05).

Таблица 3Показатели аутосимпатии у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)

Показатели аутосимпатии

Группы испытуемых

Р

здоровые спортсмены,

n=49

спортсмены-паралимпийцы, n=15

Самоценность

6,29±1,62

7,13±1,50

0,05

Самопринятие

6,67±1,82

5,53±2,07

0,04

Самопривязанность

6,49±1,53

5,60±1,30

0,05

Самообвинение

4,67±2,01

4,20±2,01

0,43

Общая оценка

24,78±4,43

24,07±4,59

0,59

Это говорит о том, что они, в отличие от здоровых спортсменов, менее склонны принимать себя такими, какие они есть в настоящее время, пусть даже с некоторыми недостатками. У них сильнее выражены неудовлетворенность собой, и вызванное этим чувством желание измениться в лучшую сторону в соответствии с идеальными представлениями о себе.

Поведенческий компонент. Из данных, приведенных в таблице 4, видно, что отдельные показатели смысложизненных ориентаций у спортсменов обеих групп находятся на относительно одинаковом уровне. Также не различается и общий показатель смысложизненных ориентаций (119,86 и 119,60 балла).

Таблица 4Показатели смысложизненных ориентаций у здоровых

спортсменов и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)

Показатели

смысложизненных

ориентаций

Группы испытуемых

Р

здоровые спортсмены,

n=49

спортсмены-паралимпийцы, n=15

Цели в жизни

33,27±7,21

35,27±6,43

0,34

Интерес к жизни

32,02±5,08

29,93±2,58

0,13

Локус контроля Я

22,88±4,11

23,67±3,42

0,50

Локус контроля Жизнь

31,59±5,93

30,73±4,28

0,61

Общий показатель СЖО

119,86±20,04

119,60±14,89

0,96

Вместе с этим у спортсменов-паралимпийцев наблюдаются более высокие, чем у здоровых спортсменов, показатели социальной инициативы –26,93 против 23,88 балла при Р=0,03 (таблица 5). Для них характеры высокие показатели уверенности (33,93 против 30,92 балла при Р=0,02).

Показатель общей уверенности в себе у них составляет 86,27 балла, что существенно выше аналогичного показателя, наблюдаемого у здоровых спортсменов (79,27 балла). Различия статистически достоверны (Р=0,03).

Таблица 5Показатели уверенности в себе у здоровых спортсменов

и спортсменов-паралимпийцев, баллы (Х ± δ)

Показатели

уверенности в себе

Группы испытуемых

Р

здоровые спортсмены,

n=49

спортсмены-паралимпийцы, n=15

Социальная инициатива

23,88±4,66

26,93±4,82

0,03

Социальная смелость

24,47±4,79

25,40±4,27

0,50

Уверенность

30,92±4,45

33,93±3,97

0,02

Уверенность в себе

79,27±10,68

86,27±10,71

0,03

Заключение. Спортсмены-паралимпийцы, несмотря на имеющиеся у них ограниченные возможности здоровья, не уступают здоровым спортсменам в уровне развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции в целом.

Более того, они отличаются от здоровых спортсменов высокими показателями самооценки своего характера, самоценности, социальной инициативы, уверенности в себе. Вместе с этим им присущи низкие относительно здоровых спортсменов показатели самопринятия и самопривязанности, побуждающие к саморазвитию.

Библиографический список

  1. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. – М. : Смысл, 2000. – 18 с.

  2. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев, В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М., 1989. – С. 166-172.

  3. Прихожан, А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе : книга для учащихся / А. М. Прихожан. – М. : Просвещение, 1994. – 191 с.

  4. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : автореф. дис … канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Г. Ромек. - Ростов н/Д., 1997. – 23 с.

  5. Федеральный Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ.

Просмотров работы: 2435