ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ФАНАТИЗМА У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ФАНАТИЗМА У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Овчаренко Ж.В. 1
1Кубанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Увлечение музыкой как социально-психологический феномен давно уже стало неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Более 80% подростков всех возрастных подгрупп имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. Все большее распространение приобретают движения фанатов. В городах создаются фан-клубы, становятся модными газеты и журналы, пишущие о музыкальных исполнителях.

Однако как форма аддиктивного поведения это увлечение небезобидно. В молодежных группах музыкальных фанатов распространено асоциальное поведение, существуют социальные и психологические предпосылки перехода к химическим формам зависимости.

Существует достаточно большое количество исследовательских работ по проблеме различных зависимостей, как химических: наркомании, алкоголизма, так и нехимических, например, интернет-зависимости. Однако такая разновидность аддиктивного поведения, как музыкальный фанатизм, крайне редко выступает в качестве объекта эмпирических исследований, хотя впервые он был описан еще З. Фрейдом.

Мы рассматриваем музыкальный фанатизм как форму нехимической зависимости, проявляющуюся в аддиктивном поведении, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Основными признаками фанатизма являются:- наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров;- особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе);- проявление агрессии;- объединение в фан-клубы;- «зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, навязывание образцов поведения окружающим согласно этому мировоззрению;- наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности (например, сбор и обсуждением фактов личной жизни Бритни Спирз).

По мнению исследователей в области психологии человека источником фанатизма является желание человека изменять мир, в котором он живет, самоутвердится в нем. Негативные последствия такого стремления – это попытки диктовать свою волю другим, навязывать свои убеждения, порой даже насильно. Фанатизм по своей природе безоговорочно категоричен и враждебен по отношению к противоположному мнению, фанатик как бы разделяет мир на черное и белое, не принимая переходных оттенков. [1]

Анализ теоретической литературы показал, что непосредственно самой работы с подростками с музыкальной зависимостью и их родителями пока не ведется. Большую часть исследований по этой теме проводят психологи, а не педагоги. Мы считаем, что тема музыкальной зависимости должна также изучаться педагогами.

В СОШ для одаренных детей им. В.Г.Захарченко, где мы проводили свое исследование, этой проблеме не уделяется должное внимание. Большее внимание уделяется наркомании, алкоголизму, конфликтным семьям, правонарушениям и т.д.

На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики: опросник на выявление склонности к фанатизму, направленное на изучение такого вида фанатизма как музыкальный, методика «Незаконченные предложения», экспресс – диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон). [3]

В результате проведенных исследований выявлено, что 12% опрошенных школьников имеют признаки фанатизма. А также было выявлено, что 36% оказались склонными к формированию фанатизма, на стадии увлеченности. Отношение же старшеклассников к фанатам музыкального искусства неоднозначно. Одни (14,3%) относятся отрицательно, другие (35,2%) положительно (некоторые из них сами являются фанатами), третьи (50,5%) –проявляют равнодушие. Также выявлено, что учащиеся, имеющие склонность к социальной изолированности имеют большую склонность к появлению такой аддикции как фанатизм.

Из анализа теоретической литературы можно сказать, что впечатлительные, эмоциональные и неуверенные в себе люди имеют склонность к фанатизму. Впечатлительные и эмоциональные, – потому что легче всего поддаются влиянию, имеют более ярко выраженную реакцию на вещи. Неуверенные в себе, – потому что находят в кумире своего рода компенсацию за свои собственные комплексы. [2]

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили представить отношение учащихся к музыкальному искусству, а также показали, что у школьников со склонностью к фанатизму высокий уровень социальной изолированности, им трудно заводить новых друзей и у них присутствует чувство полного или частичного одиночества. У таких ребят повышенная закомплексованность. Исходя из результатов, мы считаем, что нужно направить работу социальных педагогов на преодоление чувства изолированности и одиночества. Для этого нужно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу вокруг ребенка, преодолеть барьеры в общении, достичь взаимопонимания. Для этого была создана программа педагогического предупреждения музыкального фанатизма школьников.

Программа осуществлялась в рамках временного клуба по интересам «Музыкальный мир молодежи»на базе СОШ для одаренных детей им. В.Г.Захарченко среди школьников 9, 10 и 11 классов (15–17 лет), общий объем часов – 32. Педагогическая программа проводилась комплексно в процессе теоретических и практических занятий, проведения различных досуговых мероприятий, бесед, игр, тренингов, целью которых являлось повышение и поддержание интереса к музыкальному искусству, расширение спектра музыкальных предпочтений и формирование устойчивого отрицательного отношения к музыкальному фанатизму.

На контрольном этапе педагогического исследования нами был предпринят анализ по выявлению эффективности разработанной экспериментальной программы по педагогическому предупреждению музыкального фанатизма у учащихся СОШ для одаренных детей.

Сравнивая результаты повторной диагностики склонности к фанатизму можно сделать вывод, что старшеклассников с признаками фанатизма стало на 8% меньше, а учащиеся, которые показали наиболее высокий уровень склонности к музыкальному фанатизму, теперь обладают средним или низким показателями уровня социальной изолированности. Ни у одного из испытуемых диагностика не выявила высокий уровень социальной изолированности. Таким образом, мы приходим к выводу, что среди школьников с признаками музыкального фанатизма или склонности к нему четко видна тенденция понижения уровня социальной изолированности.

Одним из самых существенных достижений, на наш взгляд, является то, что произошла переориентация восприятия музыки некоторыми учащимися, состоящими в неформальных молодежных объединениях, в том числе и музыкальных фанатов, на адекватное ценностное к ней отношение. Что и подтвердила проведенная в конце исследования беседа с ними.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для учащихся СОШ для одаренных детей необходимо создание специальных клубов, в которых они смогут расширить знания об искусстве, а так же разумно организовывать свой досуг. Все это, на наш взгляд, позволит успешно сформировать ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству и, как следствие этого, осуществить предупреждение музыкального фанатизма.

Литература

1. Герасимовой В., Вдовиченко В., Дудукиной Е. Влияние музыкальных знаменитостей на характер поведения их поклонников. Ломоносовские чтения 2006 г. Сборник статей студентов.

2. Князева М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности: автореф. дис. канд. филос. наук / М.М. Князева. М., 1992.

3. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.: Фолиум, 1996.

Просмотров работы: 1495