САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕУВЕРЕННОГО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕУВЕРЕННОГО

Воинова Е.Н. 1
1Иркутский государственный лингвистический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время все более важным для человека становится умение вести эффективную коммуникацию как составляющую успеха в профессиональной и иной деятельности. Основной функцией коммуникационного процесса является успешное взаимодействие между субъектами коммуникации вследствие которого происходит обмен информацией и достижение конкретно поставленной цели.

В данный момент в эпоху информатизации умение вести успешную коммуникацию, доносить свою мысль до собеседника, выражаться уверенно, предоставлять и получать необходимую информацию ‒ являются важными составляющими успеха человека как в деловом, так и в бытовом общении. Однако часто коммуникативный акт не достигает своей цели вследствие неуверенности одного из собеседников. В данном случае становится необходимым изучение причин неуверенности человека в процессе коммуникации, а также исследование проблемы саморепрезентации человека неуверенного в высказывания, где в роли субъекта сообщения выступает сам говорящий, другими словами – в автореферентном высказывании.

Теория референции включает следующие ключевые понятия: референция и автореференция. Под референцией понимается указание говорящего на предмет, находящийся в поле знания или перцепция предмета, являющегося объектом презентации, «под автореференцией понимается способ описания своей личности посредством языка. В данном случае язык выступает необходимым средством экспликации самопознания и самоинтерпретации человеком самого себя в качестве субъекта мышления и действия» [ 2, с. 8].

По определению Е.В. Солодковой «Автореферентный дискурс представляет собой сообщение, центральным референтом которого выступает сам говорящий или пишущий, то есть это дискурс о самом себе. Введение этого нового понятия и термина позволяет объединить разрозненные эмпирические данные (автобиографию, интервью, разговор о личном, частное письмо и т.д.) в тех их фрагментах, в основе которых лежит единая когнитивная структура – автореференция» [2, c. 5].

Так же представляется возможным исследовать проблему человека неуверенного с точки зрения антропоцентрического подхода, сущностью которого является представление человека центральной фигурой происходящих событий и явлений, и его языка в качестве естественной структуры, порождаемой человеком на основе историко-культурного опыта. Необходимо отметить, что основными понятиями антропоцентрического подхода являются человек и язык [ см. например 1].

Человек говорящий – это субъект, обладающий конкретными характеристиками, определяющими его личность. Он владеет определенной суммой знаний и понятий об окружающей его действительности и участвует в процессе межличностного взаимодействия, применяя набор языковых и неязыковых средств коммуникации. Вследствие чего можно сказать, что человек неуверенный определяет конкретные цели, которые необходимо достичь в процессе коммуникации и пытается их добиться с помощью определенных языковых средств в своей речи. Необходимо отметить, что его речевая деятельность определяется при помощи экстралингвистических факторов, таких как индивидуальные характеристики его носителя или специфичность контекста.

Человек неуверенный определяется Л.В. Топка, как человек, испытывающий чувство неуверенности, будучи подверженным такой эмоции как страх, вследствие неспособности самостоятельного принятия решений, испытывая физическое ощущение отсутствия сил [3, с. 118].

Изучение человека неуверенного, отраженного в языке непосредственно связано с понятием ситуации неуверенности в которой говорящий выражает собственное мнение по отношению к какому-либо факту или событию, имея недостаточно количество информации либо располагая неточной или неверной информацией. Неуверенность человека может выражаться в речи с помощью следующих конструкций, выражающих мнение говорящего: (я думаю, I think, я сомневаюсь, I am in doubt, я не уверен, I am not sure) и отрицательную форму суждения (I don’t know).

Человека неуверенного представляется возможным определить с помощью некоторых внешних признаков, таких как «отсутствие зрительного контакта или нефиксированный взгляд, согбенность плеч («горб» вины или неуверенности), тихий голос, невнятная речь, неоднозначность, субъективность высказывания. Прототипическая паралингвистикая репрезентация неуверенности – пожимание плечами» [3, c. 117].

Можно придти к следующим выводам, что неуверенность говорящего в речи может выражаться большим количеством вариациий, с другой стороны эти речевые вариации не всегда в том или ином контексте выражают его неуверенность. Для определения истинности проявления неуверенности адресата в трактовке автореферентного дискурса необходимо наличие и понимание контекста, наличие информации о причинах его коммуникативного поведения.

Библиографический список

  1. Ю. М. Малинович Антропоцентрическая лингвистика как интегральная наука // Антропологическая лингвистика: Концепты. Категории [Текст]: коллективная монография к юбилею член-корреспондента РАН, доктора филол. наук Н. Д. Арутюновой / ред. Ю. М. Малинович. - М. ; Иркутск : ИГЛУ, 2003. – С. 7 – 28.

  2. Е. В. Солодкова Женский Автореферентный дискурс в английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Е. В. Солодкова ; науч. рук. С. Н. Плотникова ; Иркут. гос. лингвист. ун-т. – Иркутск, 2012. – 22 с.)

  3. Л.В. Топка Эмоциональная обусловленность категоричного и некатегоричного речевого поведения [Текст] / Л.В. Топка // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия : материалы IV международной научно-практической конференции 15–16 мая 2013 года. – Прага : Vědeckovydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – C. 115-121.
Просмотров работы: 1753