РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Доценко И.В. 1, Гришкова Н.С. 1
1Белгородский университет кооперации, экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальные организации как объект научного исследования оказались одновременно в центре внимания сразу нескольких наук (экономической теории, административных наук и социологии), каждая из которых по-разному отнеслась к этому сложному феномену и до сих пор не выработано единого понимания природы социальной организации, ее генезиса и истории.

Понятие «организация» стало использоваться в более узком смысле, главным образом применительно к экономическим организациям (фирмам), которые являются примерами «сознательно установленной кооперации», имеющими искусственное происхождение.

Организационные системы - это системы, которым присуща функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди. Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют науку и практику, прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование.

Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем. Иванова Т.Ю. считает, что признаки системы это множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Дафт Р. Л. утверждает, что социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями [3]. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Алиев В. Г. социальную организацию определяет как, «социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» [5].

Все организации обладают некоторыми общими элементами: социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща); их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение);

Общими особенностями социальных организаций можно считать:

1. Целостность и устойчивость;

2. Наличие организационной культуры;

3. Регламентированное поведение и деятельность членов организации;

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы;

5. Способность к саморазвитию и самообучению.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.

Из указанных выше особенностей социальных организаций важнейшей является способность организаций выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.

Таким образом, любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму обладает разумной деятельностью, проявляющейся в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами. Вместе с тем организации нельзя рассматривать лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного на выявление и удовлетворение собственных потребностей. Социальная организация функционирующая во внешней среде должна быть развиваться.

Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации. Взятое в целом, оно объемлет весь сложный механизм, приводящий в действие человеческую активность, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.

Мильнер Б.З. считает, что управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов и процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду [4].

Развитие социальной среды, по мнению Латфуллина Г. Р. - непременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть управления персоналом. По своему назначению управление социальным развитием ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий [3].

Соответственно можно предложить цели социального развития организации: совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, регулирование численности работников, повышение их образовательного и культурно-технического уровня; улучшение эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников; обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий; стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности; создание и поддержание в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом; рост жизненного уровня работников и их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, непродовольственных товарах и необходимых услугах, полноценное использование досуга.

По мнению Ивановой Т. Ю., социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране [2].

Главное назначение социальной политики состоит в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Эффективная социальная политика является фактором экономического роста: повышение возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета; увеличение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций; сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность; повышение спроса на товары и услуги, что стимулирует экономический рост; повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы, - главный фактор современного экономического роста.

Таким образом, социальное развитие организации означает изменения к лучшему в её социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

Управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению её главных целей.

Список использованных источников.

  1. Дафт Р.Л. Теория организации: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 735 с.

2. Иванова Т. Ю. Теория организации: учеб. для студ. вузов / Т. Ю. Иванова . - 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2012. - 428 с.

3. Латфуллин Г. Р. Теория организации: учеб. для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. - СПб. : Питер, 2003. - 394 с. : табл. - (Учебник для вузов). - (в пер.)

4. Мильнер Б.З. Теория организации: учеб. для вузов / Мильнер Б.З. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2008. - 797 с.

5. Теория организации: учеб. / под ред. В. Г. Алиева. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Экономика, 2003. - 432 с.

Просмотров работы: 2815