ГЕНЕЗИС ОБРАЗА БАБЫ-ЯГИ В РУССКИХ СКАЗКАХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЕНЕЗИС ОБРАЗА БАБЫ-ЯГИ В РУССКИХ СКАЗКАХ

Гаврилова Е.Г. 1
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Откуда же взялся этот удивительно интересный и противоречивый образ? Существует большое количество гипотез о происхождении образа Бабы-Яги.

Для изучения образа Бабы-Яги был выбран сборник народных русских сказок Б.И.Афанасьева в 3-х томах (1985). Именно на основе этого сборника приводятся примеры и цитаты из сказок, где присутствует образ Бабы-Яги.

ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ, ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА – древнейший персонаж славянской мифологии, лесная старуха-волшебница, ведьма [Грушко 1996: 4].

Очень интересен вопрос об этимологии имени Бабы-Яги. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги.

На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-Яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть ещё один персонаж коми сказок Яг морт (лесной человек).

Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля: «Яга (во втором значении) – шуба, тулуп халатного покроя – вид одежды шерстью наружу из жеребячьих шкур, а дорогие из гагачьих шеек, подбивают тканью; ягушка – женская яга с узким воротом для дороги» [Даль 1980 Т.4: 586].

Некоторые учёные считают, что Баба-Яга сама родом из Древнего Египта или Индии. В переводе с санскрита Баба-Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями».

Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению гипотез происхождения образа Бабы-Яги.

Тотемное животное. Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного по женской линии, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена.

Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках, а также её повелевание над животными («Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом – вдруг,откуда только взялись, – набежали всякиезвери,налетеливсякиептицы» [Аф.212], «около моста избушка на курьих ножках, на петуховой головке, к лесу передом, а к ним задом» [Аф.136]).

Проводник в иной мир в обряде посвящения. Выдающийся советский исследователь фольклора В.Я.Пропп видит отголоски возрастных инициаций в народных сказках о Бабе-Яге.

Посвящение - это один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком (временная смерть).

Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса, сопровождался телесными истязаниями [Пропп 1986:149].

Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Обычно обряд перепекания совершали только с маленькими больными или недоношенными детьми. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Бабка, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. «Воскресший» получал новое имя, на кожу наносились клейма.

На основе этих предположений важно рассмотреть атрибуты Ягишны, которые указывают на её особую роль в сказках.

Избушка на курьих ножках.«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала, и ела людей, как цыплят» [Аф. 104]. «Стоит избушка на курьей ножке, на собачьей голяшке» [Аф.215]. « вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами» [Аф.104]. Дверь избушки кусается, т. е. представляет собой рот или пасть. Таким образом, мы видим, что этот тип избушки соответствует той хате, в которой производились обрезание и посвящение.

Лес – иной мир, мир мертвых. Избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» (или «домовину») - небольшой сруб с прахом покойника внутри.

Баба Яга внутри избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая» [Аф. 102]. «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос» [137]. Она узнавала о его прибытии по запаху – «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мертвым) [Баркова 1999: http://mith.ru/alb/slavic/slav6.htm]. «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а нониче русский дух в виду является, в уста мечется!» [172]; «Фу, Русь-кость пахня!» [160].

Костяная нога.Костяная нога, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец [Пропп 1986:163].

«На печи, на девятом кирпичи лежитбаба-яга,костянаянога, нос впотолок врос…» [Аф.103]. Исключения: «Баба-яга золотая нога» [161]; «В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» [113]. Можно предположить, что такие преобразования произошли из-за изменения сознания людей, развитие орудий, способов, методов труда, появления ремесел, торговли.

Ступа и пест.Ступа была атрибутом богини Макоши. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта – символизировавшего мужское, – то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее «Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой» [103]; «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» [Аф.104]. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, перетолочь больное животное на здоровое, пытались заморить под ней лихорадку.

Воин из племени Ягов и Касогов. В «Велесовой книге» содержатся достаточно интересные сведения. Так мы узнаем, что среди враждебных древним славянам племен, много им досаждавшим, были яги. Книга приписывает им людоедство.

Ведунья, знахарка. Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, делали настойки, помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.

Сибирская версия происхождения Бабы-яги. Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня» [Веселовский 1906: http://kronk.narod.ru/library/veselovsky-ni-1915.htm].

Адская богиня. Под именем Яги почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. «Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм» [Забылин 1880: 162].

Богиня Макошь. Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Имя и символика Макоши свидетельствуют, что она богиня всей Судьбы (кош, кошт – судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»). Выразительницей Судьбы часто выступает Баба-Яга – древнейшая Богиня Праматерь. Подчас в русских сказках мы встречаем ещё двух её сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны.

Возможно, в поздних русских сказках, отражающих исходные архетипичные мифы, именно Макошь именуется Бабой-Ягой, а её младшие сёстры-пряхи – Ягишнами. «В избушке старая баба-яга прядет кудель» [113]; «Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая? - Тку, тетушка, тку, милая!» [102]

Змея. Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» [Лаушкин 1970:180]. По мнению К.Д. Лаушкина, считающего Бабу-Ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея – человек со змеиным хвостом – одноногий человек – хромой и т.п.). Эту же идею развивал в своих трудах А.Н.Афанасьев.

Таким образом, ученые очень подробно изучали образ Яги, его генезис. Мы видим, что Яга сама мертвец и богиня мертвых. Мифологические представления древних славян о царстве мертвых очень ярко отражены в образе злой колдуньи, вся атрибутика ведьмы находит корни в различных верованиях и обрядах.

Источник:

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3 томах.- М.: Наука, 1985.

Список литературы:

Веселовский Н. И.Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом – Вып. XVII. – Спб, 1906.

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии.- М.: «Астрель», 1996. – 206 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-ех томах. – М.: Русский язык, 1980.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./ М.Забылин. – М.: Издание книгопродавца М.Березина, 1880.– 629 с.

Лаушкин К.Д. Баба-яга и одноногие боги (к вопросу о происхождении образа). // Фольклор и этнография. – Л.: Наука, 1970.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки./ В. Я.Пропп – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 364 c.

 

Просмотров работы: 2659