Объект изучения: экологическая политика регионов.
Методы исследования: географический, аналитический, статистический.
Экологическая политика - это система мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу с целью предупреждения минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия.
В зависимости от уровня реализации экологической стратегии различают глобальную (международную), национальную, региональную и локальную экологическую политику.
Основными целями современной экологической политики являются:
обеспечение оптимального качества окружающей среды;
обеспечение устойчивого развития;
сохранение биологического разнообразия.
Рассмотрим некоторые примеры глобального уровня экополитики.
Три глобальные экологические проблемы последней четверти ХХ и ХХI вв. - перфорация озонового слоя Земли, кислотные осадки и усиление парникового эффекта. Они представляют реальную угрозу нормальному функционированию биосферы Земли.
Парниковый эффект. Для решения этой проблемы в 1992 г. состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, документы которой обязывали все страны уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу, положительный результат был достигнут только в Германии, которая снизила выбросы на 10%. В России выбросы углекислого газа уменьшились на 27,4%, но это произошло в результате спада производства. В то же время Индонезия увеличила выбросы углекислого газа почти на 40%, Китай и Индия – на 30%, Бразилия – на 20%.
В США, доля которых в глобальном выбросе углекислого газа составляет 27,9%, выбросы увеличились на 6,2%. Эта страна является рекордсменом в загрязнении окружающей среды. По итогам конференции была принята «Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата», конечная цель ее - стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таких уровнях, которые не будут оказывать опасное воздействие на глобальную климатическую систему.
Для практической реализации Конвенции по климату в декабре 1997 г. в Киото (Япония) на международной конференции был принят Киотский протокол. В нем определены конкретные квоты на выброс парниковых газов странами-участницами конференции для того, чтобы свести эмиссию парниковых газов (прежде всего углекислого газа) к 2012 г. до уровня 1990 г. Проект был составлен таким образом, чтобы экологичные регионы получали материальную выгоду. В общих чертах схема выглядит так: на каждую область приходится определенное количество допустимых выбросов в атмосферу. А неиспользованные квоты можно фактически продавать другим регионам. Договор был инициирован, в первую очередь, Евросоюзом и Японией.
Гринпис предложил продлить данный протокол на 2013-2017 гг. и в последующем заключить новое соглашение по климату с конкретизированными обязательствами по уменьшению выбросов.
В августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге состоялся Всемирный саммит по устойчивому развитию («Рио+10»), рассмотревший, как выполняются решения ЮНСЕД, в частности по климату. Было отмечено, что прогресс в состоянии природной среды за прошедшее десятилетие был крайне незначительным, особенно актуальной стала проблема антропогенного изменения климата.
В 2003 г. в Москве по инициативе Президента РФ В.В. Путина состоялась Всемирная конференция по изменению климата (ВКИК), в которой приняли участие ученые, предприниматели, представители природоохранных ведомств и общественных организаций многих стран мира.
Киотский протокол был ратифицирован Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 октября 2004 г. (указ о его ратификации был подписан Президентом РФ 5 ноября того же года). 16 февраля 2005 г. Киотский протокол вступил в силу - стал международным юридическим документом (его подписали 150 государств, суммарный выброс СО2этих стран превышает 55%). В тоже время Россия не будет участвовать во втором периоде Киотского протокола. Российские выбросы парниковых газов на 35% меньше разрешенного уровня, и до 2020 г. этот уровень не будет достигнут, а другие страны, вышедшие из Киотского протокола (Канада и Япония), разрешенный уровень превысили.
Озоновые дыры. В 1985 г. британские исследователи обнародовали данные своих восьмилетних наблюдений, обнаружив над Северным и Южным полюсами, области атмосферы с пониженным содержанием озона (до 50%).
В середине сентября 1987 г. представители двадцати четырех стран встретились в Монреале и подписали соглашение, по которому обязались вдвое сократить использование озоноразрушающих (ХФУ) к 1999 г. Следующим примером, явилось в связи с ухудшающейся ситуацией, в 1990 г. и в Лондоне были приняты поправки к Монреальскому протоколу, согласно которым в список регулируемых ХФУ вошли еще десять веществ. Было принято решение прекратить использование ХФУ, галогенов и четырехлористого углерода (ССl4) к 2000 г., а метилхлороформа к 2005 г.
В специальном докладе UNEP, подготовленном к 25-летию протокола, которое отметили 16 сентября 2012 года, говорится, что содержание озона в стратосфере перестало снижаться с 1998 г., и, по прогнозам ученых, к 2050-2075 гг. может вернуться к уровням, фиксировавшимся до 1980 г.
Для восстановления озонового слоя его нужно подпитывать. Сначала с этой целью предполагалось создать несколько наземных озоновых фабрик и на грузовых самолетах «забрасывать» озон в верхние слои атмосферы. Однако этот проект (вероятно, он был первым проектом «лечения» планеты) не осуществлен.
В тоже время можно указать следующие положительные моменты:
срок полного прекращения производства и потребления ХФУ для развивающихся стран перенесен с 2040 на 2030 год,
дата замораживания объемов их производства — с 2015 на 2013-й, причем заморожены они должны быть не на уровне, достигнутом к этому моменту, а на уровне объемов 2010 г.,
развивающиеся страны согласились выделить дополнительно более $2 млрд. на решение проблем с озоноразрушающими производствами и изделиями в развивающихся странах.
Примеры регионального уровня. К экологическим проблемам регионального уровня относятся трансграничный перенос загрязнений, использование пограничных природных ресурсов и др.
Загрязнение р. Амур. Наиболее сильное загрязнение Амура отмечается ниже впадения в него с китайского берега реки Сунгари. Наиболее масштабными были следующие аварии:
июль 2003 г. в Амуре и Амурской протоке было выявлено превышение норм по аммонийному азоту, тяжелым металлам и марганцу, что экологи связывают в основном с вредными сбросами в реки Уссури и Сунгари на сопредельной территории Китая.
ноябрь 2005 г. в результате аварии, произошедшей на химическом заводе в г. Цзилине (провинция Цзилинь, Северо-Восточный Китай) вылилось более 100 тонн бензола и его производных, которые попали в р. Сунгари (Сунхуацзян), впадающую в Амур. Образовалось пятно протяженностью около 200 км. По ходу течения реки поллютанты попали в Амур.
август 2006 г. химический завод, расположенный в городе Цзилинь одноименной провинции на северо-востоке Китая сбросил в воды реки Сунгари (Сунхуацзян) производственные отходы. По данным местных властей, в производственных отходах содержались бензольные соединения. Длина загрязненного пятна составляла около 5 км.
июль 2010 г. паводковые воды смыли семь тысяч бочек (из них четыре тысячи пустые, три полные) с легковоспламеняющимися взрывоопасными химикатами в приток Амура Сунгари в китайской провинции Цзилинь. Согласно предварительным данным, в контейнерах, которые унесло с территории местного завода в реку, содержалось более 160 т химикатов.
В 2008 г. Россия и Китай впервые подписали межправительственное экологическое соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод. В первую очередь, речь идет об Амуре, более всего страдающем от промышленных загрязнений.
Использование пограничных рыбных ресурсов Японией. В 1928 г. советское правительство подписало с Японией советско-японскую рыболовную конвенцию. Согласно ей японцы уже не имели права нанимать для добычи и обработки рыбы местных жителей, японцам запрещалось вести промысел лососей в реках, только на морских участках.
К 1952 году Япония на промысле у берегов США имела уже три плавбазы и пятьдесят семь промысловых судов. США и Канада, желая предотвратить начавшуюся конкуренцию со стороны японцев на своих рыбных рынках, вынудили Япония 9 мая 1952 г. подписала тройственную американо-канадо-японскую рыболовную конвенцию, по которой Япония должна была воздерживаться от промысла рыбы в северной части Тихого океана.
14 мая 1956 г. в Москве была подписана советско-японская рыболовная конвенция, ограничивающая объемы изъятия тихоокеанских лососей Японией.
В 1992 г. США, Канада, РФ и Япония подписали четырехстороннюю Конвенцию о сохранении запасов анадромных видов. В северной части Тихого океана специализированный (дрифтерный) промысел лососей в открытой части Тихого океана был запрещен.
На сегодняшний день этот конфликт не исчерпан. Япония по-прежнему нарушает установленные границы при вылове рыбных ресурсов. Огромные объемы вылова истощают морские дальневосточные угодья РФ.
Запрет на изъятие детенышей гренландского тюленя.
Очередным ярким примером деятельности экополитики является введение в феврале 2009 г. полного запрета на добычу белька (детеныша гренландского тюленя в возрасте до одного месяца) и самого гренландского тюленя на всей акватории Белого моря.
К деятельности экополитики относится и образование заповедников, например Ханкайский заповедник (Приморский край), который был образован в 1990 г. для сохранения и изучения уникальных экосистем оз. Ханка и Приханкайской низменности. По видовому разнообразию птиц, обитающих в умеренных широтах, занимает одно из лидирующих положений не только среди заповедников России, но также Европы и Азии.
Ханкайский заповедник совместно с китайским заповедником «Синкай-Ху» образуют международный российско-китайский заповедник «Озеро Ханка», территория которого входит в Список водно-болотных угодий международного значения «Озеро Ханка», как важнейшее место концентрации водоплавающих птиц в период сезонных миграций и гнездования. С 2005 г. Ханкайский заповедник включен во Всемирную сеть биосферных резерватов.
Примеры национального уровня. Основные проблемы: дампинг, загрязнение воздуха.
Проблема захоронения радиоактивных отходов в РФ является результатом глобальной проблемы накопления ядерных отходов (ЯО), так как Мировая атомная промышленность «завалена» отходами собственной жизнедеятельности. К 1999-2000 гг. в мире было накоплено, по разным оценкам, от 140000 до 200000 тонн ЯО. Российская доля здесь порядка 14000 тонн. Каждый год в мире образуется дополнительно 10500 тонн ОЯТ. Здесь российская доля составляет порядка 640 - 710 тонн.
21 декабря 2000 г. Госдума приняла законопроекты, направленные на легализацию ввоза ядерных отходов, поверив в обещание атомной индустрии выручить до 20 миллиардов долларов на этой операции. Согласно плану, разработанному в Минатоме РФ, в течение 10 лет в Россию ввезено около 20 тыс. тонн ЯО. С тех пор массовые протесты ввозу отходов прошли в более чем 30 городах России. Однако, большинство депутатов Госдумы не желает прислушиваться к мнению 93,5% граждан страны. Именно столько людей выступало против ввоза ядерных отходов.
Также она прослеживается на региональном уровне, т.к. имеются случаи обнаружения в составе отправляемого на экспорт металлолома радиоактивных отходов, а также повышенного радиационного фона. Таможенными органами неоднократно пресекались попытки незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров с повышенным радиационным фоном. Однако пока таможенные органы не будут оснащены необходимым количеством аппаратуры радиационного контроля, потенциальная угроза ввоза, вывоза и транзита через территорию Российской Федерации радиоактивных отходов и товаров, имеющих повышенный радиационный фон, будет сохраняться.
На национальном уровне эта проблема заключается в захоронении ядерных отходов в могильники. Новый ядерный могильник на 40 тысяч кубометров «Росатом» планирует построить в районе бухты Сысоева ЗАТО Фокино (Приморский край), где уже с 2000 г. действует Центр долговременного хранения радиоактивных отходов.
По мнению, эколога Бориса Преображенского, строительство хранилища такой мощности может быть обоснованно двумя вариантами. Первый – превращение Приморского края в место хранения ядерных отходов двух соседей – Японии и Китая, но прежде всего именно Японии, которая проводит политику отказа от атомной электроэнергии. Второй вариант – могильник строят для хранения отходов с атомной электростанции, которая может понадобиться для планируемого алюминиевого завода в Приморье.
По данным Министерства здравоохранения РФ, на территории страны ежегодно образуется около 7 млрд. т. отходов, из которых перерабатывается лишь одна треть. На объектах Министерства обороны РФ скопилось около 10 млн. т. бытовых и более 850 тыс. т. производственных отходов, причем 90% бытовых отходов вывозится на свалки. Только запрещенных к применению химических средств защиты растений на территории России скопилось свыше 20 тыс. т.
На сегодняшний день всеобще признано (в том числе и МАГАТЭ), что наиболее эффективным и безопасным решением проблемы окончательного захоронения РАО является их захоронение в могильниках на глубине не менее 300-500 м в глубинных геологических формациях.
Удаление в море касается радиоактивных отходов, вывозимых на кораблях и сбрасываемых в море. Через какое-то время физическое сдерживание контейнеров перестанет действовать, и радиоактивные вещества рассеиваются и разбавляются в море.
К странам, которые предпринимали сброс РАО в море относятся Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды, Швеция и Швейцария, а также Япония, Южная Корея и США.
Локальный уровень. Примером локального уровня является загрязнение крупных городов Приморского края.
Загрязнение крупных городов Приморского края.
Все крупные города края характеризуются крайне неблагоприятными экологическими условиями, но наиболее критическая ситуация наблюдается во Владивостоке, Дальнегорске, Спасске-Дальнем, Уссурийске, Артеме. Общий объем выбросов вредных веществ в крае от стационарных источников составил 250 тыс. т, газообразных – 253 тыс. т. Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна (до 51%) принадлежит топливно-энергетическому и минерально-сырьевому комплексам. Слежение за загрязнением атмосферы ведется службами Госкомгидромета лишь в 7 городах и поселках Приморского края.
Загрязнение бухты Находка. Несмотря на действующий запрет на свинцовые добавки в бензин основными загрязнителями атмосферного воздуха города являются выхлопные газы автомобилей, а также неоснащенные системами фильтрации городские котельные, и угольная пыль, которая разносится ветром с терминалов порта. Отмечается высокий уровень загрязнения воздуха диоксидом азота, диоксидом серы и взвешенными веществами (включая пыль и сажу). С 1990-х гг. над южными районами Дальнего Востока стали регулярно выпадать кислотные осадки, которые приносят с собой циклоны из Желтого моря.
Напряженная экологическая ситуация сложилась в заливе Находка. Основными источниками загрязнения залива являются: сброс сточных вод, несанкционированный сброс нефтепродуктов и стоков кораблей, а также сток реки Партизанской. Экология северной полосы залива Находка — от бухты Находка целиком до устья реки Партизанской включительно — оценивается как катастрофическая. Такая же ситуация сложилась в бухтах Новицкого и Врангеля. Ухудшение экологии оказывает влияние на морскую фауну: количество аномалий среди мидий в заливе Находка достигает 90%. Тяжелыми металлами наиболее загрязнены воды бухты Находка и устье реки Партизанской. Аномальные по содержанию осадки цинка, хрома, кобальта, железа и никеля концентрируются в бухте Находка у причалов Приморского завода, а также вблизи устья реки Партизанской.
По состоянию на 2006 г. треть всех стоков города сливалось неочищенными в бухту Находка. В 2008-2010 гг. был перекрыт сброс стоков в реку Каменку и проведены работы по очистке её русла. Переключен открытый сброс стоков в озеро Солёное на канализационные очистные сооружения города. Однако глубокая очистка озера Солёного не проводилась. Планируется переключение открытых сбросов в акваторию бухты Находка других районов города. В Ливадии канализационные стоки сбрасываются в море пока без очистки.
Санитарно неблагополучная обстановка сложилась в кварталах частного сектора, где никогда не существовало организованного вывоза бытового мусора и на прилегающих территориях образовались стихийные свалки. О проблеме было впервые заявлено в 2006 году. По состоянию на 2011 год из примерно 5000 владельцев частных домов договоры на вывоз мусора заключили всего 70 человек.
Техногенные аварии вблизи Находки:
1946 год — взрыв парохода «Дальстрой» в бухте Находка поднял в воздух 1 800 тонн мазута, который затем в течение 2-х часов выпадал дождем на акваторию бухты и близлежащие районы города.
1985 год - радиационная авария в бухте Чажма, повлекшая радиоактивное заражение окружающей среды.
2004 год - в результате аварии на Партизанской ГРЭС 60 000 кубометров промышленных отходов попало в бассейн реки Партизанской.
2010 год, апрель - сброс котельной Торгового порта 100 кг мазута в систему водоснабжения города, микрорайон «мыс Астафьева» на 4 дня был отключен от питьевой воды.
2010 год, май - в заливе Находка обнаружены экстремально-высокие концентрации ртути (более чем в 10 раз); причина загрязнения не установлена.
Таким образом, состояние окружающей природной среды в мире экспертами ООН оценивается как критическое, и в первую очередь это относится к атмосферному воздуху, водным источникам и почвам, которые определяют качество жизни населения планеты и возможность продолжения жизни человека как биологического существа в XXI-XXII вв.
Экологическая политика на всех уровнях требует совершенствования в развитых странах и коренного изменения в развивающихся странах.