КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Курбанов Г.Д. 1, Камалова А.О. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и, прежде всего, конкурентоспособность зависят от образования, точнее от качества образования.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.

Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др.) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства профессиональных сообществ, налогоплательщиков).

В последние годы проблема качества образования оказалась и в центре внимания российской общественности. Одной из приоритетных задач современной российской образовательной политики является создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Создание такой системы диктуется необходимостью обеспечения, с одной стороны, государственных гарантий на получение образования, с другой – законных интересов потребителей в качественном образовании.

Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В стратегии модернизации российского образования ключевая роль отводится реализации компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.

Сегодня высшая школа переживает процесс реформирования, среди которых в первую очередь следует назвать введение двух уровневой системы высшего профессионального образования и компетентносного подхода к оценке качества образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения.

К причинам интенсивного развития компетентностного подхода относят следующие факторы и тенденции:

  • появление нового типа экономики, вызвавшее потребность в изменении требований к качеству подготовки выпускников, содержания труда и видов профессиональной деятельности;

  • интенсивное развитие информационных технологий;

  • возрастающий приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала специалистов;

  • рост динамики модификации профессий, их глобализация.

По поводу интерпретации понятий «компетентность» и «компетенция» на сегодняшний день нет единой точки зрения ни в России, ни в Европе, как нет и четкого представления об их отличиях. К числу наиболее распространенных точек зрения на соотношение этих понятий можно отнести следующие [3, 4, 5].

Компетенция – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях.

Компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности.

Первое понятие также имеет многочисленные трактовки. В частности, в работах отечественных и зарубежных исследователей можно встретить следующие формулировки.

1. Компетенция – это знание и понимание того, как действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях (проект TUNING – Настройка образовательных структур в Европе).

2. Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли (Джон Эрпенбек).

3. Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области (ФГОС третьего поколения).

4. Компетенции – это интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями (И.А. Зимняя).

5. Компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения (А.В. Хуторской).

6. Компетенции – это интегральные надпредметные характеристики подготовки обучаемых, которые проявляются в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях в процессе или после окончания обучения (В.И. Звонников).

Не останавливаясь на анализе терминологических проблем в разграничении представлений о компетенциях, в целом можно сказать, что они отражают современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса. Конечно, такое определение качества через совокупность компетенций не самоцель, главное – как фиксировать достигнутый уровень компетентности с помощью оценочных процессов и обеспечить его повышение. Поэтому каждая из компетенций выпускников учебных заведений, характеризующая качество достигнутых результатов образования, нуждается в структурировании путем выделения существенных признаков своего проявления в конкретных сферах профессиональной деятельности.

Компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения [7]:

  • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

  • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Согласно существующему законодательству, оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей отображения требований ФГОС в содержании аттестационных оценочных средств. Но теперь в ходе аттестации придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задаётся и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции.

В этих условиях вузы и структуры, занимающиеся комплексной проверкой деятельности учебных заведений, не смогут ограничиться существующими и ставшими уже привычными заданиями по отдельным предметам с выбором ответов, поскольку компетенции не являются некоторым набором предметных знаний, умений и навыков. Необходимы будут новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений (звонников).

Качество результата профессиональной подготовки будущего специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника вуза современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Компетентностный подход задается в настоящее время требованиями к специалисту на основе Государственных образовательных стандартов (ГОС), наличия рекламаций на подготовку, информации региональных служб занятости.

Критерии готовности выпускника к профессиональной деятельности определяются требованиями государственного образовательного стандарта, его компетенции определяются основными видами деятельности, которыми должен владеть каждый выпускник. Очерчивая круг знаний и умений, решаемых задач, ГОС не определяет самого перечня задач. Следовательно, разрабатывая программу государственной аттестации, вуз должен определить перечень основных теоретических вопросов, которыми должен овладеть выпускник, и типовых задач по проектированию и реализации образовательного процесса, которые он должен уметь решать[9].

Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обуславливает и необходимость соблюдения единого подхода к разработке учебных программ. Они проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетенций. Следовательно, при создании программ необходимо иначе, чем в настоящее время, расставить приоритеты: на первое место выносятся характеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаются способы их формирования и становления далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развитию компетентностей. Если учебная программа следует данной логике, то ее необходимыми составляющими являются, во-первых, контекстное включение студентов в содержание профессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в результате обмена суждениями и развивает социальную и языковую компетентности студента [6].

В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы).

В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций. Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ООП).

Однако работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ООП требует однозначного понимания: какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и почему.

Компетенция является новой нормой качества образования, обладает интегральными характеристиками и носит межпредметный характер. Формирование компетенций требует постоянного осуществления контроля для успешного образовательного процесса, для достижения результатов обучения. Детализация компетентностной модели включает следующие этапы:

  • разработка паспорта компетенций;

  • разработка карты компетенций дисциплины.

Паспорт это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании усвоения основной образовательной программы.

Паспорт компетенции– это развернутая характеристика требований к результатам образования в части конкретной компетенции. Включает карту компетенции, отличительные уровни (дескрипторы) ее сформированности.

Карта компетенции – раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.

Разработка паспорта компетенций, на наш взгляд, должна осуществляться вузом. Основная цель разработки паспорта компетенцииобеспечение в вузе однозначности требований к соответствующим конечным результатам обучения: какие результаты обучения должен продемонстрировать студент в рамках мероприятий итоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить, что он сформировал компетенцию заданного уровня. ФГОС ВПО содержит требования к результатам освоения ООП в терминах компетенций, формулировка которых носит в определенной степени широкий, рамочный характер. Это связано с тем, что требования ФГОС отражают требования к качеству подготовки национального уровня и должны быть обеспечены всеми вузами страны. На вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учетом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем подготовки (для бакалавриата) или наименованием программы (для магистратуры). Так же вузом устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной ООП [1].

При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегических партнеров также требует согласования.

В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом снижения неопределенности, достижения компромисса между преподавателями, администрацией вуза, работодателями.

Для корректного установления уровней сформированности компетенций необходима более полная информация, нежели просто ее формулировка. Поэтому в ходе проектных работ накапливается аналитическая информация, обосновывающая заданный в вузе уровень. В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом управления знанием в вузе, так как именно в нем может в последствии аккумулироваться вся информация о сущности, природе, структуре этой компетенции и пр.

Карта компетенций дисциплины - это развернутая характеристика требований к содержанию образовательной дисциплины, к формируемым компетенциям и компонентного состава компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.

Одна из основных целей разработки карты компетенций дисциплины – это гарантия качества содержания учебной дисциплины посредством ее непрерывного совершенствования.

Для описания каждой компетенции устанавливается следующая структура:

• индекс компетенции и её наименование;

• содержание компетенции;

• технологии её формирования;

• формы оценочных средств форсированности компетенции.

Содержание компетенции раскрывается в терминах «знать», «уметь», «владеть» и фактически является её определением. Это наиболее значимая часть раздела, которая определяет и технологии формирования, и формы оценочных средств, и содержание уровней освоения. В конечном итоге карта компетенций является основанием формирования содержания дисциплины. Технологии формирования компетенции могут быть представлены как традиционными формами (лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, консультации и т.п.), так и активными и интерактивными (проблемные лекции; проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы; семинары; тренинги; имитационные, деловые и ролевые игры; метод проектов; дискуссионные формы . Особую роль имеют и технологии самостоятельной работы студентов (курсовые работы и проекты; расчётно-проектировочные, расчетно-графические работы; написание рефератов, эссе, обзоров и т.п.).

К формам оценочных средств относятся: оформленные и защищённые лабораторные работы, рефераты; эссе; проекты; оценка активности студентов на семинарах, играх; результаты коллоквиумов, контрольных работ, тестирования, выступлений на конференциях; зачеты, экзамены и т.п.

Основными группами пользователей карты компетенции дисциплины являются преподаватели, студенты, эксперты ООП.

Карта позволяет:

преподавателю

  • более точно донести до студентов, что именно от них ожидается;

  • облегчает выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов обучения;

  • оценивать уровень усвоения знаний и формирования компетенции у студентов.

студенту

  • учиться более эффективно;

  • понять, что могут приобрести студенты, прослушав некоторый данный курс или лекцию

  • объясняют студентам образовательные цели

экспертам ООП

  • Обеспечивают прозрачность и обоснованность принятого в вузе уровня сформированности каждой компетенции

Карта компетенций дисциплины разрабатывается преподавателем или группой преподавателей.

Опираясь на теоретические разработки, мы попытались разработать карту компетенций дисциплины «Экономическая теория» (приложение 1).

Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование».

Для усвоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплины «Математика».

Курс экономической теории является базовым для экономического образования. Дисциплина призвана сформировать навыки самостоятельного экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и механизмов в экономической системе общества, к которым относятся общие микро- и макроэкономические закономерности функционирования современного рыночного хозяйства; принципы экономической политики, специфика функционирования российской переходной экономики и основные направления ее реформирования.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Экономическая теория», будут служить основой для изучения следующих дисциплин: «Истории экономических учений», «Экономика отрасли», «Прикладная экономика», «Менеджмент», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Банковское дело» и др.

Карта компетенций дисциплины включает в себя:

1.цели и задачи дисциплины;

2.название компетенции, содержание и основные сущностные характеристики компетенции;

3.перечень компонентов дисциплины (знать, уметь, владеть);

4.технологию формирования компетенции;

5.формы и методы оценивания;

6.степень усвоения компетенции.

Наибольшую трудность при реализации компетентностного подхода и разработке соответствующей учебно-методической документации представляет оценивание степени усвоения той или иной компетенции. Мы опирались на таксономию образовательных задач Б. Блума. Эта классификация или категоризация мыслительного поведения предоставляет готовую структуру и список глаголов, что облегчает написание результатов обучения. Большинство результатов обучения описывают наличие обученности в таких областях как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Это так называемая когнитивная сфера. Две другие важнейшие сферы – аффективная (отношения, чувства, ценности) и психомоторная (физические навыки)[1].

Введение компетентностного подхода серьёзно затрагивает все компоненты процесса обучения и потребует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования – подготовку квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным – создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении.

В целом можно сказать, что процесс совершенствования перечней компетенций и дисциплин по различным профилям подготовки специалистов должен носить пролонгированный характер и основываться не только на мнениях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов или работодателей, но и на опыте преподавания, анализе тенденций изменения качества образования.

Список литературы

  1. Азарова Р.Н., Золотарева И. М. Разработка паспорта компетенции.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010

  2. Байденко В.И. Об одном подходе к построению российской структуры квалификаций высшего профессионального образования. Материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе» – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008

  3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2009

  4. Зимняя Н.А. Педагогическая психология.- М.: Логос,2005

  5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.

  6. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.: Академия,2003

  7. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании-СПб.: Изд-во РГПУ им А.Н. Герцена, 2004

  8. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник ТГПУ. – 2010. Выпуск 12 (102)

  9. Хайбулаев М.Х. Сб. статей: Реализация компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании/ Под ред. М.Х. Хайбулаева, А.С. Аскерова.- Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ» ,2011

Приложение 1

Карта компетенции дисциплины

Экономическая теория (направление 051000 - Профессиональное обучение, отрасль – 051000.10 «Экономика и управление»)

Цель дисциплины

-усвоение студентами основного понятийного аппарата экономической теории;

-изучение закономерностей функционирования рыночной экономики;

-анализ рыночного механизма;

-исследование хозяйственной деятельности людей, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Задачи дисциплины

-владеть основными концепциями курса и использовать их для обсуждения проблем поведения фирм, потребителей и государства на рынках;

-рассчитывать основные экономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношение и делать выводы по проведённому анализу;

-определять факторы, стимулирующие соперничество или сотрудничество агентов на рынках;

-анализировать различные способы интернационализации хозяйства и влиянии избранного способа на экономическую эффективность.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Общекультурные компетенции

Компетенции

Перечень компонентов

Технологии формирования

Форма оценочного средства

Ступени уровней освоения компетенции (100 бальная шкала)

Индекс

Формулировка

ОК-16

Способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности

Знать:

- особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

-специфику экономической мысли, основные идеи и теории в ретроспективе и на современном этапе развития;

-социальные последствия экономических проблем общества.

Уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- анализировать тенденции изменения социально-экономических показателей;

-применять естественно-научные знания в учебной и профессиональной деятельности;

-давать собственную научно-обоснованную оценку тому или иному экономическому явлению.

Владеть:

-технологией микро- и макроэкономического анализа;

- анализом деятельности предприятия и определения перспектив, представления практических рекомендаций.

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Реферат

Пороговый

(удовлетворительный)

От 51-64 баллов

Знает особенности ведущих школ и направлений экономической науки на современном этапе развития; основные законы и категории экономической науки.

Продвинутый

(хорошо)

От 65-84 баллов

Умеет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения, анализировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, давать собственную научно-обоснованную оценку тому или иному экономическому явлению.

Высокий

(отлично)

От 85-100 баллов

Владеет технологией микро- и макроэкономического анализа, основами анализа деятельности предприятия, представления практических рекомендаций.

ОК-19

Владеет технологией научного исследования

Знать:

-структуру экономического исследования;

-основные группы методов экономического исследования и особенности их применения в конкретном исследовании;

-количественные и качественные способы обработки данных теоритического и экспериментального исследования;

-формы представления научных сообщений и способы их оформления;

-пути внедрения достижений экономики в образовательную практику.

Уметь:

-обосновать актуальность исследования, используя методологические характеристики,

-формировать объект и предмет, цель и задачи, гипотезу и предполагаемые результаты экономического исследования;

-подбирать методы для решения задач исследования;

-разрабатывать методику опытно - экспериментальной работы и реализовать её;

-обрабатывать данные исследования и оформлять их.

Владеть:

-организацией опытной и экспериментальной работы;

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных

данных;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Реферат

Пороговый

(удовлетворительный)

От 51-64 баллов

Знает структуру экономического исследования; методы экономического исследования и особенности их применения в конкретном исследовании; формы представления научных сообщений и способы их оформления, пути внедрения достижений экономики в образовательную практику.

Продвинутый

(хорошо)

От 65-84 баллов

Умеет обосновать актуальность исследования, формировать объект и предмет, цель и задачи, гипотезу экономического исследования, подбирать методы для решения задач исследования;

разрабатывать методику опытно - экспериментальной работы и реализовать её;

обрабатывать данные исследования и оформлять их.

Высокий

(отлично)

От 85-100 баллов

Владеет методологией экономического исследования, современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных

данных, навыками самостоятельной работы.

Профессиональные компетенции

ПК-26

Готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях.

Знать:

-поведение основных экономических субъектов и принятие ими решений;

-распределение ресурсов между альтернативными целями;

-правовые основы деятельности экономических агентов;

-формирование учётной политики предприятия (организации).

Уметь:

- использовать различные способы измерения уровня цен, занятости и безработицы;

-составлять и экономически обосновывать проект предпринимательской деятельности;

-применять полученные знания для понимания экономических проблем предприятия и поиска альтернативных вариантов решения.

Владеть:

- способами организации хозяйственной деятельности

на предприятиях.

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Пороговый

(удовлетворительный)

От 51-64 баллов

Знает правовые основы деятельности экономических агентов; способы формирования учётной политики предприятия (организации).

Продвинутый

(хорошо)

От 65-84 баллов

Умеет использовать различные способы измерения уровня цен, занятости и безработицы, составлять и экономически обосновывать проект предпринимательской деятельности, умеет применять полученные знания для решения экономических проблем.

Высокий

(отлично)

От 85-100 баллов

Владеет способами организации хозяйственной деятельности

на предприятиях.

Специальные профессиональные компетенции

СПК-1

Владеет инструментарием микро- и макроэкономического анализа

Знать:

- основные термины и понятия экономической теории;

-содержание и цели фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики, возможное воздействие той или иной политики на совокупный спрос и предложение;

-способы реализации инновационной деятельность предприятия.

Уметь:

- строить кривые спроса, предложения, инвестиций, безразличия, равного продукта издержек линии бюджетного ограничения, равных издержек др.

-рассчитывать основные микро- и макроэкономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношения и делать выводы по проведённому анализу.

Владеть:

-инструментами макро- и микроанализа и применять результаты анализа в хозяйственной деятельности.

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Реферат

Решение задач

Пороговый

(удовлетворительный)

От 51-64 баллов

Знает основные термины и понятия экономической теории, содержание и цели фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики.

Продвинутый

(хорошо)

От 65-84 баллов

Умеет строить кривые спроса, предложения, инвестиций, безразличия, рассчитывать основные микро- и макроэкономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношения и делать выводы по проведённому анализу.

Высокий

(отлично)

От 85-100 баллов

Владеет инструментами макро- и микроанализа и применяет результаты анализа в хозяйственной деятельности.

 

 

 

Просмотров работы: 9694