СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Елфимова А.А. 1, Козлова Е.В. 1
1Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для объективной оценки состояния и перспектив рынка страхования следует проанализировать сложившиеся спрос и предложение на страховом рынке на региональном уровне.

Спрос на страховую услугу — эта та сумма денег, которую потенциальные страхователи готовы потратить на удовлетворение своих потребностей по защите личности, имущества, ответственности па законном основании. Предложение определяют страховщики – юридические лица, получившие в установленном законом порядке право на осуществление страховой деятельности. На объём и структуру предложения в значительной степени влияют факторы конкуренции между страховщиками, уровень издержек на ведение страхового дела и другие факторы, характеризующие ситуацию на страховом рынке.

Рынок страховых услуг Хабаровского края характеризуется наличием ряда проблем, важнейшей из которых является диспропорция между спросом и предложением на страховые услуги.

Основные показатели спроса и предложения на страхование в Хабаровском крае представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика основных показателей спроса и предложения рынка страховых услуг Хабаровского края /4/, /3/

Показатели

2010

2011

2012

Показатели предложения

Число страховых компаний (без компания занимающихся ОМС)

58

66

57

Объём собранной страховой премии, приходящейся в среднем на 1 страховую компанию, тыс. руб.

46040,5

60309,4

80186,4

Показатели спроса

Страховые поступления (без ОМС), тыс. руб.

2 670 349

3 980 421

4 695 378

Доля страховых премий в ВРП, %

0,755

1,12

1,26

Размер страховой премии на душу населения,

руб.

1987,01

2964,05

3405,14

Спрос на страховые услуги характеризуется показателями:

1) Страховые поступления.

Сумма премий, собранных страховщиками на территории Хабаровского края в 2012 г. по сравнению с 2011 г.увеличились на 18 % и составила 4 695 378 тыс. руб., а по сравнению с 2010 г. увеличилась на 75,8 %. За первый квартал 2013 г. размер страховых премий составил 1 235 337 тыс. рублей это на 7,4 % (1144163 тыс. руб.) больше за аналогичного периода 2012 года. Увеличение объема собранных взносов произошло в основном за счёт роста личного страхования (кроме страхования жизни) и обязательных видов страхования.

2) Доля страховых премий в ВРП.

Соотношение страховой премии (за исключением премии по ОМС) и ВРП в Хабаровском крае за 2010-2011 гг. увеличилось на 0,365 процентных пункта. Своего максимума показатель достиг в 2012г. и составил 1,26 %.

3) Размер страховой премии на душу населения.

За 2010-2011 гг. показатель повысился на 49,1 %, на увеличение данного показателя повлияло развитие страхового рынка в и уменьшение численности населения Хабаровского края, однако 2012 год несколько замедлил развитие (показатель увеличился лишь на 14,9 %). Темпы роста страховых премий на душу населения в 2012 г., по сравнению 2009 г. вырос на 71,37 %, что свидетельствует о нормализации ситуации на рынке страхования.

Предложение на рынке страхования характеризуется следующими показателями:

  1. Число страховых компаний.

Количество страховых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Хабаровского края, ежегодно изменяется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

В 2010 г. было зарегистрировано 58 страховщика, а уже в 2011 г. было зарегистрировано 66 страховщиков. В 2012 г. количество страховщиков, работающих в регионе, снизилось с 66 до 57. В Хабаровском крае на 2012 год работают 7 хабаровских региональных страховщиков и 2 других дальневосточника , такие как: «ДальЖАСО», «Дальрезерв», «Дальлесстрах», «Колымская», «Резерв», «ИНВЕСТ-РЕЗЕРВ», «ДАЛЬ-РОСМЕД», занимающаяся ОМС и якутская «Стерх», сахалинская «АКОМС» соответственно. В 2012 году потеряли перестраховочную компанию - «Азия Транс Ре», ушли с рынка камчатская СК «Астрея», лишилась лицензии «Защита-Находка», а амурская СК «Амур» переехала в Москву.

Количество страховых компаний, которые уйдут с рынка в 2013-2014 году зависит от многих факторов. Прежде всего, к ним относится /6/:

– возможное введение Минфином новых требований к уставному капиталу страховщиков;

– политика Службы Банка России по финансовым рынкам, которая планирует более жестко реагировать на снижение платежеспособности компаний.

Очевидно, что процесс сокращения численности страховщиков продолжится.

2) Объем собранных страховых премий, приходящейся в среднем на одну страховую компанию в Хабаровском крае (кроемее ОМС).

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. показатель возрос на 31 %. Этот рост связан с увеличением действующего количества страховых компаний и увеличением объема собранных страховых премий. За 2012 г. данный показатель составил 80186,4 тыс. руб., что на 33 % больше, чем за 2011 г., рост связан с увеличением объёма страховых премий, не смотря на то, что количество страховщиков уменьшилось.

Для анализа состояния спроса на страховом рынке большое значение имеет оценка ёмкости страхового рынка. Потенциальная ёмкость рынка страхования определяется исходя из совокупности всех потребителей, которые в состоянии полностью или частично приобрести страховые услуги .

Для её расчёта используют следующие данные /1/:

  • численность населения региона;

  • среднедушевой доход населения региона;

  • доля неофициальных доходов населения/4/;

  • сумма доходов, которую население готово тратить на страхование ежегодно – согласно данным социологического опроса (было опрошено 100 жителей Хабаровского края) , 21 % респондентов готовы потратить на страхование до 10 % своего бюджета, 58 % – не более 5 % и 21 % вообще не готовы расходовать деньги на страхование.

В соответствии с вышеизложенным, вычислим потенциальную ёмкость страхового рынка Хабаровского края за 2010-2012 гг., которая представлена в Приложении А.

Рост потенциальной ёмкости рынка связан с ростом среднедушевого дохода населения. Несмотря на снижение численности населения Хабаровского края потенциальная ёмкость возросла и составила на 2012 год 25 926,7 млн руб. Объём страхового рынка Хабаровского края использован в 2012 г. лишь на 18,11 % (собранные страховые премии в 2012 году составили 4695,3 млн руб.), так что поле для деятельности есть. Однако для успешного освоения неиспользованной части рынка нужно не только желание страховых компаний, но и наличие заинтересованности клиента, повышение уровня страховой культуры.

Проанализируем уровень реального спроса на страховые услуги в 2011-2012 гг., который выражается в процентах и определяется как отношение собранных премий по определённому виду страхования к общей сумме страховых премий за определенный период.

Таблица 3 - Спрос на страховые услуги в Хабаровском крае 2011 – 2012 гг. /4/

Вид

2011 год

тысяч рублей / проценты

2012 год

тысяч рублей/ проценты

Темп роста, проценты

Добровольные виды

 

Страхование жизни

315 446 (7,9)

381 606 (8,1)

+ 21

Личное страхование

1 317 470 (33)

1 386 434 (29,5)

+ 5

Имущественное страхование

1 238 908 (31)

1 441 107 (30,7)

+ 16,3

Страхование гражданской ответственности

106 278 (2,6)

102 607 (2,1)

- 3,5

Страхование финансовых рисков

32 179 (0,8)

103 983 (2,2)

-

Страхование предпринимательских рисков

2 131 (0,04)

Обязательные виды

 

Страхование гражданской ответственности

975 451 (24,4)

1 275 732 (27)

+30,7

Личное страхование

3 564 (0,09)

1 778 (0,04)

- 50

Итого

3 989 296 (100)

4 695 378 (100)

+ 17,7

Анализ состояния страхового рынка показывает, что среди добровольных видов страхования наиболее распространены:

  • имущественное страхование;

  • личное страхование, кроме страхования жизни;

  • обязательное страхование гражданской ответственности.

В 2012 году возросли страховые премии по сравнению с 2011 годом по добровольному страхованию жизни на 21 %, страхование гражданской ответственности (ОСАГО) на 30,7 %, по страхованию имущества на 16,3 % . Снизилась сумма страховых премий по обязательному личному страхованию на 50 % и по добровольному страхованию гражданской ответственности на 3,5 %.

Для физических лиц приоритетными видами страхования являются:/4/

  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО – 39 %, КАСКО – 32 %);

  • страхование имущества (29 %);

  • страхование от несчастных случаев (10 %);

  • страхование жизни (8 %).

Юридические лица приобретают услуги:

  • по страхованию автотранспорта (КАСКО – 54%, ОСАГО – 29%);

  • страхование ответственности грузоперевозчиков (27%);

  • страхование имущества юридических лиц (15%);

  • страхование грузов (7%).

Основной переменой в поведении клиентов на рынке сейчас стало более осмотрительное отношение к выбору поставщика услуг. Приоритет отдан страховщикам с высокими рейтингами надежности, бизнес которых открыт для анализа. Также более востребованными являются компании, имеющие солидный опыт работы на рынке.

Первое место среди страховых компаний, по общему объёму собранных страховых премий по добровольному и обязательному страхованию (кроме ОМС) традиционно занимает филиал ОСАО «Ингосстрах» с долей 14,44 % (15,3% в 2011г.), на втором месте ООО «Росгосстрах» с долей 11,44% (10,9 % в 2011г.), на третьем месте соответственно филиал СОАО «ВСК» с долей 9,79 % (9,52% в 2011г.) и на четвёртом месте по сборам премий оказалась региональная компания ОАО «ДальЖАСО» с долей 7,67%, однако, в 2011 году она занимала третье место с долей 11,78%. /4/

По уровню страховых выплат «Ингосстрах» - 14,6 % (21,4 % в 2011 г.), «Росгосстрах» - 11,6 % (12,5 % в 2011 г.) и «Альянс» - 8,4 % (8,2 % в 2011 г.) - занимают лидирующее положение. Максимальные выплаты в этих компаниях производились по имущественному страхованию, ОСАГО и страхованию жизни.

Конкурентными преимуществами страховых компаний являются: опыт работы с крупными предприятиями, широкая сеть филиалов и представительств, прочная система перестраховочной защиты, наличие агентской сети на всей территории РФ, качественный сервис в области урегулирования убытков, в том числе полнотой и своевременностью выплат, что позволяет привлекать большое количество клиентов, ищущих надежную страховую защиту. В настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии регионального страхового рынка Хабаровского края, создаются условия для его равномерного и динамичного роста.

Для достижения устойчивого роста регионального рынка необходимо осуществить меры по формированию устойчивого спроса на страховые услуги и предложения со стороны страховщиков.

Основные задачи, которые стоят перед страховщиком — это прежде всего переход к цивилизованным методам страхового предпринимательства, предполагающим, что:

1) Страховщик стремится к точной передаче вербального образа страхового товара, чтобы сделать его описание предельно понятным, недвусмысленным, лишенным ловушек для клиентов;

2) Страховщик должен регулярно публиковать в СМИ основные финансовые результаты своей деятельности — особо в части динамики уставного капитала и страховых резервов, предназначенных для выплат клиентам и профилактики убытков. Публикация структуры и динамики страховых показателей должна сопровождаться разъяснениями, доступными для понимания людей, слабо разбирающихся в финансах и страховых технологиях;

3) Страховщик должен обращать исключительное внимание на опыт, квалификации, профессионализм сотрудников компании;

4) Важным для страховщика является качество работы страховых агентов и брокеров. От того, как страховые агенты и брокеры представляют потенциальному страхователю фирму и ее товар, без преувеличения зависит очень многое;

5) Для укрепления доверия клиентов к страховой фирме имеет большое значение стаж ее деятельности в страховании.

Мероприятия по стимулированию спроса со стороны государства - оказание юридической помощи гражданам по вопросам страхования и создание внесудебного института урегулирования споров между страховыми компаниями и их клиентами.

Таким образом, для роста спроса и расширения предложения на рынке страховых услуг повышенное внимание следует уделить информированности населения о страховании, росту экономического мышления и страховой культуры, а также улучшению качества и росту ассортимента страховых услуг.

Обеспечение максимально возможной прозрачности страхового товара и страховой сделки со стороны предложения продавца и производителя этого товара, — важнейшая его задача. Прозрачность предложения должна быть первичной по отношению к спросу, так как чем понятнее покупателю товар, тем быстрее нейтрализуются факторы торможения предложения и спроса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Князев С.В. Методика расчёта потенциальной ёмкости, охвата региональных страховых рынков и глубины проникновения в них. Маркетинг услуг. 2006. №4. С. 268-276.

  2. Юлдашев Р.Т. Огромных возможностей страхования не знают ни президент, ни премьер, ни Дума. К великому сожалению! Страховое дело. 2011. Январь. С. 3-9.

  3. Федеральная служба Банка России по финансовым рынкам : URL: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance_industry/statistics/ (дата обращения: 29.09.2013)

  4. Федеральная служба государственной статистики России : URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 29.09.2013)

  5. URL: http://www.allinsurance.ru (дата обращения: 01.10.2013)

  6. URL: http://www.insur-info.ru/ (дата обращения: 01.10.2013)

  7. URL: http://www.insurance-today.ru/ (дата обращения: 01.10.2013)

Год

Численность населения, тыс. чел.

Среднедушевой доход населения в месяц, руб.

Доля неофициальных доходов, %

Общая сумма ежемесячных доходов (с учётом неофициальных доходов) на чел., руб.

Общая сумма доходов населения за год, млн руб.

Сумма доходов, которую население готово тратить на страхование ежегодно, млн руб.

Потенциальная ёмкость рынка, млн руб.

5 %

ежегодного дохода

(58 % населения)

10 %

ежегодного дохода

(21 % населения)

2010

1343,9

22478,9

30

29222,6

471267,02

13666,7

9896,6

23563,3

2011

1342,9

23766,2

25

29707,7

478733,64

13883,3

10053,4

23936,7

2012

1342,27

25853,5

25

32316,9

520536,06

15095,5

10831,2

25926,7

Таблица 2 - Расчёт потенциальной ёмкости рынка страховых услуг Хабаровского края

Приложение А

Просмотров работы: 5015