В современных экономических условия необходимость планирования развития организации продиктовано тем, что только быстро реагирующие на изменение внешних и внутренних факторов организации могут выжить в условиях жесткой конкуренции. Это будет возможным лишь в том случае, если в организации хорошо развита система планирования. Кроме того, планирование является основой всей деятельности организации, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе, контролировать бизнес-процессы, определять потребность в ресурсах, а также стимулировать работников.
Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с управленческой и общеэкономической точек зрения. Одной из центральных функций управления является планирование. Функции управления направлены на достижение цели, которая формируется в рамках функции планирования. Также, целью планирования является жесткое регламентирование поведения объектов в процессе реализации поставленных перед ним целей.
В последние годы в российскую хозяйственную жизнь стремительно внедряется понятие бизнес-плана. Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Этот документ почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских и других кредитов, облигационных займов), привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований. Существует и другая функция бизнес-плана — планирование всей хозяйственной деятельности фирмы. В идеале один и тот же бизнес-план должен выполнять обе названные функции, но на практике бизнес-план, ориентированный на получение внешнего финансирования, и бизнес-план для внутреннего пользования имеют существенные различия, как по структуре, так и по содержанию. Если рассматривать бизнес – план, как источник информации для получения финансовых ресурсов извне, то тогда есть определенные требования к составлению такого бизнес плана.
Бизнес-план — это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.
Существует несколько видов бизнес плана: (рисунок 1)
Рисунок 1 - Виды бизнес планов
Как правило бизнес - план включает следующие разделы:
1) маркетинг
2)производство
3) финансы
Многие предприятия из года в год занимаются более конкретно составлением бизнес плана финансово - хозяйственной деятельности. Он помогает спрогнозировать такие показатели как: прибыль, доходы, расходы, объем выручки, рентабельность отдельных показателей и т.д. В конце года бухгалтера или экономисты организации подводят итоги по выполнению плана, сопоставляют плановые и фактические показатели, тем самым анализируя эффективность деятельности организации за данный период. В научной литературе, как правило, не встречаются модели анализа бизнес - планов финансово - хозяйственной деятельности, поэтому в каждой организации ведущие экономисты могут разрабатывать и предлагать свои методики анализа. На примере ПО «Опт -Торг» можно показать теоретико - практическую методику формирования бизнес – плана финансово -хозяйственной деятельности. Она будет выглядеть следующим образом: (рисунок 2)
В данной методике поэтапно рассматриваются определенные группы показателей :
1 этап - Сбор информации для бизнес - планирования;
2 этап - обработка данных и обоснование практических показателей;
3 этап - сводка прогнозирования показателей деятельности;
Рисунок 2 - Теоретико-практическая методика формирования бизнес плана финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Закладываемые показатели и модели для анализа бизнес - плана финансово - хозяйственной деятельности могут быть абсолютно разными, это уже зависит от деятельности организации.
Организация, составляя бизнес - план не должна забывать и о налоговом планировании. Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств, а также прогнозировать риск выездной налоговой проверки и налоговых рисков.
Своевременный контроль платежеспособности организации для исполнения налоговой нагрузки и снижения налоговых рисков проведение контрольных мероприятий является важным условием благополучного развития и функционирования экономических субъектов. Налоговый риск с точки зрения налогоплательщика – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика: доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки. Такие обстоятельства могут быть связаны с возникшими разногласиями между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, либо же признанием сделки недействительной (притворной или мнимой), которые могут обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени.
Налоговый риск с точки зрения государства – трактуется как вероятность недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за применения налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве.
Снижение налоговых платежей со стороны налогоплательщика вызывает интерес у налоговых органов, что сказывается на увеличении налоговых рисков у налогоплательщиков, а в следствии этого и вероятность проведения выездной проверки.
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Данная Концепция с одной стороны, повышает налоговую грамотность и дисциплинированность налогоплательщиков, а с другой — выявляет наиболее вероятные «зоны риска», позволяя налоговым органам своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.
Основная идея Концепции заключается в том, чтобы разделить налогоплательщиков на тех, кто требует повышенного налогового контроля, и тех, для кого достаточно текущего мониторинга. Если у организации нет признаков уклонения от налогообложения, а у налоговых органов нет претензий к отчетности, то, скорее всего, выездная проверка проводиться не будет. Главным новшеством этой концепции является выработка общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Эти критерии были опубликованы на сайте ФНС России www.nalog.ru. С помощью приведенных критериев руководство организации может само просчитать, каковы будут его налоговые риски.
В концепции системы планирования выездных налоговых проверок существует определенный алгоритм, согласно которому должны придерживаться налоговые органы при отборе объектов выездных проверок. Отбор основан на качественном и всеобщем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определении на ее основе «Зон риска» совершения налоговых правонарушений.
Данная Концепция преследует следующие цели: (рисунок 3)
Рисунок 3 - Цели разработки Концепции
Если у налогового органа есть информация об участии налогоплательщика в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств, а также после проведенного анализа финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых нарушениях, то в таком случае данный налогоплательщик является Приоритетным для включения в план выездных налоговых проверок является определение налоговых рисков.
Концепция предполагает набор критериев определения оценки рисков, по которым налогоплательщик может анализировать свою финансово - хозяйственную деятельность. Эти же критерии используют и налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.
Данная концепция выделяет 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщика, однако не по всем этим 12 показателям можно проанализировать финансово - хозяйственную деятельность предприятия. Например, если проводить анализ по всем 12 критериям по организации, применяющей упрощенный режим налогообложения, то некоторые из них будут несопоставимы.
Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков:
1 Налоговая нагрузка
2. Осуществление организацией финансово - хозяйственной деятельности с убытком в течение 2 - х и более календарных лет.
3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год.
8. Построение финансово - хозяйственной деятельности на основе заключения дого-
воров с котрагентами - перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами.
11. Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
На основе данных показателе можно проанализировать торговую организацию, применяющую УСНО (таблица 1).Получившиеся показатели сравниваются с общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков (по виду экономической деятельности - оптовая торговля).
Данная методика оценки финансово - хозяйственного положения организации позволяет налогоплательщику не только проверять свои налоговые риски, но и контролировать общее положение финансового состояния организации.
Таблица 1 - Критерии оценки риска налоговой проверки ПО «Опт-Торг» за 2012 год
Показатели |
2012 год |
Примечание |
1. Налоговая нагрузка |
1,2 |
0,84, (Организация находится на УСНО) |
2. Осуществление организацией финансово - хозяйственной деятельности с убытком в течение 2 - х и более календарных лет |
- |
Убытка нет |
3. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) - Налоговые доходы - налоговые расходы |
Трд |