Современная бизнес – структура вынуждена вкладывать немалые денежные средства не только в развитие своего основного бизнеса, но и в сопутствующие, непрофильные сферы – в услуги HR - специалистов, рекламных агентств и исследовательских компаний, в клининговый сервис, доставку горячих обедов для сотрудников фирмы и т.д. То есть – в аутсорсинг. В современном мире все большую популярность приобретает аутсорсинг услуг.
К примеру, в таких развитых странах как США, это вопрос приобрел политическую окраску и является важным пунктом, как во внутренней, так и внешнеполитической деятельности. Что касается Краснодарского рынка, то край переживает интенсивный период развития маркетинга, что естественно сопряжено и с развитием аутсорсинга маркетинга.
В ноябре 2012 г. автором был проведен опрос специалистов по маркетингу предприятий Краснодарского края о перспективах аутсорсинга услуг в маркетинговой сфере. Данное исследование показало, что 90,9% опрошенных маркетологов считают применение аутсорсинга маркетинговых услуг довольно эффективным.
Результаты проведенного исследования продемонстрированы на рисунках 1, 2, 3, 4.
При ответе на вопрос «Как Вы считаете, эффективно ли применение аутсорсинга в маркетинге?»; 90,9% опрошенных признали, что считают применением аутсорсинга эффективным.
Рисунок 1 – Мнения об эффективности применения аутсорсингамаркетинговых услуг
При достаточно высокой оценке потенциальной эффективности аутсорсинга только 22,7% компаний довольно часто пользуются подобными услугами. Большинство компаний пользуется аутсорсингом время от времени (43,2% опрошенных).
Рисунок 2 – Частота применения аутсорсинга в работеНа вопрос, «Какие виды маркетинговых работ Вы обычно передаете внешнему исполнителю?» агентство получило следующие ответы: 17,4% передают аутсорсеру организацию и размещение рекламы в СМИ, немного меньшее количество респондентов, а именно 14,5% передают подготовку промо-материалов и наружной рекламы.
Организацию и проведение BTL – мероприятий передают на аутсорсинг 11,6%. Чаще всего внешнему исполнителю передают проведение маркетинговых исследований и анализ рынка – 18,1%. Разработку маркетингового бюджета доверяют аутсорсерам лишь 1,4% респондентов, составление маркетингового плана на год – 2,2%. Что же касается разработки маркетинговых стратегий, то их отдают во вторые руки только 5,1% респондентов.
Рисунок 3 - Виды работ, передаваемых на аутсорсингАутсорсинг, как и любой бизнес – ход, имеет ряд своих преимуществ. Специалисты выделяют два основных – использование опыта узких специалистов и экономия времени – 43,9% и 40,2% соответственно. Любопытно, что лишь 12,2% опрошенных назвали основным преимуществом экономию средств. Кроме того, к позитивным сторонам аутсорсинга относят повышение качества проводимых мероприятий, а также свежие креативные идеи, генерируемые компаниями – аутсорсерами.
50% специалистов - маркетологов чаще остаются довольными, нежели неудовлетворенными работой аутсорсера. Полностью удовлетворены результатом 6,8% процентам респондентов, а недовольными работой внешнего исполнителя остались лишь 2,3% опрошенных. На рисунке 4 представлены показатели удовлетворения от выполнения работ внешним исполнителем.
Среди основных причин недовольства работой аутсорсеров названы несоответствие цены качеству выполненных услуг, нехватка квалифицированных кадров и дефицит креативных идей, а также незнание аутсорсером узкопрофильной области работы компании, несвоевременная сдача работ и неточность информации.
Рисунок 4 – Удовлетворение от работ, выполненных внешним исполнителемПроблема довольно слабой компетенции тревожит многих заказчиков аутсорсинговых услуг. Возникает вопрос доверия. Как показало исследование, лишь 2,2% респондентов доверяют составление таких ключевых документов как маркетинговый план внешнему исполнителю.
Основными объектами недовольства по результатам опроса стали такие услуги как реклама, PR, BTL, дизайн и маркетинговые исследования. Профессионализм, четкое понимание поставленной задачи, серьезный и ответственный подход к выполнению заказа, своевременность, качество, креативность и порядочность исполнителя – вот необходимый набор качеств, коими должен обладать аутсорсер, по мнению опрошенных.
Большинство специалистов по маркетингу все же верят в развитие аутсорсинга, в частности аутсорсинга маркетинга. И все чаще остаются довольными работой аутсорсеров.
Во всем мире аутсорсинг имеет место быть и пользуется спросом. Уверена, что в ближайшие годы Краснодарский край пойдет по этому пути более интенсивно. Специалист, работающий в компании ("Заказчик") не может знать всего. Для этого, собственно, и нужны аутсорсеры. Сложность в том, что качество услуг не всегда соответствует заявленному уровню. И еще один важным моментом является стоимость услуг. На текущий момент ситуация на Краснодарском рынке такова, что экономически целесообразнее взять в штат инсайдера, чем оплачивать услуги агентств. К примеру у зарубежных коллег услуги аутсорсеров обходятся куда дешевле, чем содержание своего штата. Данные проблемы можно отнести это к "болезням роста" рынка интегрированных маркетинговых технологий.
Что же касается темпов развития то, по мнению опрошенных маркетологов, сейчас аутсорсинг переживает этап накопления трудового опыта (как такового), и что широкое и профессиональное использование его как обычного инструмента в маркетинге среднего и малого бизнеса наступит через 6-10 лет. Тогда и цена на такие услуги будет более адекватной.
Ну а пока аутсортинг стоит дороже, чем собственные специалисты. И это одна из преград на пути его развития. Скачка в аутсорсинге не получится до тех пор, пока компании не начнут переоценивать свои подходы к этой сфере. Нанимая сотрудника с окладом в 18000 рублей в месяц вряд ли компания получит результат, не потратив кучу времени и средств на обучение такого специалиста. В то же время профессионал, который за комплексный проект может взять сумму равной 1-5 зарплатам, но дать гораздо больше пользы и экономического эффекта, нежели годовая и более работа одного или штата не очень сильных маркетологов.
По мнению специалистов, со временем агентства перейдут на проектную модель, что позволит привлекать специалистов-практиков очень высокого уровня, причем из отрасли, для которой работает агентство. Качество проектной команды позволит значительно улучшить результат, что будет способствовать созданию успешных проектов. Маркетинговые услуги стремительно развиваются во всем мире, поскольку потребители становятся все более опытными и требовательными к качеству. Значит и у маркетинговых услуг есть большой потенциал для развития. По мере развития рынка специализация будет углубляться. Появятся новые компании, которые будут концентрировать свои усилия на обслуживании узких, нишевых сегментов – отраслевые агентства с достаточным опытом и стабильным качеством работы. Начав с аутсорсинга достаточно простых и емких видов деятельности, требующих большого количества рук и ног с развитием рынка клиенты будут заказывать более сложные виды маркетинговых услуг.
На основании приведенной информации можно сделать вывод, что аутсорсинговые услуги уже стали привычным явлением в Краснодарском бизнесе, и большая часть компаний время от времени к ним прибегает. Кроме того, проведенное исследование позволило сформулировать основные векторы развития компаний, предлагающих аутсорсинг маркетинговых услуг. Можно предположить, что на начальном этапе самыми востребованными услугами станут услуги, изображенные на рисунке 3.
Список использованных источников:
Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента. Б.А.Аникин, И.Л.Рудая. Инфра-М, 2009 г., 320 с.
Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. Аксенов Е., Альтшулер И.; СПб, Питер Год: 2009 г., 464 с.
Маркетинговые исследования. Практическое руководство. Нэреш К. Малхотра; 3-е изд., пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002 г., 960 с.
Журнал «Новости маркетинга» - актуальные теории и концепции маркетинга, маркетинговые исследования, аналитика, 2013г.
http://rosregistr.ru (Рынок аутсорсинга в России только начинает развиваться)
http://delonovosti.ru/business/1426-autsorsing-v-rossii.html (Аутсорсинг в России)
http://ru.wikipedia.org
http://www.my-market.ru