ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Основной задачей общеобразовательного учреждения является улучшение условий организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества теоретической и практической подготовки учащихся. Учителя находятся в постоянном поиске новых технологий обучения, направленных на гуманизацию образовательных и воспитательных систем, ориентированных на качественное изменение современного педагогического процесса [2].

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса [18].

Учитель ОБЖ, который владеет игротехнической компетентностью может влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития школьников, изменять их мотивацию и познавательную активность учащихся [1].

В процессе исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования предметных знаний на уроках ОБЖ и недостаточным методическим обеспечением для внедрения имитационных технологий, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выявленное противоречие обусловило выбор темы работы - «Использование имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»», а так же определило объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

Объект исследования: процесс повышения эффективности обучения учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

Предмет исследования: совершенствование образовательного процесса посредством использования имитационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель исследования: выявить эффективность использования имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задачи исследования:

- провести анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- раскрыть сущность имитационной технологии как элемента оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;

-разработать и апробировать систему уроков с использованием имитационных технологий.

Гипотеза исследования - формирование знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективным, если:

-рассматривать имитационные технологии как элемент оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;

-обеспечить развитие у учащихся познавательного интереса;

-разработать и внедрить систему уроков с использованием имитационных технологий.

Научно-методическая и практическая значимость исследования заключается в том, что исследование носит актуальный характер, так как, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме совершенствования учебного процесса материалы не содержат достаточных методических разработок для внедрения имитационных технологий в процесс обучения. В работе сделана попытка обобщить и систематизировать имитационные технологии, уточнить их понятийно-терминологический аппарат, выявить влияние на развитие познавательного интереса у учащихся, формирование знаний на уроках ОБЖ.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 ч углубленным изучением математики» города Оренбурга.

Методы исследования:

-теоретические методы: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования (направлен на выявление актуальности и состояния изученности проблемы)

-эмпирические методы: наблюдение, тестирование (направлено на изучение уровня предметных знаний у учащихся); анкетирование (направлено на выявления познавательного интереса учащихся).

-методы математической статистики, направлены на выявление достоверности полученных результатов.

База исследования:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 ч углубленным изучением математики» города Оренбурга.

Глава 1. Теоретические аспекты использования имитационных технологий

как средство формирования знаний у учащихся

на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

Современное общество предъявляет к специалисту высокие требования, в которых отчётливо просматривается востребованность образования высокого качества, отвечающего мировым стандартам. Поэтому эффективным является подход, который учитывает или, по крайней мере, не игнорирует мировой опыт. Учёные, занимающиеся проблемой качества образования, отмечают три основные тенденции преобразований в образовательной сфере [17, 19, 23].

Во-первых, - это мировая тенденция смены парадигмы образования, ведущая к смене классической модели системы образования, разработке новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.

Во-вторых, - движение нашей школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру, что приводит к гуманитаризации и компьютеризации образования, к возникновению на основе самостоятельности школ, сообществ, преподавателей и учащихся. В-третьих, восстановление традиций русской школы и образования.

В связи с этими тенденциями «содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры; формирование у обучающегося картины миры, соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы; интеграцию личности в национальную и мировую культуры; воспитание человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [25].

Анализ современных педагогических исследований и практика отечественной высшей школы свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме качества образования, ставшей одой из наиболее острых общенациональных проблем. Это вызвано происходящей функциональной дифференциацией управленческого труда, изменениями организационной структуры высшей школы, децентрализацией образовательной системы и т.д. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами с ориентацией на качественные аспекты, а также создание условий для повышения качества общего образования [3, 34].

В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования [6]. Необходимо сохранить лучшие традиции отечественного образования, расширить и углубить гуманитарное образование, обеспечив формирование у учащихся адекватного представления о современном мире. Требуется переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания [32].

Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс (повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик; компьютеризация и телекоммуникационные системы; диверсификация, вариативность образования; индивидуализация; гуманизация и гуманитаризация образования [19].

Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах.

Перспективные концептуальные основы данной образовательной области были заявлены общественной организацией ещё в начале становления предмета ОБЖ: «Нужно, чтобы каждый из нас, все вместе ясно осознали ситуацию, в которой оказались человек, Россия, мировое сообщество… Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз». Здесь чётко обозначены признаки необходимой новизны, обуславливаемой современной проблемой безопасности жизнедеятельности во всей её полноте [26].

Актуальность изучения курса ОБЖ в средней школе обусловлена тем, что сегодня научно установлено, что всё более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодёжь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т.е. и себе) от собственной жизнедеятельности. В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается и в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями Президента России, законодательством, нормативными актами органов управления образованием. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится. Необходимо формирование у учащихся мировоззренческих взглядов, которые позволят им сознательно освоить современную культуру безопасности. Более того, от качества знаний в этой области напрямую зависит безопасность учащихся [24].

Таким образом, назначение основ безопасности жизнедеятельности состоит в формировании мировоззрения и воспитании культуры безопасности учащихся, адекватных современной эпохе развития цивилизации.

Имитационные технологии как элемент оптимизации образовательного процесса

Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса.

Первые дидактические игры появились в нашей стране в конце XVIII в. В разные годы игра привлекала внимание исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности [14, 33].

В 1955 году американская корпорация «Рэнд корпорейшн» разработала первую имитационную игру для американского военного флота, которая открыла путь к развитию и применению имитационных технологий в Америке и в нашей стране [18]. С середины 1980-х годов имитационными играми стали интересоваться практические психологи, педагоги, учителя-предметники. Возникли имитационные игры не только экономические и управленческие, но и частные предметные, которые повлияли на создание имитационных технологий.

Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.

Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения». Ее специфика состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.

Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни [19, 30].

Педагогические задачи имитационных технологий:

-формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме;

- приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;

-развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности;

-формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;

-создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.

Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии: неигровые имитационные методы и игровые имитационные методы. [18].

Кнеигровым имитационным методам относятся:

-ситуационные задачи и упражнения;

-анализ конкретных и случайных технологий;

-игровое проектирование;

-информационный лабиринт;

-групповые дискуссии;

-психодиагностика;

-моделирование конкретных проблем;

-просмотр видеозаписей игр, ситуаций, с обсуждением поведения участников и др.

К игровым имитационным методам относятся:

-«инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях;

-ролевые игры;

-тренинг;

-деловые игры (дидактические);

-креативные интерактивные технологии;

-компьютерные игровые имитационные технологии и др.

Примеры некоторых имитационных неигровых методов.

При проведении учебного занятия в виде игрового ситуационного упражнения или дискуссии обучаемые имеют свободу при выборе стратегии своих действий. При изучении вопросов личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС). В процессе выполнения выпускной квалификационной работы мы также пользовались методом АКС для проведения уроков в экспериментальной группе [1].

При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения – приучить учащихся к системе аналитического поведения: предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций [2, 15].

Основными этапами применения метода АКС является:

-ознакомление учащихся с ситуацией;

-определение того, что надо выяснить, решить;

-дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа;

-анализ и обобщение результатов.

Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям.

Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях.

Для проведения уроков, где учащиеся должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать и приводить в систему изученное целесообразно применять метод заданий с моделированием. Учащиеся самостоятельно составляют задания с моделированием опорных таблиц, схем. Это мобилизует учебно-познавательную деятельность школьников, систематизирует знания, способствует формированию ассоциативной и долговременной памяти. Табличные формы могут применятся на всех этапах урока. В схемах и таблицах материал представлен конкретно, лаконично, вместе с тем обобщено. Работа над заданиями с моделированием развивает самостоятельность и активность учащихся, а в целом оптимизирует учебный процесс [4, 8].

Метод решения ситуаций. Методика организации метода заключается в моделировании нерешенной ситуации. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но и разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется коллективное обсуждение.

Примеры некоторых имитационных игровых методов.

Имитационные игры – это особый класс учебных, производственных, управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решения на основе индивидуальных подходов [18, 31].

Широкое применение имитационных игр в учебном процессе потребовало разработки методики их организации и проведения. Принципы построения имитационной игры:

-Принцип наглядности – структура игры и информационная база варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.д.).

-Принцип автономности – отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют игру направить для конкретного состава участников, дают возможность построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры [20].

-Принцип «открытости» - отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки.

-Принцип сбалансированности игровой деятельности – от этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация целей образования. Интенсификация игровой деятельности, ее объем и содержание в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей совокупности конкретных условий: сложности решаемой проблемы, состава игроков, наличия времени и т.п.

-Принцип насыщения – наличие технических средств для передачи и обработки информации.

-Принцип сбора, систематизации и обобщения экспертной информации – цель проведения имитационной игры в полной мере достигается тогда, когда в составе материала содержится тщательно продуманная и обработанная методика экспертного оценивания.

Принципы организации и проведения имитационных игр [38].

-полное погружение участников игры в игровую ситуацию (необходимо, что бы проведения имитационной игры сопровождалось набором заданий);

-постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (первые этапы игры должны быть максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую игровую деятельность и адаптироваться к новым условиям);

-равномерная игровая нагрузка на участников игры (на каждом занятии учащиеся должны получать равные порции новых знаний);

-соревновательность игровых групп (соревнования между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения, повышает мотивацию);

-правдоподобие моделируемой ситуации (игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную).

Чтобы учащиеся могли легко вникнуть в проблемную ситуацию, «прожить» ее и найти выход, существует метод ролевой игры [16]. Ролевая игра всегда носит в образовании обучающий характер[29], она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развития. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях или вполне реальных, отражающих реальные события.

Классификация игр [18]:

-по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические),

-по характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, диагностические, профориентационные),

-по игровой методике (предметнее, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации),

-по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, на местности, компьютерные, технические).

Целевые ориентации[40]:

- дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, применение в практической деятельности знаний, умений и навыков.

- впитывающие – воспитание самостоятельности, формирование нравственных установок, сотрудничество, коммуникативность.

- развивающие – развитие психических процессов, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

-социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.

Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача учителя ОБЖ «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.

Для успеха имитационной технологии важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условия общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.

Затруднения, связанные с полной реализацией целей урока и игры заключаются в том, как правило, могут быть вызваны низкими коммуникативными способностями школьников [7, 9].

Коммуникативные способности – это организация общения между индивидуумами, основанного на получении сказанного, умении говорить, осуществлять вербализацию и слушать [11].

Основные характеристики общения в системе имитационной технологии обучения:

-доброжелательность;

-возможность свободного проявления чувств;

-развитие эмпатийных отношений (имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умения сопереживать;

-использование способов ненасильственного общения (свобода выбора, допущение ошибок при формировании нового знания, приемы доверия);

-развитие умения понимать, выработка установок децентрации;

-развитие умений воспринимать ситуации не как хорошие или плохие, а как ситуации требующие размышления, разрешения.

Имитационные технологии на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

Основную нагрузку по подготовке учащихся к правильному поведению выполняют учителя ОБЖ, которые начинают заниматься с детьми с 5 класса. Этот возраст характеризуется повышенным любопытством активностью, неукротимой энергией и непредсказуемым поведением в случае какой-либо опасности. Все это обуславливает выбор возрастной категории детей для проведения нашего исследования, так как именно через имитационные технологии отрабатывается алгоритм правильного, безопасного поведения у учащихся в повседневной жизни [12].

По программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе вопросам безопасности в повседневной жизни уделяется недостаточное количество времени. [21].

Использование традиционных методов обучения на уроке не дает возможности высоко развить умения и навыки по адекватному принятию решения и безопасному поведению в случае опасной ситуации в повседневной жизни, а также у школьников снижается уровень качества предметных знаний.

Целесообразно принимать меры по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса. Применение имитационных технологий на уроках ОБЖ способствует формированию предметных знаний, развитию умений и навыков безопасного поведения у учащихся. Кроме того занятия с использованием имитационных технологий вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на динамику качества знаний учащихся [20].

Приведем некоторые примеры [16, 29]:

Пример 1.

Ситуативная задача.

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.

Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности.

  1. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети.

  2. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

  3. Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ответ: 1.

Пример 2.

Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд других людей.

Задание: Скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

  1. У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера до рассвета что-то колит, забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына.

  2. Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме – залог здоровья.

  3. Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки… - Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он.

Ответ: 2.

Пример 3.

Работа, по составлению алгоритмов действий.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности

Алгоритм действия в случае затопления квартиры

  1.  
    1. Сообщить родителям (взрослым).

    2. Позвонить по телефону 01 и вызвать специалистов.

    3. Отключить электричество и перекрыть воду.

    4. Собирать воду в местах затопления.

Приме 4.

Решение проблемных задач.

В качестве ситуации детям предлагается стихотворение и ситуационные вопросы о причинах возникновения пожара в доме.

- Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера и ответьте на вопросы: Можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Пример 5.

Сюжетно-ролевая игра.

Задание:

Просмотрим жизненные ситуации. Ваша задача прокомментировать и обосновать действия участников.

Дима один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: «Здравствуй, а родители дома? А когда вернуться?»

Ответ Димы: «Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда перезвонить?»

Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя. Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:

1.Сценарий должен иметь реалистическую основу или взят прямо «из жизни». Но это не означает, что надо описывать этот производственный фрагмент со всеми технологическими тонкостями, которые учащемуся еще долго не будут известны.

2.В учебной ситуации не должно содержаться более 3 моментов, которые учащиеся должны выделить и прокомментировать в терминах изучаемой концепции.

3.Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 3 изучаемых проблем, должны быть 2-3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения.

Организация эффективного обучения учащихся по имитационной технологии предполагает соблюдение ряда принципов [35, 37].

Принцип проблемности. Имитационная технология, в отличие от обучения готовым решениям, основана на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуждения, т.е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и учащиеся органически, функционально (т.е. с необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым и развивающим.

Организация коллективной мыслительной деятельности через разрешение проблемных ситуаций не только индуцирует вербальную деятельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвоение новых знаний, умений становится для школьников смыслообразующим моментом личностного развития.

Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личностного взаимодействия педагога и ученика, ученика - ученика. Организация взаимодействия педагога и учащихся в обучении по имитационной технологии требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик.

Эффективность обучения радикально зависит оттого, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия.

Принцип единства развития каждого участника и группы (коллективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осуществляется не только в процессе парного взаимодействия с педагогом, но и в ходе общения со многими людьми. Общение - это средство становления у ребенка многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. с. общение - это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформированы в результате «парной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопереживание любому человеку вряд ли можно развить только умозрительным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующего поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения.

Имитационная технология предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития каждого ее участника.

Принцип самообучения на основе рефлексии. Эта технология ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предоставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.

Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего созревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности, что открывает возможности для целостного развития личности и самообучения [36].

Для успеха имитационных технологий исключительно важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.

Основные требования к характеристикам общения в системе имитационных технологий [35]:

-доброжелательность, неагрессивность предложений, обращений и т.д.;

-возможность свободного проявления чувств, что будет способствовать развитию уверенности и творческих способностей;

-развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;

-использование способов ненасильственного общения, например таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т.д.;

-развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т.е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса;

-развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т.е. воспринимать их как проблемные ситуации.

Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, учащиеся усваивают знания, правила безопасного поведения в повседневной жизни, вырабатывают особый взгляд на безопасность жизнедеятельности.

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию имитационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

База исследования - Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением математики» города Оренбурга.

В научно-исследовательской работе приняли участие учащиеся 5 «В» и 5 «Г» классов, в количестве 54 человек. Количество учащихся в двух классах одинаковое, возраст респондентов 10-11 лет.

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования позволил определить траекторию организации и проведения научно-исследовательской работы. Исследование по выявлению эффективности использования имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» происходило в период с сентября 2012 г. по январь 2013 г. и включало три этапа.

Основные методы исследования [9, 13]:

-теоретические методы: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования (направлен на выявление актуальности и состояния изученности проблемы)

-эмпирические методы: наблюдение, тестирование (направлено на изучение уровня предметных знаний у учащихся); анкетирование (направлено на выявления познавательного интереса учащихся).

-методы математической статистики, направлены на выявление достоверности полученных результатов.

Педагогический эксперимент - это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Он позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связи между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия. В эксперименте можно проверить эффективность тех или иных педагогических нововведений; сравнить действенность различных факторов или изменений в структуре процесса и выбрать оптимальное их сочетание; выявить необходимые условия для реализации определенного комплекса задач; обнаружить особенности протекания процесса в новых условиях и т.д.

Эффективность эксперимента во многом зависит от того, насколько тщательно проведен предварительный теоретический анализ явления, представлен его исторический обзор, изучена массовая практика с целью определения максимально точного поля эксперимента и его задач [27, 39].

Педагогический эксперимент помогает решить ряд задач исследования:

-установить зависимость между определенным педагогическим воздействием (системой их) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;

-выявить зависимость между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;

-определить зависимость между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

-сравнить эффективность двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбрать для них оптимальный вариант с точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т.д.);

-доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

-обнаружить причинные связи [13].

Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами [39].

На первом этапе исследования (сентябрь 2012 – октябрь 2012 гг.) изучена и проанализирована научно-педагогическая, психологическая и методическая литература по проблеме исследования, определена тема выпускной квалификационной работы, сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования. В данный период определено место и роль имитационной технологии в учебном процессе на уроках ОБЖ. Установлено, что в основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной жизни. Теоретический анализ позволил разработать систему уроков с использованием имитационных технологий и определить методы проведения экспериментальной части исследования.

На первом этапе исследования были решены следующие задачи:

-осуществлен поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности;

-теоретически обоснована и разработана система уроков с использованием имитационных технологий;

-проведен констатирующий педагогический эксперимент, определены экспериментальная и контрольная группы учащихся.

В научно-исследовательской работе приняли участие учащиеся 5 «В» и 5 «Г» классов, в количестве 54 человек (таблица 1).

Таблица 1

Список участников педагогического исследования

Учащиеся 5 «В» класса

Учащиеся 5 «Г» класса

1.

Арина А.

Светлана Б.

2.

Кристина А.

Тимур Г.

3.

Елена В.

Арсений Д.

4.

Николай В.

Евгений Е.

5.

Валерий Д.

Анна Ж.

6.

Ирина И.

Альбина К.

7.

Андрей И.

Виктория К.

8.

Маргарита К.

Александр К.

9.

Татьяна К.

Елена К.

10.

Наталья К.

Анастасия М.

11.

Юлия Л.

Игнат Н.

12.

Александр М.

Ольга Н.

13.

Рустам М.

Любовь П.

14.

Инна Н.

Алексей П.

15.

Кирилл О.

Ринат П.

16.

Галина П.

Павел П.

17.

Альфия Р.

Нурия Р.

18.

Антон Р.

Валентин Р.

19.

Мария Р.

Екатерина С.

20.

Анастасия С.

Виктор С.

21.

Юлия С.

Анастасия С.

22.

Алексей С.

Ашот С.

23.

Ирина Т.

Елена С.

24.

Наталья Х.

Кристина Т.

25.

Мурат Ш.

Эмиль Т.

26.

Илья Я.

Антонина Ю.

27

Наталья Я.

Кристина Я.

По результатам констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная (5 «В» класс) и контрольная (5 «Г» класс) группы.

В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента выявлены исходные уровни следующих показателей:

-уровень сформированности знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности (по Л.В. Байбородовой) (Приложение № 1) [3];

-уровень развития познавательного интереса (по методу Л.Д. Столяренко) (Приложение № 2) [8];

На основании адаптированных методик были проведены диагностические процедуры и изучено:

1. Уровень сформированности знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.

Ученики двух групп отвечали на вопросы теста. Слово тест произошло от английского слова «test» - проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие [20].

К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разрабатывались; процедура тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам); тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала. Данные тесты получили название стандартизированные. Тесты, разработанные учителями или специалистами-предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.

Тесты разрабатываются в соответствии с национальными стандартами. Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны.

С высокой эффективностью тесты могут быть применены для текущего, промежуточного и итогового контроля. Главное требование к итоговым тестовым заданиям – соответствие уровню государственного стандарта образования.

При анализе ответов мы руководствовались следующими критериями оценок:

-высокий уровень – школьники, верно, ответили на все вопросы, что соответствует оценке «5»;

-средний уровень – школьники ответили правильно более, чем на 85 % вопросов, что соответствует оценке «4»;

-низкий уровень – учащиеся ответили правильно более, чем на 60 % вопросов, что соответствует оценке «3».

-очень низкий уровень – учащиеся ответили правильно менее, чем на 60% вопросов, что соответствует оценке «2».

Полученные результаты переведены в проценты и представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности знаний у учащихся по безопасности жизне деятельности на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, установлено, что уровень сформированности знаний по безопасности жизнедеятельности у пятиклассников в основном на низком и среднем уровнях, то есть группы учащихся однородны по качеству предметных знаний и умений. Так, процент качества знаний у учащихся 5 «В» класса составляет 44%, а у учащихся 5 «Г» класса - 55%. Полученные результаты выявили необходимость в повышении теоретической подготовки учащихся.

2. Уровень развития познавательного интереса

Изучение развития познавательного интереса осуществлялось по методу Столяренко Л.Д. (Приложение № 2) [8];

Для успешного осуществления учебной деятельности у учащихся большое значение имеет уровень познавательного интереса. В процессе исследования познавательного интереса учащихся на констатирующем этапе эксперимента нами применялась диагностика познавательного интереса учащихся Л.Д. Столяренко.

Полученные результаты переведены в проценты и представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень развития познавательного интереса у учащихся на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, в процессе проведения констатирующего этапа эксперимента установлено, что учащиеся обеих групп однородны по уровню развития познавательного интереса, который выражен в слабой и средней степенях.

В период второго (формирующего) этапа (ноябрь 2011 – декабрь 2012 гг.) исследования осуществлялась апробирование системы уроков с использованием имитационных технологий.

Для экспериментального обоснования системы уроков были задействованы экспериментальная группа, сформированная в рамках констатирующего педагогического эксперимента. Одновременно проходили занятия в контрольной группе, где применялись традиционные методы обучения.

Третий (контрольный) этап (декабрь 2012 - январь 2013 гг.) исследования был направлен на:

- изучение и интерпретацию полученных диагностических данных;

- оформление результатов исследования;

- подведение итогов, выводов, разработку практических рекомендаций;

- внедрение результатов научного исследования в практику на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением математики» г. Оренбурга;

- оформление исследования.

Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию имитационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

На основании адаптированных методик были проведены диагностические процедуры на контрольном этапе эксперимента и выявлено:

1. Уровень сформированности знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.

Полученные результаты переведены в проценты и представлены на рисунке 3.

В результате анализа полученных данных установлено повышение уровня знаний учащихся в области безопасности жизнедеятельности в двух группах. Однако в экспериментальной группе данные показатели значительно выше. Так, процент качества знаний учащихся в экспериментальной группе составляет 85%, а в контрольной группе 70%.

Рис. 3. Уровень сформированности знаний у учащихся по безопасности жизнедеятельности на контрольном этапе эксперимента

Данные результаты подтверждают эффективность использования имитационных технологий на уроках ОБЖ.

2. Уровень развития познавательного интереса

Изучение развития познавательного интереса осуществлялось по методу Столяренко Л.Д. (Приложение № 2) [8];

Для успешного осуществления учебной деятельности у учащихся большое значение имеет уровень познавательного интереса. В процессе исследования познавательного интереса учащихся на констатирующем этапе эксперимента нами применялась диагностика познавательного интереса учащихся Л.Д. Столяренко.

Полученные результаты переведены в проценты и представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень развития познавательного интереса у учащихся на контрольномм этапе эксперимента

В результате анализа полученных данных установлено положительное влияние использования имитационных технологий на уроках ОБЖ на уровень развития познавательного интереса у учащихся. Так, в экспериментальной группе 82% учащихся с высоким уровнем познавательного интереса, в то время как в контрольной группе этот показатель составляет 78%

Таким образом, использование имитационных технологий на уроках ОБЖ положительно влияет на развитие познавательного интереса и на повышение качества знаний у учащихся в области безопасности жизнедеятельности (в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента уровень сформированности знаний наблюдался на низком уровне, на контрольном этапе исследования учащиеся экспериментальной группы перешли на высокий уровень, в то время как у контрольной группы этот показатель изменился с низкого до среднего. Граничные значения для 5% уровня при 27 вариантах по критерию Стьюдента td=2,2., следовательно данные достоверны.

Следовательно, в процессе преподавания ОБЖ необходимо усилить работу в применение различных методов, входящих в группу имитационных технологий.

Выводы:

  1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы позволил выявить, что роль имитационной технологии в учебном процессе мало изучена. Исследований в области эффективности применения данных технологий на уроках ОБЖ крайне недостаточно.

  2. Установлено, что имитационные технологии способствуют оптимизации образовательного процесса, ибо они направлены на формирование у учащихся целостного представления изучаемого материала, приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений, развитие теоретического и практического мышления, положительной учебной мотивации через развитие познавательного интереса.

  3. Выявлено, что разработанная система уроков с использованием имитационных технологий положительно влияет на повышение качества знаний в области безопасности жизнедеятельности и на развитие познавательного интереса при изучении предмета ОБЖ у учащихся экспериментальной группы.

Список использованной литературы:

  1. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев; под ред. С.В. Петрова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб.гос.пед.ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 248 с. (Рекомендовано УМО Министерства образования и науки Российской Федерации).

  2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе / В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. С.118-128.

  3. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.

  4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько //Педагогика третьего тысячелетия. М.: Просвещение, 2002.

  5. Богданова О.А. Использование компьютерных технологий для внутришкольной оценки качества качеств знаний и умений учащихся /О.А. Богданова // Научно-методический журнал. № 1. 2009.

  6. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко. М.: Академия, 2006. 288с.

  7. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. М.: Просвещение, 2004.

  8. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной М.: Педагогика, 2002.

  9. Ермакова М.А. Основы научно-методической деятельности студентов: учебное пособие для студентов педагогических вузов /М.А. Ермакова, Н.В. Сократов, Т.И. Меерзон. Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. университет. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. 168 с.

  10. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. М.: Просвещение, 2003.

  11. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова. М.: ВАКО, 2005. 304 с.

  12. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебн. пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / В.И. Загвязинский. М: Издательский центр «Академия», 2004. 192 с.

  13. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений / В.И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

  14. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. М.: Просвещение, 2004. – 157 с.

  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М: Издательский центр «Академия», 2001.

  16. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт. составитель Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006. 120 с.

  17. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П. Панасюк. М.: Просвещение, 2000.

  18. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений / А.П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 386 с.

  19. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебн. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М: Издательский центр «Академия», 2007. 512 с.

  20. Поташник М.М. Управление развитием образовательного процесса /М.М. Поташник. М.: Педагогика, № 2. 1995.

  21. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы / под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006. 112 с.

  22. Романов Ю.В. Критериальная система оценивания: опыт использования / Ю.В. Романов. // Научно-методический журнал № 1. 2009. С.55-63.

  23. Савельев А.Я. Высшее образование. Состояние и проблемы развития / А.Я. Савельев. М.: Просвещение, 2001.

  24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Просвещение, 1993.

  25. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования / Н.А. Селезнева. М.: Педагогика, 2004.

  26. Серпиков Н. Как сделать урок ОБЖ интересным / Н.Серпиков// ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. №5. С.63-64.

  27. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования / М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1986.

  28. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. М.: Айрис-пресс, 2004. 64 с.

  29. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 классов общеобразоват. школ / А.Т. Смирнов. М.: Просвещение, 2005. 171 с.

  30. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. М.: Творческий центр «Сфера». 2003.

  31. Трайнев И.В. Оптимизация структуры учебной информации /И.В. Трайнев. М.: Педагогика, 2003.

  32. Трайнев И.В. Организация контроля качества учебного процесса / И.В. Трайнев, М.Ю. Горштейн под общей ред. проф. И.М. Ващенко. М.: Просвещение, 2003.

  33. Уроки о труде пожарных // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 7-8.

  34. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждений / Н.И Хромов. М.: Айрис-пресс. 2008. 288с.

  35. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования / А. Хуторской. // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

  36. Чеков М. Чему хотят учиться дети / М. Чеков. // Народное образование. 2003. № 2. С. 110-112.

  37. Чимарев В. М. Оценка адаптивных возможностей детей в условиях обучения в инновационном образовательном учреждении / В. М. Чимарев, Н.Н. Малярчук. // Валеология. 2000. № 1. С. 21-22.

  38. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 768 с.

  39. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационный систем: дис. д-ра пед. наук / Н. О. Яковлева. М.: Педагогика, 2003.

  40. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: ЦКФЛЛ РАО, 1997. 248 с.

Приложение № 1.

Контрольно-измерительные материалы (тесты)

Инструкция для учащихся: при выполнении контрольных тестов следует сосредоточиться и вдуматься в смысл каждого вопроса и описанной ситуации. На каждый вопрос предлагается три ответа, из которых нужно выбрать единственно правильный ответ.

1. Придя домой из школы, вы почувствовали в квартире запах газа. Можно ли при этом включать свет?

1) да;

2) нет;

3) не имеет значения.

2. Вы дома один, обнаруживаете, что одна из розеток нагрелась и искрит. Как следует поступить?

1) не приближаться к ней, ждать возращения родителей;

2) надеть резиновые перчатки, взять отвертку и попытаться устранить замыкание проводов;

3) Отключить электричество и дождаться родителей.

3. Чтобы не произошло возгорание электробытовых приборов надо придерживаться следующих правил:

1) не ставить их на синтетические покрытия;

2) не держать их включенными более 4-х часов;

3) не ставить на них ваз с водой, не закрывать салфетками.

4. Как надо тушить телевизор при его возгорании?

1) можно быстро принести воды в воде и потушить;

2) набросить на него плотное одеяло и поливать водой;

3) прежде всего выключить из розетки, потом набросить одеяло и поливать водой.

5. Из-за повышенного давления газа при включении конфорки вспыхнула одежда на вашем друге. Как вы будите действовать?

1) крикните ему, чтобы он бежал в душ, а сами побежите звать на помощь родителей и звонить «03»;

2) попытаетесь водой из раковины залить огонь, пользуясь посудой;

3) повалите его на пол и накроете его снятым с вешалки пальто, после того, как огонь погаснет, вызовете «03».

6. Что угрожает человеку в первую очередь при пожаре в квартире?

1) открытый огонь;

2) ядовитый дым;

3) возможное задымление.

7. Как следует вести себя, если квартира сильно задымлена?

1) быстро покинуть квартиру, плотно затворяя за собой все двери, дышать лучше через мокрую ткань, передвигаться ближе к полу;

2) медленно выйти из квартиры;

3) накинуть на голову пиджак постараться обнаружить и устранить источник задымления.

8. В квартире пожар, сильный дым, надо срочно покинуть квартиру, не непонятно, куда пропал младший братишка. Что делать?

1) громко позвать и сказать, чтобы бежал к дверям;

2) заглянуть во все комнаты, и убедившись, что найти его трудно, бежать за помощью к соседям;

3) проверить укромные места, так как дети от страха часто не отзываются и прячутся.

9. Выйдя из квартиры вы обнаруживаете в подъезде сильный дым, где-то на этажах – пожар. Но не беспокоитесь, современные здания огнеупорны, и вам ничто не угрожает. Верно ли это? Нужно ли что-либо делать?

1) не верно: надо срочно покинуть горящий дом и сообщить о пожаре;

2) верно: вам в вашей квартире ничто не угрожает, современные перекрытия выдерживают открытое пламя 2 час, а пожар длиться несколько десятков минут, надо только сообщить в пожарную часть и ждать;

3)неверно: ядовитый дым и газы проникают через щели и вентиляцию во многие квартиры, необходимо сообщить пожарным и загерметизировать квартиру.

10. Для чего опытные люди нам советуют не поджигать сухую прошлогоднюю траву, не бросать и не бить бутылок во дворе, не разводить костров под деревьями?

1) чтобы не получилось ожогов, травм и порезов;

2) чтобы не погубить деревья;

3) чтобы не создавать условий ля возникновения пожаров.

11. Назовите самые опасные поражающие факторы пожара:

1) температура и токсичные продукты горения;

2) открытый огонь и пониженное содержание кислорода;

3) потеря видимости вследствие задымления.

12. Почему в частных домах с печным отоплением нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорят все дрова?

1) закрывать ее можно и нужно, чтобы не уходило тепло;

2) недогоревшие дрова задымят весь дом;

3) в дом станет поступать угарный газ.

13. Мужчина, увидев дым из-под соседской двери, надел противогаз и кинулся спасать людей. Погибли все. Почему это произошло, ведь мужчина был в противогазе?

1) он погиб от высокой температуры;

2) видимо, он заблудился в дыму, пока искал детей;

3) он погиб от угарного газа, который не обезвреживается противогазом.

14. Как правильно себя вести в горящем помещении?

1) пригибаться к полу;

2) дышать через мокрую ткань;

3) использовать оба эти приема.

15. Доврачебная помощь при отравлении угарным газом:

1) вызвать рвоту;

2) холод на голову;

3) вынести на свежий воздух.

16. Что такое гопколитовый патрон??

1) патрон для ракетницы при пожарной опасности;

2) устройство для повышения эффективности огнетушителя;

3) дополнительное устройство для противогаза, обезвреживающее угарный газ.

17. Какими огнетушителями можно тушить электрические приборы?

1) углекислотными ОУ-2 или порошковыми ОП-2;

2) химическим пенными ОХП-10 или водопенными – ОВП-5;

3) любыми.

18. Чем тушить горючие газы и жидкости?

1) водой;

2) огнетушителями порошковыми ОП-2;

3) огнетушителями водопенными – ОВП-5.

19. Почему, входя в горящее помещение, нельзя резко открывать дверь?

1) на вас может что-нибудь упасть;

2) поступающий через двери воздух взрывообразно воспламеняется;

3) из-за сильного жара.

20. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

1) убежать;

2) закричать;

3) вызвать пожарных.

Ответы:

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

1.

2

11.

1

2.

3

12.

3

3.

3

13.

3

4.

3

14.

3

5.

3

15.

2

6.

2

16.

3

7.

1

17.

1

8.

3

18.

2

9.

3

19.

2

10.

3

20.

3

Приложение № 2.

Диагностика познавательного интереса учащихся

(по Столяренко Л.Д.)

Вопросы

Ответы

1. Как ведет себя учащийся, когда задан вопрос на сообразительность

А) предпочитает помучиться, но сам находит ответ (5б.)

Б) когда как (3 б.)

В) предпочитает получить готовый ответ от других (0 б.)

2. Много ли читает учащийся дополнительной литературы по предмету?

А) постоянно (5 б.)

Б) мало читает (3 б.)

В) не читает совсем (0 б.)

3. Часто ли учащийся задает вопросы по новой или пройденной теме урока?

А) часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) не задает совсем (0 б.)

4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности?

А) очень эмоционально (5 б.)

Б) средний уровень выраженности эмоций (3б.)

В) эмоции ярко не выражены или отрицательны (0 б.)

5. Просит и выполняет (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?

А) просит часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) никогда (0 б.)

6. При выполнении любого задания подходит к нему творчески?

А) часто (5 б.)

Б) не всегда (3 б.)

В) никогда (0 б.)

7. Старается при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие методы и приемы работы?

А) старается сделать это сам, без участия учителя (5 б.)

Б) перед тем как сделать интересуется у учителя (3 б.)

В) дальше предложенного метода не движется (1 б.)

Интерпретация результатов:

35 – 30 - высокий уровень

20 – 29 – средний

0 – 19 – низкий

Просмотров работы: 18591