МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВ А. ПЛАТОНОВА И ДЖ. ОРУЭЛЛА. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВ А. ПЛАТОНОВА И ДЖ. ОРУЭЛЛА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В профильном обучении проектирование принято рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников. Ученикам в профильной школе предлагается прочтение произведений А.Платонова «Ювенильное море», «Чевенгур» и Дж.Оруэлла «Скотный двор», выходящих за рамки общеобразовательной программы.

В организации исследовательской деятельности учащиеся используют следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования организуют работу с текстом. Для этого сначала учителем проводился выбор метода, с помощью которого ученики смогут исследовать типы героев. Затем учащиеся накапливают материал, при этом работают в библиотеке не только с текстом произведения, но и с критическими статьями, монографиями по изучаемой теме. После сбора информации анализируют материал, делают выводы.

Следующий этап – это повторное обращение к анализу текста и переосмысление результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы. Такая последовательность работы способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, что позволяет учащимся определять собственную позицию. Итогом работы становится защита проекта.

Довольно сложным для восприятия учащихся является творчество А.Платонова: историки литературы до сих пор точно не решили, в какой тематический, проблемный ряд поместить писателя. По словам М.Н. Геллера, «он привлекает странной художественной системой своих произведений, разнородными типами героев, нарочито антилитературным, корявым языком» [2, с.47].

Джордж Оруэлл - английский писатель середины 20 века. Однако имя его в России мало известно. А если оно где-то и упоминается, то с непременными комментариями вполне определенного характера: антикоммунист, пасквилянт и т. п.[3, с.127]. В его произведениях можно выявить параллели с героями А.Платонова: «природный человек», «сокровенный человек», «спасатели и преобразователи», «инженеры и активисты», «дети».

Имя Платонова и его произведения знакомы учащимся еще с начальной школы, но в старших классах изучение творчества писателя выходит на иной качественный уровень. Поэтому для более эффективного усвоения материала возможно использование проектной технологии на занятиях литературой.

Данная технология является современным элементом в методике преподавания литературы. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Эта проблема решается психолого-педагогической наукой. Такие зарубежные и отечественные ученые как С.А.Безрукова , О.Ю.Богданова, Д. Дьюи, С.В. Кульневич, Шацкий С.Т. и другие занимались проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы подробно рассматривается М.Г. Качуриным. Ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления» [4, с.234]. М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников»[4, с.238]. Данная позиция принята нами для организации исследовательской деятельности изучения произведений А. Платонова и Дж. Оруэлла.

Для создания проекта были выбраны произведения А. Платонова 20-30-х г. «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» и сказка Дж. Оруэлла «Скотный двор».

Целью данного исследования является выявление характерных черт героев произведений и причисление их к определенному типу.

Учебное исследование предваряют уроки-лекции по творчеству А. Платонова. Работа над исследованием начинается с опроса учеников путем постановки проблемных вопросов, связанных с изучением мировоззрения автора. Следующий этап исследования – первичный срез особенностей восприятия учащихся. После этого ученики приступают к выполнению проекта «Типология героев».

Работа была организована в группах по 4-5 человек, где каждая из них решает предложенную учебно-познавательную задачу. Состав группы подбирается таким образом, чтобы кто-то из учащихся (лидер) мог оценить, учесть индивидуальный вклад каждого из группы. Школьники решают центральную проблему урока: по каким признакам можно отнести конкретного героя к следующим типам: «природный человек», «спасатели и преобразователи», «сокровенный человек», «инженеры и активисты» и «дети». Решение проблемы потребует хорошего знания текста, кропотливой деятельности с ним.

Для работы в группах были предложены следующие задания:

1. Как характеризуют героя отношения с окружающими?

2. Как характеризует его отношение к делу?

3.Почему герои А.Платонова и Дж.Оруэлла находятся в поиске истины?

4. Как писатель решает проблему "человек и мир"?

5. "Платонов - антинародный писатель, извративший истинные качества русского народа..." (А. Гуревич). Согласны ли вы с этим утверждением литературного критика?

Как известно, проектная деятельность предполагает результат. После выполнения заданий ученики приходят к выводам, что каждый герой индивидуален и несет свою идею. Это поможет приурочить героя к конкретному типу. К примеру, работа ученика Феди В. «К первому типу отнесем героя А. Платонова «Сокровенного человека» Фому Пухова. Герой чувствует родство с природой и осознает «силу мировых законов вещества их справедливость и примерную искренность» [4: с. 43].Он понимает, что природа сильнее человека, но в то, же время ему приходиться столкнуться с ее стихиями (метель, шторм). «Гада бестолковая! - вслух и навстречу движемуся пространству сказал Пухов, именуя всю природу», но в то же время ему жаль, что природа скудеет по вине человека «живой и мертвый инвентарь природы, ветхий от климатического износа и топора походов войны»[7: c. 33]. Автор достаточно тонко описывает взаимоотношения Пухова с землей и природой «Ветер тормошил Пухова, как живые руки большого неизвестного тела, открывающего страннику свою девственность и не дающего ее, и Пухов, шумел своей кровью от такого счастья» [2: с. 110 ]. Пухов и природа словно сливаются в одно целое».

Работа Анны М. «В произведении Дж.Оруэлла присутствует герой, которого мы можем отнести к «природному» типу. Логично к нему причислить ослика Вениамина. «Он был старше всех на ферме годами и хуже всех нравом. Он больше помалкивал и молчание нарушал, только чтобы отпустить какое-нибудь циничное замечание - к примеру, заявляя, что господь Бог дал ему хвост, чтобы отгонять мух, но он лично обошелся бы и без хвоста и без мух»[6: с.38] Хотя все считают Вениамина глупым животным, но на самом деле он высказывает довольно перспективные идеи по поводу дальнейшей жизни животных без человека».

Итогом деятельности учеников стала защита проекта, выполненная в различных формах (сочинение, презентация, сценка и т.д.). Защита итоговой работы была представлена в классе.

Выполнив данную работу по сопоставлению героев А. Платонова и Дж. Оруэлла, ученики узнают, что можно провести параллели образов героев отечественного писателя и зарубежного. Они приходят к выводам, что произведения, написанные в один временной промежуток, но в разных странах, несут похожие идеи.

Исследовательский прием дает возможность ученикам убедиться в том, что литературное произведение должно рассматриваться не только с точки зрения миропонимания автора, но и с точки зрения критиков, занимающихся изучением произведений конкретного автора.

Проектный метод не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения непосредственно связанные с практической деятельностью [1, с.84].

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативны, активно участвуют в деятельности различных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Список используемой литературы.

1. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Просвещение, 1999.

2. Геллер М.Н. Платонов в поисках счастья. - Париж, 1982.

3. Гилесон Б. Обаяние зверя.-Новое время, №3, 1991.

4. Карасев,Л.В. Движение по склону: Пустота и вещество в мире А.Платонова// Вопросы философии.- 1995.- №8.

5. Качурина М.Г. «Организация исследовательской деятельности

6. Оруэлл Дж. Скотный двор.-М.1989.

7. Платонов, А.П. Котлован. Ювенильное море. Повести. - М.: Дрофа, 2002.

Просмотров работы: 1554