ЮРИЙ НОРШТЕЙН И ЕГО МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ «ЁЖИК В ТУМАНЕ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЮРИЙ НОРШТЕЙН И ЕГО МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ «ЁЖИК В ТУМАНЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Ёжик в тумане» – культовый мультипликационный фильм Юрия Норштейна, создан по мотивам одноименной сказки писателя Сергея Козлова – автора многих известных детских сказок и сценариев для мультфильмов. Выпущен студией «Союзмультфильм» в 1975 году.

В 1976 году мультфильм получил первые призы на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Возникает вопрос, как мультфильм, который длится всего 10 минут, мог завоевать столь небывалую популярность? Для ответа сначала необходимо уточнить, что нам известно о таком искусстве, как мультипликация.

Говорит Ю. Норштейн: «С какого момента начинается мультипликация - загадка. Знаю только, что сначала есть чистый лист бумаги – в отличие от игрового кино, где нет такого листа. Мультипликация – чудовищное искусство, где надо сочинять все, от первой линии на белом поле до последнего наслоения звука при перезаписи. Все сочиняется. Нам ничего не дано. В этом ужас. Но в этом и упоение».

Сила данного искусства в том, что оно позволяет сквозь некую условность угадывать реальность. Это роднит мультипликацию с театром. Только здесь функцией действия является изображение. Чувства отражаются от натуральной материи, превращая ее в фантазию, – это есть основное условие творчества.

Тайна там, где левая рука не знает, что делает правая. Мы не можем узнать таинства соединения тобой же придуманных ритмов и рифм. Творчество начинается после пути, проработанного знанием.

В живописи существует момент, когда статичное изображение бесконечно обновляется в нашем восприятии, это считается высшим достижением. Другими словами, произведение оживает. Самая удивительная сторона мультипликации в том, что здесь технологический момент абсолютно равен чисто творческому. Изображение «оживает» в результате работы технологических приспособлений. Эмоциональный поток должен пройти через ряд рациональных моментов. У живописца его нерв, карандаш, рука точно воспроизводит его внутреннюю вибрацию. Здесь твоя внутренняя вибрация проходит через рациональные фильтры. Творческие находки, которые позволили создать неповторимую атмосферу тумана и привели в изумление американских коллег после просмотра «Ёжика», оказались обычной целлулоидной пленкой.

Но наша радость владения способом изображения напрасна – это всего лишь ремесло. Тайна там, где мы остаемся с вопросами без ответов. Но здесь-то начинается творчество. Фантазия расширяет экран. За символом должна стоять история – иначе он превратится в дорожный знак. Должно оставаться поле тайны. То же относится и к кино. Материя завершаема и в конце концов статична. Необходимо довести ее до такого состояния, когда она продолжала бы развиваться. Содержала тайну. И это самый болевой момент. Однако, вернемся к нашему объекту исследования.

Образы, созданные в мультфильме, стали легкоузнаваемыми, цитируемыми, у некоторых авторов они приобрели символическое значение.

Образная глубина фильма «Ежик в тумане» вызывает множество бурных эмоциональных реакций зрителей. Как любое талантливое художественное произведение этот короткий мультипликационный фильм кроме фактического, предметного содержания, имеет сложное символическое и аллегорическое значение, которое оказывает многоуровневое воздействие на зрителя. Кто-то, может быть, тронут детской беззащитностью и милой наивностью детской сказки о ежике и медвежонке, кто-то может увидеть символическое и аллегорическое значение, созданное сказочным образом. Кого-то из зрителей затронет и мнимое значение содержания сказки, вовсе не следующее из фактических событий. Зритель находится под впечатлением внутренних, рожденных в глубинах его подсознания образов, которые не связаны ни с фактическим, ни с мнимым символическим значением картины.

По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды. Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой. Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева – Ёжика.

Но на пути к Медвежонку Ёжика ожидали разные неприятности, пугающие и неведомые образы, которые таил в себе туман.

С точки зрения аналитической психологии, ночное путешествие Ёжика представляет собой погружение сознания в бессознательную сферу. Ночь, туман, вода, – все это символический ряд сферы бессознательного, темного и непознаваемого. Однако и не такого страшного, как могло бы показаться зрителю на первый взгляд: филин, представляя собой образ Тени (по К. Г. Юнгу), лишь неотступно следует за Ежиком, иногда являя из тумана – Бессознательного – свой пугающий лик. «Некто в воде» выносит Ежика на берег, а Пес помогает воссоединиться с важной потерянной частью себя, – баночкой малинового варенья.

Сергей Григорьевич Козлов получил счастливую возможность образными средствами мультипликации рассказать то, что невозможно было высказать в короткой миниатюре в книге. Изучение творчества Сергея Козлова показывает, что в 1969 он адаптировал и пересказал для детей сказки охотников и оленеводов Чукотки. Андрей Демкин в своей работе «Ежик в тумане. Апокрифическая мифология детской сказки» пишет, что работа с мифологическим материалом северных народов, исповедующих шаманизм, послужила для Сергея Козлова толчком для более детального знакомства с древней религией, которая легла в основу его мировоззрения, нашедшего прямое отражение в сказках про Ёжика и Медвежонка.

Итак, когда наступают сумерки (лучшее время для начала путешествия в Нижний мир), Ежик отправляется в путешествие. Рядом с Ежиком неотступно следует грозный и могучий Дух в образе Филина, иногда показываясь из Тумана и пугая Ежика. Возможно, это охранитель Ежика, который хочет обратить на себя внимание, но Ежик еще не полностью готов для встречи с духом-охранителем. Он не видит и не слышит Филина, хотя тот находится в нескольких шагах от него и ухает в полный голос. Сам Ежик – замкнутая и молчаливая натура, склонная к созерцанию, вероятно, находится в начале пути к знакомству с Духами из сферы Тумана. Ночь влечет его, несмотря на таящиеся опасности.

Начиная свое путешествие в мире относительной Реальности – Среднем мире, Ежик делает несколько попыток заглянуть в Нижний мир. Он смотрит в воду и в глубокий колодец, которые являются символическими «воротами» из Среднего мира в Нижний, которые используются шаманами для своих путешествий. В начале путешествия, проходя через Темный лес, Ежик, рассуждая о предстоящей встрече с Медвежонком, упоминает можжевеловые веточки, которые предстоит бросить в огонь. Можжевеловые окуривания используются шаманами для вхождения в измененное состояние для путешествий – дым можжевельника обладает несильным галлюциногенным действием. Также окуривание дымом можжевельника позволяет очистить духовное тело от скверны. Поднявшись на гору, Ежик неожиданно видит перед собой в тумане Белую Лошадь, которая привлекает его. Образ лошади, коня напрямую связан с понятием Коня-ветра – личной духовной силы. Именно наличие сильного Коня-Ветра позволяет устанавливать связь с духовной составляющей своей сущности и воспринимать духовные сущности окружающего мира.

Увидев Лошадь, Ёжик решил «спуститься с горки в туман, чтобы понять, как там внутри». Ежик начинает схождение вниз. Конечно, он пока не попадает в Нижний мир. Духи позволяют ему ознакомиться с его Преддверием. Спускаясь в Туман, Ежик лишается в нем даже своего тела: «Вот, и даже лапы не видно…». Он пытается вступить в контакт с Лошадью – но пока у него ничего не получается. Однако в Тумане Нижнего мира случаются другие встречи: откуда-то сверху падает лист, из под него выползает рогатая улитка, появляется и исчезает видение неведомого зверя с хоботом. Ежик продолжает движение в Тумане, а его Конь находится где-то неподалеку, там, где еще секунду назад был сам Ежик. Но не все обитатели Нижнего мира безопасны. Через мгновение на Ежика чуть не нападает Нетопырь. При этом Филин следует неотступно за Ежиком и время от времени вступает с ним в контакт, однако Ежик все еще не воспринимает Филина должным образом, называя его «Психом», – и тут же на него вновь пытается напасть летучая мышь – недоброжелательный дух, обитающий в этих местах. Неожиданно, где то рядом в Тумане, Ежик обнаруживает присутствие чего-то очень большого. Ежик пытается наугад нащупать это «что-то» с помощью палки (шаманский посох) и обнаруживает, что находится у корней огромного дуба, с раздвоенным внизу стволом. Ствол и ветви дерева простираются ввысь, далеко за пределы Тумана. Без сомнения, Ежик нашел в своем путешествии, протекающим по наитию, ось Мира – Мировое Дерево. Его корни начинаются в Нижнем мире, у ворот которого находится Ежик, а верхние, уже невидимые ветви – простираются до Верхнего духовного мира. Дерево это – место встречи Батюшки-Неба и Матушки-Земли. В этом месте сходятся Прошлое, Настоящее и Будущее.

Расщелина – дупло в Дереве может приглашать Ежика спуститься еще ниже, к истокам корней, в глубины Нижнего Мира, но он еще не готов для такого путешествия, и духи не искушают его на столь опасное продолжение путешествия. Стоит Ежику заглянуть в Дупло, как он слышит далекий голос Медвежонка, зовущий его. Духи стараются оградить Ежика от опасности, к которой он еще не готов. Внезапно Ёжик вспоминает, что оставил где-то свой узелок с вареньем. Немедля находятся светлячки, которые выводят Ежика из опасной близости к входу в Нижний мир из сгущающегося тумана в прекрасную рощу, напоминающую храм. Но Ежик еще не умеет общаться с Духами и просить их о помощи – светлячки улетают. Туман вновь сгущается, и недружественные, как кажется Ежику, сущности всплывают то ли в тумане, то ли в его сознании. Из начавшегося круговорота негатива Ежика выхватывает голос Медвежонка и мгновенно появившийся сильный Дух в образе собаки, который, несмотря на свою грозную внешность, весьма дружелюбен и возвращает Ежику утерянный узелок с вареньем. Ежик, вероятно, может усвоить из путешествия один из первых своих уроков: мир вокруг достаточно дружелюбен, и если твой путь светел, и ты нашел в себе силы и желание обратиться к своей духовной сущности, взглянув за пределы Среднего мира, то окружающие тебя духовные существа будут беречь тебя и помогать тебе в любых, даже самых безвыходных ситуациях.

Вероятно, для закрепления этого урока, сделав несколько шагов в Тумане, Ежик падает в реку, протекающую недалеко от Мирового Дерева. Что это за река? Это иное олицетворение средоточия Вселенной – река Долбор, соединяющая Верхний, Средний и Нижний миры, связующая в единое целое сознание. Как и Дерево, Река служит источником силы. Она является и олицетворением потока Сознания, которому Ежик благоразумно покоряется: «Я в реке – пускай река сама несет меня». Несмотря на очевидный страх перед стихией, Ежик покоряется ей, и его несет вниз по течению. Вниз – это дальше в Нижний мир. Долбор берет свое начало в Верхнем мире – у вершины Мирового дерева. Ежик поступает как опытный путешественник: покоряется реке и ждет, куда она его вынесет. Скорее всего, где-то там, впереди – водопад в ущелье или дыра в земле, куда с грохотом падают воды Долбора. Однако духи понимают, что Ежик еще не готов к такому путешествию – для этого ему следует набраться сил и заручиться поддержкой своих духов-помощников.

Плывя по течению Долбора, Ежик видит звезды в небе, а возможно, и Гвоздь Неба – Полярную звезду, которая может направлять его в Путешествии. Вновь появляется образ Коня-Ветра. Ежик боится овладевшей им стихии и, предчувствуя возможное падение в Нижний мир, думает о смерти: «Я совсем промок. Я скоро утону». Однако, как и в случае с узелком, Дух («Кто-то») принявший форму рыбы, приходит на помощь Ежику, возвращая его на берег. При этом общение Ежика с Духом- Рыбой происходит посредством «беззвучного» разговора. Духи не пускают Ежика в Нижний Мир еще и потому, что это первое путешествие в духовный мир по сути своей – откровение для него.

Ежик завершает свое путешествие у дома Медвежонка. В мультфильме «Ежик в тумане» специально сделан резкий контраст между «земными» заботами Медвежонка и новым состоянием Ежика, который лишь «вчетверть» уха слушает переживания о переставшем интересовать его малиновом варенье. Глаза Ежика устремлены в Пространство Сущего, к истокам которого он только что прикоснулся, он вышел из Тумана совершенно иным. Его душу тронули совершенно необычный опыт и переживания. «Медвежонок все говорил и говорил, а Ёжик думал: «Хорошо, что мы опять вместе…», а еще Ёжик думал о Лошади: «Как она там, в тумане?»

Вот такое путешествие совершил наш Ежик в Тумане. Почему же оно так трогает зрителей? Это было Путешествие в область коллективного бессознательного, унаследованного от предков, живших в языческую эпоху. Путешествие Ежика отдаленно напоминает великое Путешествие Души с момента смерти и до последующего повторного рождения.

Образ главного героя, по словам художника, дался ему нелегко. «На Ёжике нужно было сделать один фон.… Но фоном это назвать нельзя, это такое пространство, где идет Ёжик, и это пространство должно быть плотное, и, как мне кажется, оно должно быть ольховым, потому что он приближается к сырому месту, нужно, чтобы в кадре были ольховые листья». Франческа Арбусова (жена Норштейна, художник-аниматор «Ёжика») нарисовала ольховые листья и огромное дерево, уходящее своей кроной ввысь. «Если взглянуть на это, понятно, что Франческа очень хорошо все это чувствовала. Но там не только Франческа, там много Саши Жуковского (оператор), потому что просто так пространство кадра не выстроить.… Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия.…Вполне вероятно, что в «Ёжике в тумане» произошел счастливый случай совпадения всех элементов. Там еще целая история была с персонажем, как он рисовался. Если бы я не выбросил все те персонажи, которые делались, то мы бы имели целую энциклопедию ёжиков. Может, я во многом виноват, я все время говорил Франческе, что он должен быть столбиком, бревнышком,.. Но! Его появление, - и он мгновенно должен отпечататься в глазах, и должна быть сразу на него реакция. И, сколько ни рисовалось, - все не туда. Пока однажды, наконец, я наорал на нее так! Она расплакалась так, что сейчас вправе судить по всей строгости закона.… Но в этот момент она сделала персонажа. Когда мы стали делать «Ёжика в тумане», персонаж, соединение со стихией, тут, конечно, сразу появилась масса проблем, постепенно персонаж стал слоистым, у него появилась основа одна, потом сверху накладывался целлулоид со следующей.… Потом это все легко сочиняется. Но надо сначала к этому прийти».

Мультипликация – это тайны сознания и чувства, помещенные на пленку. И чем больше неожиданности, вымысла, тем лучше.

Литература:

  1. Тимофеева И. «Не скоро сказка сказывается» / «Ведомости» № 1069 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vedomosti.sfo.ru/articles?article=33662

  2. Норштейн Ю. Снег на траве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ю. http://www.videoton.ru/Articles/cneg_trav.htmlhttp://www.videoton.ru/Articles/cneg_trav.htmlhttp://www.videoton.ru/Articles/cneg_trav.html Н

 

Просмотров работы: 1821